По ссылке от
jewgeniusz Есть ли жизнь в Университете ? Очень хорошая статья. И очень резонирует с тем, что мы пытаемся делать со студентами в ИТЭФе. А в последних комментариях - очень интересные (для меня, во всяком случае) рассказы о СУНЦе и школе "Интеллектуал".
Comments 26
Reply
Reply
Рынку не нужно 400 физиков в год (думаю, что даже 40 не нужно). Зато рынку нужен критерий отбора персонала на "интеллектуальные" позиции. И он (рынок)
строит критерии исходя уровня образования кандидата, вероятно потому, что
другие работают ещё меньше.
Отсюда и весь парадокс: закончить мотивация есть, а нормально учится - нет (скорее даже наоборот, есть мотивация класть на учёбу, получая начальный опыт работы)
Reply
Так, да не совсем. Спрос на "чистых" учёных вообще штука странная: на этом рынке есть большой игрок -- государство, которое решает, сколько платить аспирантам, научным сотрудникам и т.д. Я уверен, что если бы дать возможность людям заниматься наукой и при этом сносно существовать, то многие предпочли бы этот вариант, а не работу программистами/менеджерами, пусть даже приносящую больший доход. Соответственно, аспирантура мехмата/физфака не потеряла бы несколько десятков человек, которые при нынешнем раскладе работают на фуллтайм и в лучшем случае занимаются помянутой "игрой в диссер".
Reply
А что уж тут говорить про российские власти, которые, строго говоря, и государством еще не являются. Каких-то разумных действий мы от них дождемся очень нескоро.
Reply
Для того, чтобы сносно существовать в 30 лет, в большинстве случаев (жена, ребёнок, а то и два) нужен доход никак не менее 2500USD (учитывая то, что большинство выпускников замкадыши и вынуждены снимать квартиру). Для Российского бюджета платить такие деньги вряд ли посильны.
Reply
Грубо говоря, нужны стимулы, которые бывают двух типов: внутренние и внешние.
Вот, лучшие матшколы держатся на энтузиазме, как и НМУ. Судя по отзывам друзей, в ИТЭФе и "Интеллектуале" тоже самое. Это - внутренние стимулы.
Но бывают и внешние - финансирование, которое зависит от результатов работы, премии и гранты. Сколь я пониманию, по этому пути идёт РЭШ.
Мне объяснили, что я - перфекционист, так что я за первый путь. Но возможно, что такая махина как МГУ на этом принципе и не сможет работать.
Мне действительно очень интересно поучаствовать в изменении ситуации. Только непонятно, с какой стороны подступиться. Вдруг Вы подскажете?
Reply
"Подсказать" - нет, видимо, ничего не смогу. Подсказывать - это вообще не мой жанр :)
Reply
ну... мне так показалось :))
>Подсказывать - это вообще не мой жанр :)
я знаю!
Reply
Проще (и важнее на данный момент) двигать «дополнительное» образование для студентов - ИТЭФ, НМУ, МИАН.
Про рецепты из статьи.
Идея ужесточить прием кажется мне скорее вредной, чем бесполезной. А вот идея разделить первые три года и два последние - нравится все больше и больше. Только неясно как это согласовать с призывом.
Отмена призыва, впрочем, была бы достижением много более существенным, чем любая реформа высшего образования, полагаю.
Reply
Reply
Вы, конечно, правы.
Только мне кажется, что всякие "оргвопросы" в текущий момент мажорируют всё остальное.
Безусловно, "зажечь факел" - задача более интересная и сложная, она актуальна всегда. Только вот, я так понял тёзку, что мало чего можно сделать, когда подавляющее большинство коллег не то, что не помогает, а даже усиленно тушит этот факел.
Reply
Reply
Leave a comment