Принято считать, что так называемое "трофейное" кино впервые появилось на советских экранах в 1948 году. В это время СССР вел лихорадочную работу по созданию собственного ядерного оружия, советское правительство остро нуждалось в деньгах, поэтому соображения корысти взяли верх над соображениями идеологии. Было решено, с целью пополнения государственного бюджета, выпустить в советский прокат ряд "буржуйских" фильмов, захваченных Красной Армией на территории Германии и других европейских стран.
Как показали дальнейшие события, это решение было серьезным идеологическим просчетом коммунистического руководства. "Трофейное" кино испортило целое поколение советской молодежи, пробудив в ней мечту об иной, не советской жизни. По словам Иосифа Бродского, "одни только четыре серии "Тарзана" способствовали десталинизации больше, чем все речи Хрущева на XX съезде и впоследствии".
Однако выясняется, что история "трофейного" кино началась гораздо раньше - после похода Красной Армии в Польшу в сентябре 1939 г.
Дина Дурбин и Леопольд Стоковский в фильме "Сто мужчин и одна девушка" (1937)
9 апреля 1940 г. сын Марины Цветаевой Георгий Эфрон записывает в своем дневнике:
"...В Москве со вчерашнего дня идет новый американский фильм, который называется "Сто мужчин и одна женщина". В выходной день я на него пойду - Муля обещал достать билеты для меня, Ириши, мамы и себя самого. Ведь не шутка! Американский фильм в Москве!" (Эфрон Г. Дневники. М., 2004, т. 1, с. 35.)
Этот коллективный поход в кино по какой-то причине не состоялся, но фильм Мур все-таки посмотрел. 13 апреля он записывает:
"Вчера - 12-го - все-таки настоял на своем - и поехал в Москву. Приехал - и сейчас же достал билет на американский фильм, несмотря на большую очередь и на "пророчества" мамы. Фильм неплохой, и Дина Дёрбин дивно поет (Травиата - это здорово)". (Там же, с. 37.)
Тот факт, что американский фильм в советском прокате был событием экстраординарным, подтверждают воспоминания эмигрантки второй волны В.А. Пирожковой, опубликованные в 1998 г. в журнале "Нева".
"Я помню, какой фурор произвели оба американских фильма, ленты которых оказались «военной добычей» короткого похода в Польшу. Оба фильма были музыкальные, один об Иоганне Штраусе, «Большой вальс», другой - "100 мужчин и одна девушка", с знаменитым дирижером Леопольдом Стоковским. Советское кино решило само поставить музыкальный фильм; так появилась "Музыкальная история" с Лемешевым, но куда ей было до тех двух фильмов!"
В.А. Пирожкова. Потерянное поколение. Воспоминания о детстве и юности.
"Большой вальс" (1938)
"Большой вальс", судя по дневникам Мура, появился в Москве несколько позже. Вот его запись от 21 июня 1940 г.:
"Говорят, что выйдет на наших экранах замечательный американский фильм "Штраусовский Вальс". О нем за границей замечательно говорили, и он имел громадный успех в Париже. Если это не утка, нужно непременно будет его посмотреть". (Эфрон Г. Дневники. М., 2004, т. 1, с. 88.)
Запись от 2 июля 1940 г.:
"Сегодня иду с матерью смотреть американский фильм "Большой Вальс" (о Штраусе). Я этот фильм уже видел, но матери скучно идти одной, а я хочу, чтоб она этот отличный фильм увидала, так вот я и тащусь". (Там же, с. 108.)
24 мая 1941 г. в письме к сестре Але Мур пишет:
"Когда показывали "Большой Вальс" с Фернаном Гравэ и Луизой Рейнер, все наши девицы смотрели по 8-10 раз." (Эфрон Г. Письма. М., 2002, с. 23.)
Действительно, "Большой вальс" пользовался таким невероятным успехом у советского зрителя, что в 1960 г. его выпустили в прокат второй раз - теперь уже на законных основаниях.
Таким видели "Большой вальс" советские зрители 1940 года.
Милица Корьюс в роли Карлы Доннер.
Фернан Граве в роли Иоганна Штрауса, Луиза Райнер в роли Польди.
В том же письме к Але от 24 мая 1941 г. Мур упоминает еще один американский фильм:
"Скоро на экранах столицы появится новая американская картина: "Песнь любви", где играет Ян Кипура". (Там же, с. 23.)
Картина, на самом деле, была не такая уж новая - производства 1936 года. "Песнь любви" (Love Song, другое название:
Give Us This Night) - первый американский фильм с участием известного польского тенора Яна Кепуры (Мур пишет его фамилию на немецкий лад - Кипура).
Ян Кепура и Глэдис Суорсаут в фильме "Песнь любви".
Фото из американского журнала Photoplay, 1936 г.
Фильмом Мур остался недоволен. 7 июня 1941 г. он пишет Але:
"Наши девочки были разочарованы "Песней о Любви": "Кипура поет хорошо, но играет, как сапог, и почему он так таращит глаза?" Действительно "Песнь" - старьё. А Милица Корьюс поет сто раз лучше, чем эта Глэдис Суорсаут. Да просто "Большой Вальс" ни с чем не сравним". (Там же, с. 27.)
Подозреваю, что "Песнь любви" тоже происходила из "трофейных" запасов, взятых в Польше в 1939 г.
Следует еще добавить, что Дина Дурбин скончалась в апреле нынешнего года, а звезда фильма "Большой вальс" Луиза Райнер благополучно здравствует по сей день.