Парадигма точки

Oct 23, 2011 16:34

А.Дугин в книге «Эволюция парадигмальных оснований науки» выделил три парадигмы, согласно которым эволюционировала наука, начиная с древнейших времен вплоть до настоящего времени (приведу цитату целиком):

«Три основные сверхобобщающие парадигмы
В качестве самых общих парадигм мы пред­лагаем взять три парадигмы - парадигмы сферы, луча и отрезка. Каждая из этих пара­дигм может лежать в основании философии, науки, мифологии, теологии, гносеологии и т.д. Каждая парадигма диктует собственные пропорции отношения к миру, представле­ние о его общей структуре, перспективы и модели его познания. Именно диалектическое развитие этих па­радигм, их соотношение и смена предопре­деляют, с нашей точки зрения, ход челове­ческой истории, само возникновение науки, ее развитие, условия, приведшие к ее станов­лению. Каждая из парадигм радикально ме­няет содержание терминов и интеллектуаль­ных конструкций, которые формально, лек­сически, могут выглядеть одинаково. Пере­ход от одной парадигмы к другой в корне трансформирует основные параметры вос­приятия реальности человеком, трансфор­мирует статус самого человека.
Парадигма сферы
Каждая из парадигм доминирует на определенных исторических этапах. При этом, на первый взгляд, их эволюция имеет характер последовательности: изначально древнему чело­вечеству и традиционным обществам свой­ственна парадигма сферы. Онаявляется исход­ной и обнаруживается у большинства древних и современных (чаще всего восточных) цивилизаций. И в историческом и в географичес­ком смыслах эта парадигма распространена шире двух остальных. Она соответствует ба зовым, глубинным уровням человеческой пси­хики и поэтому остается удивительно устой­чивой даже в те периоды, когда на внешнем уровне ее вытесняют иные альтернативные парадигмы. Парадигма сферы основана на том, что Божество (Первоначало, Первопричина) находятся внутри мира, единосущно миру, не­разрывно и субстанциально с ним связано. Это порождает концепцию «циклического време-ни», «вечного возвращения». Этот мотив про­питывает все мифологические и религиозные учения, кроме авраамических религий - иуда­изма, христианства и ислама, но даже и в них он наличествует на уровне мистических, эзо­терических течений, несколько отличающих­ся от догматической ортодоксии.
Парадигма луча
Следующей за ней логически и исторически является парадигма луча. Она сопряжена с уникальной теологией тех традиционных форм, которые называют «религиями откро­вения» или «монотеизмом». Б основе парадиг­мы луча лежит идея о творении мира из «нич­то», ex nihilo. Такой подход жестко разрывает непрерывность сферического мира, равномерно проникнутого присутствием Божества, Первоначала. Здесь Бог-Творец представля­ется внешним по отношению ко Вселенной, отделенным от природы мироздания. Отно­шение наличных существ к Первопричине резко меняется по сравнению с парадигмой сферы. Реальность становится разомкнутой с одной стороны - со стороны ее возникнове­ния. Парадигма луча порождает однонаправленное время, подводит основу под возник­новение концепции «истории» как «стрелы времени». Однако религии Откровения (хотя и в разных формах) учат о том, что на опре­деленных этапах человеческой истории от­чуждение, лежащее в основании творения ех nirnlo, будет преодолено как проявление «ми­лости Божией». И начиная с определенного момента имманентная тварная реальность будет «искуплена», «спасена», возведена к трансцендентному Истоку. Эта эпоха искуп­ления называется «эсхатологической» или «мессианской». Мир в этот момент прекраща­ет быть отчужденным от Творца и переходит к иному модусу бытия, напоминающему в общих чертах то, как понималась природа реальности в парадигме сферы. Поэтому луч (или полусфера) ограничен с одной стороны - со стороны догмата о творения мира из «ничто» и неограничен с другой. Эта «неогра­ниченность» не подразумевает неопределен­но долгой длительности. Символ луча берет­ся здесь условно, лишь для того, чтобы под­черкнуть «полубесконечную» модель, начина­ющуюся с радикального разрыва и кончаю­щуюся благодатным примирением, воссоеди­нением с онтологической причиной. Этот мессианский мотив в разной степени присущ всем монотеистическим религиям, но особен­но ярко выражен в иудаизме и христианстве, причем в христианстве эсхатологическая сто­рона акцентирована беспрецедентно и состав­ляет саму суть учения.
Парадигма луча огедует за парадигмой сфе­ры и логически и хронологически. Она как бы рассекает сферу, отрезает от нее одну поло­вину, которая постулировала прямое проис-текание мира из Бога, называемое «манифес-тационизмом» (от латинского «manifestatio», «проявление») или «творением ex deo».
Парадигма отрезка
Далее за парадигмой луча следует парадигма отрезка. Здесь постулируется замкнутость мира с двух сторон. Он возникает из «ничто» и приходит к «ничто». У него нет прямого божественного истока и нет перспективы возврата к Божеству. Вселенная представляется как богооставленная предметная реальность, замкнутая со всех сторон небытием и смертью. Эта парадигма свойственна Новому времени и лежит в основании современной науки. Для нас именно она представляет особый интерес, так как стоит в центре темы этой работы. Однако для того, чтобы адекватно понять генеалогию и свойства этой парадигмы, нам придется сделать разнообразные отступления, чтобы показать, каким образом эта парадигма смогла утвердиться как главный норматив цивилизации, и какие диалектичес­кие отношения имелись между этой парадигмой и двумя остальными.
Парадигма отрезка утверждает, что ника­кой переход имманентной реальности к трансцендентным уровням невозможен, и в своих наиболее законченных формах эта па­радигма вообще отрицает существование подобных уровней. По этой причине пара­дигма отрезка тяготеет к атеизму, полному отвержению трансцендентного принципа. В некоторых случаях, правда, вместо атеизма присутствует деизм, который утверждает трансцендентного Творца, но отрицает мес­сианство и эсхатологию. С точки зрения па­радигмы отрезка, такой «деизм» ничем не отличается от атеизма и материализма.
Парадигма отрезка тяготеет к механици-стскому пониманию природы реальности, к атомизму и приоритету локальных ситуа­ций. В этой парадигме отрицается Общее, всеобщая живая взаимосвязь между предме­тами, существами и явлениями. Главенству­ющим подходом является дискретность, дробность, относительность.
Парадигма отрезка следует за парадигмой луча как ее развитие. Показательно, что па­радигма отрезка утверждается только там, где до этого парадигма сферы была замене­на парадигмой луча. В этом состоит логичес­кая и симметрическая закономерность. В определенном приближении и учитывая связь Нового времени с универсализацией и экстенсивным развитием именно парадигмы отрезка, можно представить динамику раз­вития парадигм как последовательный пере­ход от сферы через луч к отрезку. На некото­ром уровне реальности это действительно так.»

Дальнейшим развитием данных рассуждений, в рамках трансцедентной логики, может выступать парадигма точки. Точка является геометрической фигурой, не имеющей никаких размеров и формы, то есть фигура - трансцедентная по своей природе. Здесь бесконечно малое, присущее точке, является частью бесконечно большого, и наоборот, Точка, являясь фигурой - есть Все, и в то же время - Ничто, что полностью соответствует выводам трансцедентной логики. Парадигма точки в познании мира означает отсутствие, как такового, начала и конца. Все, заканчивая определенный цикл своего развития, не просто исчезает из мира сего, но переходит в другое качественное состояние. Все существует во всем и наоборот - в ничем. Бог в этом мире - везде и всегда, он творец всего сущего и инструмент познания одновременно. Данная парадигма, основанная на аналогии с подобной фигурой, имеет в себе преемственность всех предыдущих парадигм, вместе взятых. Неся в себе весь опыт, накопленный наукой со времен Галилея, Ньютона, Бэйкона и др., данная парадигма выводит науку на принципиально новый, более эффективный уровень, превнося опыт донаучных, древних школ традиционного общества, но в совершенно новом, более осознанном виде. В самом деле, для того, чтобы убедиться, что парадигма точки включает в себя и парадигму сферы, в том числе, достаточно вспомнить технику конформного отображения внутренности сферы на бесконечное пространство, известную из математики. Трактуя точку как сферу бесконечно малого радиуса, можно понять, каким образом бесконечно малое, присущее точке может трансформироваться в бесконечно большое, неся в себе все атрибуты обычной сферы. В парадигме точки векторов, соответствующих как парадигме луча, так и парадигме отрезка - бесконечное множество, что бесконечно расширяет возможности новой науки, основанной на этой парадигме. В ней научное (логическое) в обычном понимании этого термина, равноправно соседствует с интуитивным, равно как искусство и традиционный религиозный опыт являются средствами познания мира и его процессов, не вступая друг с другом в непримиримое противодействия, но гармонично дополняя друг друга. Парадигма точки способна естественным образом примирить все известные способы изучения бытия, вина за вековую непримиримость между которыми в первую очередь лежит на науке, отвергнувшей на определенном этапе все остальные, ненаучные по ее мнению, способы, впав, таким образом, в грех гордыни. Деление науки на направления, то есть ее специализация, представляется на сегодняшний день неверным и вредным явлением, представляющим собой основной тормоз развития не только собственно науки, но и вообще всего процесса познания истины. Наглядным примером может являться современная медицина, которая изучает человеческий организм, используя подходы ятрофизики (человек-машина). Пренебрегая фактом, что человеческий организм представляет собой единое целое, где все находится во взаимосвязи, и не может существовать в отрыве от всего организма, медицина упорно проповедует жесткую специализацию своих направлений. Ни один врач-отоляринголог не возьмется лечить заболевание печени, хотя организм един.
Previous post Next post
Up