А.Дугин в книге «Эволюция парадигмальных оснований науки» выделил три парадигмы, согласно которым эволюционировала наука, начиная с древнейших времен вплоть до настоящего времени (приведу цитату целиком):
«Три основные сверхобобщающие парадигмы
В качестве самых общих парадигм мы предлагаем взять три парадигмы - парадигмы сферы, луча и отрезка. Каждая из этих парадигм может лежать в основании философии, науки, мифологии, теологии, гносеологии и т.д. Каждая парадигма диктует собственные пропорции отношения к миру, представление о его общей структуре, перспективы и модели его познания. Именно диалектическое развитие этих парадигм, их соотношение и смена предопределяют, с нашей точки зрения, ход человеческой истории, само возникновение науки, ее развитие, условия, приведшие к ее становлению. Каждая из парадигм радикально меняет содержание терминов и интеллектуальных конструкций, которые формально, лексически, могут выглядеть одинаково. Переход от одной парадигмы к другой в корне трансформирует основные параметры восприятия реальности человеком, трансформирует статус самого человека.
Парадигма сферы
Каждая из парадигм доминирует на определенных исторических этапах. При этом, на первый взгляд, их эволюция имеет характер последовательности: изначально древнему человечеству и традиционным обществам свойственна парадигма сферы. Онаявляется исходной и обнаруживается у большинства древних и современных (чаще всего восточных) цивилизаций. И в историческом и в географическом смыслах эта парадигма распространена шире двух остальных. Она соответствует ба зовым, глубинным уровням человеческой психики и поэтому остается удивительно устойчивой даже в те периоды, когда на внешнем уровне ее вытесняют иные альтернативные парадигмы. Парадигма сферы основана на том, что Божество (Первоначало, Первопричина) находятся внутри мира, единосущно миру, неразрывно и субстанциально с ним связано. Это порождает концепцию «циклического време-ни», «вечного возвращения». Этот мотив пропитывает все мифологические и религиозные учения, кроме авраамических религий - иудаизма, христианства и ислама, но даже и в них он наличествует на уровне мистических, эзотерических течений, несколько отличающихся от догматической ортодоксии.
Парадигма луча
Следующей за ней логически и исторически является парадигма луча. Она сопряжена с уникальной теологией тех традиционных форм, которые называют «религиями откровения» или «монотеизмом». Б основе парадигмы луча лежит идея о творении мира из «ничто», ex nihilo. Такой подход жестко разрывает непрерывность сферического мира, равномерно проникнутого присутствием Божества, Первоначала. Здесь Бог-Творец представляется внешним по отношению ко Вселенной, отделенным от природы мироздания. Отношение наличных существ к Первопричине резко меняется по сравнению с парадигмой сферы. Реальность становится разомкнутой с одной стороны - со стороны ее возникновения. Парадигма луча порождает однонаправленное время, подводит основу под возникновение концепции «истории» как «стрелы времени». Однако религии Откровения (хотя и в разных формах) учат о том, что на определенных этапах человеческой истории отчуждение, лежащее в основании творения ех nirnlo, будет преодолено как проявление «милости Божией». И начиная с определенного момента имманентная тварная реальность будет «искуплена», «спасена», возведена к трансцендентному Истоку. Эта эпоха искупления называется «эсхатологической» или «мессианской». Мир в этот момент прекращает быть отчужденным от Творца и переходит к иному модусу бытия, напоминающему в общих чертах то, как понималась природа реальности в парадигме сферы. Поэтому луч (или полусфера) ограничен с одной стороны - со стороны догмата о творения мира из «ничто» и неограничен с другой. Эта «неограниченность» не подразумевает неопределенно долгой длительности. Символ луча берется здесь условно, лишь для того, чтобы подчеркнуть «полубесконечную» модель, начинающуюся с радикального разрыва и кончающуюся благодатным примирением, воссоединением с онтологической причиной. Этот мессианский мотив в разной степени присущ всем монотеистическим религиям, но особенно ярко выражен в иудаизме и христианстве, причем в христианстве эсхатологическая сторона акцентирована беспрецедентно и составляет саму суть учения.
Парадигма луча огедует за парадигмой сферы и логически и хронологически. Она как бы рассекает сферу, отрезает от нее одну половину, которая постулировала прямое проис-текание мира из Бога, называемое «манифес-тационизмом» (от латинского «manifestatio», «проявление») или «творением ex deo».
Парадигма отрезка
Далее за парадигмой луча следует парадигма отрезка. Здесь постулируется замкнутость мира с двух сторон. Он возникает из «ничто» и приходит к «ничто». У него нет прямого божественного истока и нет перспективы возврата к Божеству. Вселенная представляется как богооставленная предметная реальность, замкнутая со всех сторон небытием и смертью. Эта парадигма свойственна Новому времени и лежит в основании современной науки. Для нас именно она представляет особый интерес, так как стоит в центре темы этой работы. Однако для того, чтобы адекватно понять генеалогию и свойства этой парадигмы, нам придется сделать разнообразные отступления, чтобы показать, каким образом эта парадигма смогла утвердиться как главный норматив цивилизации, и какие диалектические отношения имелись между этой парадигмой и двумя остальными.
Парадигма отрезка утверждает, что никакой переход имманентной реальности к трансцендентным уровням невозможен, и в своих наиболее законченных формах эта парадигма вообще отрицает существование подобных уровней. По этой причине парадигма отрезка тяготеет к атеизму, полному отвержению трансцендентного принципа. В некоторых случаях, правда, вместо атеизма присутствует деизм, который утверждает трансцендентного Творца, но отрицает мессианство и эсхатологию. С точки зрения парадигмы отрезка, такой «деизм» ничем не отличается от атеизма и материализма.
Парадигма отрезка тяготеет к механици-стскому пониманию природы реальности, к атомизму и приоритету локальных ситуаций. В этой парадигме отрицается Общее, всеобщая живая взаимосвязь между предметами, существами и явлениями. Главенствующим подходом является дискретность, дробность, относительность.
Парадигма отрезка следует за парадигмой луча как ее развитие. Показательно, что парадигма отрезка утверждается только там, где до этого парадигма сферы была заменена парадигмой луча. В этом состоит логическая и симметрическая закономерность. В определенном приближении и учитывая связь Нового времени с универсализацией и экстенсивным развитием именно парадигмы отрезка, можно представить динамику развития парадигм как последовательный переход от сферы через луч к отрезку. На некотором уровне реальности это действительно так.»
Дальнейшим развитием данных рассуждений, в рамках трансцедентной логики, может выступать парадигма точки. Точка является геометрической фигурой, не имеющей никаких размеров и формы, то есть фигура - трансцедентная по своей природе. Здесь бесконечно малое, присущее точке, является частью бесконечно большого, и наоборот, Точка, являясь фигурой - есть Все, и в то же время - Ничто, что полностью соответствует выводам трансцедентной логики. Парадигма точки в познании мира означает отсутствие, как такового, начала и конца. Все, заканчивая определенный цикл своего развития, не просто исчезает из мира сего, но переходит в другое качественное состояние. Все существует во всем и наоборот - в ничем. Бог в этом мире - везде и всегда, он творец всего сущего и инструмент познания одновременно. Данная парадигма, основанная на аналогии с подобной фигурой, имеет в себе преемственность всех предыдущих парадигм, вместе взятых. Неся в себе весь опыт, накопленный наукой со времен Галилея, Ньютона, Бэйкона и др., данная парадигма выводит науку на принципиально новый, более эффективный уровень, превнося опыт донаучных, древних школ традиционного общества, но в совершенно новом, более осознанном виде. В самом деле, для того, чтобы убедиться, что парадигма точки включает в себя и парадигму сферы, в том числе, достаточно вспомнить технику конформного отображения внутренности сферы на бесконечное пространство, известную из математики. Трактуя точку как сферу бесконечно малого радиуса, можно понять, каким образом бесконечно малое, присущее точке может трансформироваться в бесконечно большое, неся в себе все атрибуты обычной сферы. В парадигме точки векторов, соответствующих как парадигме луча, так и парадигме отрезка - бесконечное множество, что бесконечно расширяет возможности новой науки, основанной на этой парадигме. В ней научное (логическое) в обычном понимании этого термина, равноправно соседствует с интуитивным, равно как искусство и традиционный религиозный опыт являются средствами познания мира и его процессов, не вступая друг с другом в непримиримое противодействия, но гармонично дополняя друг друга. Парадигма точки способна естественным образом примирить все известные способы изучения бытия, вина за вековую непримиримость между которыми в первую очередь лежит на науке, отвергнувшей на определенном этапе все остальные, ненаучные по ее мнению, способы, впав, таким образом, в грех гордыни. Деление науки на направления, то есть ее специализация, представляется на сегодняшний день неверным и вредным явлением, представляющим собой основной тормоз развития не только собственно науки, но и вообще всего процесса познания истины. Наглядным примером может являться современная медицина, которая изучает человеческий организм, используя подходы ятрофизики (человек-машина). Пренебрегая фактом, что человеческий организм представляет собой единое целое, где все находится во взаимосвязи, и не может существовать в отрыве от всего организма, медицина упорно проповедует жесткую специализацию своих направлений. Ни один врач-отоляринголог не возьмется лечить заболевание печени, хотя организм един.