Бог, шельма и Смольный

May 25, 2016 18:25

Это должен был быть пост о том, как изобретательно судьба может наказать человека за черствость и эгоизм ( Read more... )

институты благородных девиц

Leave a comment

Comments 34

ermenengilda May 26 2016, 21:26:52 UTC
Очень интересно. Я читала немного об этой любовнице Тютчева и ее тетушке и жалела старушку -- а тут открылись такие любопытные детали. (Тютчев вообще, судя по всему, был не особо чистоплотным в моральном плане человеком. Первой жене изменял с будущей второй, потом еще совращение этой несчастной девушки... Александр-то хотя бы позаботился о Долгоруковой и детях.)

Reply

e_gerontidy May 27 2016, 09:59:54 UTC
Да уж. Конечно, денег у императора было больше, но ведь дело не только в этом.
Как я читала, дочь от Денисьевой воспитывалась в частном пансионе (и очень вероятно, что на деньги в.кн. Елены Павловны), а два сына после смерти матери оставались с Анной Дмитриевной. Только через год (? не уверена, но не раньше точно), когда дочь и младший мальчик умерли от скоротечной чахотки, "Тютчев упросил дочь Анну взять к себе единственного оставшегося ребенка, Федю. Позднее он писал Анне (13 октября 1870 года), что передает ей "15 200 рублей из капитала, который… предназначаю для Феди… доход с него (капитала - В. К.), 5 1/2 процентов, будет идти на содержание Феди в учебном заведении"" (цитата из книги Вадима Кожинова)

Reply

ermenengilda May 27 2016, 10:24:06 UTC
Что ж, тоже выход. Видимо, Анна взяла Федю к себе, когда вышла замуж за Аксакова в 1866 и зажила своим домом. Своих детей у них с Аксаковым, похоже, не было.

Reply


acila_13 July 8 2016, 18:44:57 UTC
Гуля всплыла.

Reply


anonymous July 9 2016, 12:17:05 UTC
Тютчева, конечно, не красит эта история с Лёлей. Если почитать его письма того времени к жене, то он все время "плачет", что не может без неё. И это в то время, когда, фактически живет с Денисьевой? Что это? Лицемерие, игра заигравшегося человека? Или забавы старика, оставшегося в душе мальчишкой? Но когда Лёля умерла уже не было смысла притворяться. А он пишет:
"О, этот юг! О, эта Ницца!
О как их блеск меня тревожит,
Жизнь, как подстреленая птица,
Подняться хочет и не может!"
Я думаю, все, конечно, глубже, чем выглядит со стороны. Пошлость, измены. Да! Это так. Но о таких людях мы не можем судить со своей житейской точки зрения. Это необычные люди и поступки у них необычны (об этом еще Пушкин писал).

Reply

e_gerontidy July 13 2016, 15:07:03 UTC
Я не очень понимаю, почему к каким-то людям мы должны применять особые моральные критерии. Заодно не ясно, как мы будем определять таких людей? По количеству изданных стихотворений? По оценке современников? Не проще ли разделять талант и моральные качества, чтобы честно признавать "Ну да, был хороший поэт, но плохой человек" (я сейчас не про Тютчева, я абстрактно)?

Reply

anonymous July 20 2016, 03:35:46 UTC
Конечно, надо применять особые моральные критерии в людям из разных эпох. Тютчев, может быть, и слабый человек, но плохой? Почему? Из-за того что изменял своим женам? Пушкиноведы пишут, что и после женитьбы Пушкина на Гончаровой у него были романы. Но никто Пушкина не называет плохим человеком из-за этого. В XIX веке к романам относились снисходительно. Правда, если они были кратковременными,а не такими длиными по времени, как у Тютчева с Денисьевой. Даже в начале XX века кто-то писал (не помню Чехов или Анненский) "здесь изменяют все". Кстати, эта волна свободных отношений выплеснулась и в революцию, достаточно вспомнить Коллонтай или Ларису Рейснер с их теорией, что заниматься любовью, всё равно, что выпить стакан воды ( ... )

Reply

anonymous July 21 2016, 08:20:04 UTC
Из воспоминаний Соколовой, посмотрите просто в дореволюционных журналах несокращенный вариант. У меня под рукой нет, но название и номер, насколько помню, был указан в сборнике воспоминаний институток от "Ломоносовъ" (спасибо составителю за это, обрезали мемуары все там очень знатно).

Reply


anonymous July 24 2016, 06:22:29 UTC
Ок. Спасибо, нашел.

Reply


Leave a comment

Up