а це - продовження продовження))
друга частина статті...
Недоброкачественная влюбленность - мания. (Ч.2)
Признаки мании.
"Влюбленные похожи на сумасшедших, они не видят очевидного и умудряются увидеть несуществующее".
Древнеримский поэт Лукреций Кар
Врач психотерапевт Харви Хендрикс, изучавший психологию любовных отношений, проанализировав высказывания влюбленных из литературных произведений, других источников, пришел к выводу, что переживаемое чувство мании можно охарактеризовать четырьмя признаками, которые в последствии были дополнены:
1. Феномен узнавания. Первая фаза характеризует взаимоотношения на начальной стадии и обычно звучит так: "Как только я познакомился с тобой, сразу почувствовал, что именно тебя я искал. Я тебя сразу узнал". Эта фраза теряет свою загадочность, если вспомнить про уже описанный принцип выбора - человек подсознательно влюбляется в того, кто сильнее всего напоминает ему его родителей или воспитавших его людей. Он словно вновь встречается со своим детством и на уровне подсознания надеется, что его самые глубокие, самые сильные, но неудовлетворенные в детстве желания будут наконец-то удовлетворены. И для этого есть основания: появился тот, кто возьмет на себя заботу о нем; он уже не будет одинок и беззащитен.
2. Феномен безграничности времени. Через несколько дней после знакомства создается впечатление, что они знали друг друга всегда; в их отношениях не существует границ времени. Позже влюбленные осознают этот факт и говорят: "Мы знакомы всего несколько дней, а мне кажется, что я знал тебя всю жизнь". Это не просто слова, влюбленные действительно чувствуют себя друг с другом как старые знакомые. Эти впечатления являются подтверждением того, что этим чувством правит подсознание. Когда люди влюбляются, их подсознание совмещает образ партнера с образом родителей или воспитателей, и ощущение влюбленности в этом смысле эквивалентно ощущениям младенца, находящегося на руках у своей любящей матери. Возникает иллюзия надежности и безопасности, влюбленный "вцепляется" в партнера как утопающий в спасательный круг.
3. Феномен воссоединения. Когда отношения заходят далеко, влюбленные, смотрят в глаза друг другу, говорят: "Когда я с тобой, я чувствую себя другим человеком, я обретаю то, чего мне давно не хватало в жизни" (Именно поэтому так живуча легенда об андрогинах). Влюбленным овладевает мысль, что выбрал себе партнера, обладающего тем, чего у него самого в детстве не было, или то, что ему запрещали делать, то есть человек фактически стремится реализовать те желания, которые не удалось осуществить в детстве. Приученный подавлять в себе эмоции, выберет эксцентричного, непосредственного в поведении и одежде, как будто освобождается от постоянного давления комплекса "собственной недостаточности". Возникает ощущение встречи со своим вторым "Я", существенно расширяющее "Я" нынешнее.
4. Феномен необходимости. Влюбленные о своем чувстве говорят так: "Я не могу жить без тебя!" Они так поглощены друг другом, что не представляют возможным свое раздельное существование. Эти ощущения подтверждают, что влюбленный не может жить, оставаться без субъекта своего обожания так же, как новорожденный не может без матери, так как он бессознательно переносит на нее заботу о своем выживании. Углубившись в смысл этого феномена, мы поймем, что влюбленный боится потерять своего партнера, так как вместе с ним потеряет и чувство целостности, вновь овладевшее им. Он опять был бы разочарован, незащищен, от когда-то так сильно пугающего мира. Одиночество, неудовлетворенность вытеснили бы все другие чувства, и он ушел бы в себя, оторвавшись от всего мира. В конечном итоге потерять партнера для влюбленного - значит потерять свою целостность. В посмертных записках это формулируется так: "Жизнь без тебя потеряла всякий смысл, а поэтому стала невыносимой".
5. Феномен вечности чувства. Зинаида Гиппиус к уже перечисленным доктором Х.Хендриксом приводит еще признак: "Все потому знают, что неизбежно сопровождается ощущением, во-первых, абсолютной единственности любимого и, во-вторых, вечности любви". Переживающие манию клянутся в вечности своего чувства, но эта клятва справедлива только в момент произнесения. Они обманывают любимого ровно настолько, насколько обманываются сами, так как в этот момент им не дано знать, сколько времени их чувство просуществует.
Из письма Бориса Пастернака Марине Цветаевой: "Я мог и должен был скрыть от тебя до встречи, что никогда теперь не смогу уже разлюбить тебя, что ты мое единственное законное небо, и жена до того, законная, что в этом слове, от силы, в него нахлынувшей, начинает мне слышаться безумье, ранее в нем никогда не обитавшее. Марина, у меня волосы становятся дыбом от боли и холода, когда я тебя называю". В другом письме: "Я находился в мире, полном страсти к тебе, и не слышал резкости и дымности собственной. Это было первее первой любви и проще всего на свете. Я любил тебя так, как в жизни только думал любить". Эта влюбленность закончилась ничем, перегорела.
6. Феномен "нездешней радости". Вл. Соловьев называл чувство, которое переживают влюбленные "веянье нездешней радости". Это "веянье" знает каждый влюбленный, оно охватывает человека всего, целиком, изменяет внешне и внутренне. Подобная влюбленность всегда духовно - телесна. Внешне человек, переживающий манию, похож на наркомана в состоянии наркотического опьянения, или тревоги, когда боится, что не достанет очередной порции наркотика.
А.С.Пушкин это состояние назвал блаженством:
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть. Вот блаженство!
Даже про сильную энергичную личность, как пушкинский Алеко сказано:
Но боже! Как играли страсти
Его послушною душой!
7. Феномен "обоготворения". Совокупность переживания выше описанных феноменов приводят к обоготворению человека, в которого влюблены. Любимому приписывают положительные качества, которых у него нет, и завышают те, которые есть. Говорят о нем с особым тембром в голосе, с придыханием: "Да вы знаете, какой он хороший (гениальный, способный и т.д.), Ея попрошу в моем присутствии о нем так не говорить". Из-за его "неординарности" готовы переносить оскорбления и унижения, только бы он позволял быть рядом.
Влюбленная женщина заявляет: "Я хочу иметь от него ребенка, не смотря ни на что". Причем эта мысль может возникнуть в первые мгновения встречи.
Влюбленные могут выражать свои ощущения по-другому, могут не говорить о своих чувствах, однако они в любом случае подтверждают своим поведением те мысли, которые объясняют связь мании с природой подсознательного.
У влюбленных, переживающих манию, могут присутствовать как все семь ее признаков, так и только некоторые из них, все зависит от степени вовлеченности в болезненное чувство, то есть от величины, количества детских психотравм и от идентификации подсознанием субъекта, посредством которого оно будет стремиться их залечить, нейтрализовать.
Для иллюстрации недоброкачественной влюбленности - мании, несколько примеров.
Блок и его влюбленности.
Блок искал в живых женщинах Идеальную Прекрасную Даму, но так и не нашел. Первой и наиболее пострадавшей от такого романтизма Блока (а его любовные чувства никому не приносили радости) - была Любовь Дмитриевна Менделеева, дочь Дмитрия Ивановича Менделеева от второго брака. Они познакомились, когда Блоку было 17, Любе 16, они участвовали в самодеятельном спектакле, Блок играл Гамлета.
От несчастной любви (Любочка немного робела, а поклонник был слишком "заумен", и она держалась с ним слишком сурово) молодой поэт впал в экстаз, в почти религиозный транс: вот же она. Прекрасная Дама, такая близкая и такая неземная. На свою беду, он интересовался не только поэзией, но и философией - и, сама того не подозревая, хорошенькая, полная девушка, не помышлявшая о Вечном, стала Душою Мира, вечной женственностью.
После длительных ссор, размолвок (и даже попытки самоубийства влюбленного поэта) отношения были выяснены, хотя уже тогда их трудно было назвать безмятежными.
"Всегда почти хмурая, со мной еле говорит. Что же именно нужно делать? Я хочу не объятий: потому что объятия (внезапное согласие) - вонючее чудище. Я хочу не слов. Слова были и будут. Я хочу сверх слов и сверх объятий; то, чего я хочу, сбудется", - писал незадолго до свадьбы Блок.
17 августа 1903 года молодые поженились. Говорили, на свадьбе светловолосая милая девушка действительно выглядела Прекрасной Дамой и сияла от счастья.
Но счастья не получилось, сверх объятий - тоже. Как должна себя чувствовать молодая жена, когда новоиспеченный муж в первую брачную ночь доказывает ей, что чувственная любовь есть дьявольское извращение истинной, духовной любви, способной лишь исказить и разрушить гармонию установившихся "высших отношений"?
В отличие от Блока Люба была женщина земная, чувственная, плотская. Из воспоминаний Андрея Белого: "Ядреная баба, кровь с молоком".
Блок посвятил Прекрасной Даме 687 любовных гимнов! А ей нужны были вовсе не стихи, а жизнь, какой обычно ожидает девушка: общие заботы, дети, тихие вечера и разговоры о том, о сем.
"Я стремилась устроить свою жизнь, как нужно, как удобней. Я думала только о том, как бы избавиться от этой уже не нужной мне любви" - писала в воспоминаниях о том времени уже состарившаяся Прекрасная Дама. Хорошо быть возлюбленной поэта, но быть его женой!
В конце 1906 года Блок, не нашедший в жене прекрасного образа, влюбился в актрису Наталью Волохову - высокая, стройная смуглянка с большими темными глазами. Строгая осанка, ни тени кокетства, наглухо закрытые черные платья, низкий грудной голос. Недоступность и возвышенность - и вот Блок нашел новую даму, даже собирался разводиться и жениться на ней.
Но опять не сложилось. Умная, утонченная женщина, неплохая, но не гениальная актриса все-таки не была ни кометой, ни "романтической богородицей с демоническим взором" (ей посвящены циклы "Фаина" и "Снежная маска"), ни богиней, ни Прекрасной Дамой. А меньшее Блока не устраивало.
У Блока было еще немало попыток отыскать Прекрасную Даму: Валентина Щеголева, актриса, жена известного пушкиниста, оперная певица Любовь Андреева-Дельмас еще и еще, и каждый раз он считал, что наконец-то нашел женщину, которая "любовь неземную" ценит выше земной! Но как бы не так, Блок не умел быть счастливым. Вместе с тем у Блока были и любовницы без особых претензий.
Случай из жизни Аллы Борисовны и Филиппа Бедросовича.
Легенда, рассказанная Филиппом в телепередаче.
"В детстве в тяжелой форме болел свинкой. Обеспокоенные родители отвезли к бабе Ванге, она успокоила их, сказав, что болезнь скоро пройдет. Мать успокоилась и стала задавать вопросы: "Кем будет?". Ванга: "Вижу на горе, с металлическим прутом". Гора эстрадный Олимп, прут микрофон. А кто будет женой?" Ванга: "Женщина, которую он увидит, когда пройдет свинушный жар". Недоумение.
Когда у меня прошел жар, я открываю глаза, сначала вижу маму, бабушку, был включен телевизор, я поворачиваю голову и в это время объявляют: "На "Золотом Орфее" выступает Алла Пугачева", так я впервые увидел Аллу".
Они поженились в 1994 году, повенчались в Иерусалиме. Чувство восхищения у Филиппа возникло за несколько лет до этого, было ярким, близким к доминированию. Это проявлялось в том, что на концертах, когда в них участвовали они оба, на тусовках, Филипп демонстративно смотрел на нее в упор, широко раскрытыми глазами, Алла Борисовна воспринимала это как дерзость, мелкое хулиганство мальчишки.
На одной из вечеринок, где были артисты после сборного концерта, в самом ее конце Филипп набрал побольше воздуха, подошел к звезде и выпалил: "Я вас люблю". Было шумно, все были разгорячены алкоголем, розыгрышами. Алла Борисовна была также разгорячена общим весельем, задором, вниманием, ответила: "Любишь, женись", это было встречено как очередная удачная шутка, вызвало взрыв смеха.
Легенда, рассказанная Аллой Борисовной.
"В очередной раз я была одна, это напрягало, угнетало, нервировало. Будучи выпивши, перед
домашним иконостасом я обратилась к всевышнему с претензиями, требованиями, а успокоившись с просьбой: "Дай мне человека, с которым мне будет спокойно, умиротворенно, я очень устала. Бесконечно бороться за мужчину, мне тяжело, я уже от всего устала и хочу покоя". Я была настолько увлечена своими откровениями, что свои чувства излагала также и с помощью ненормативной лексики. Все это достаточно бурное таинство, я закончила зароком: "Выберу себе мужчину из трех первых, кто позвонит завтра".
На следующее утро первым позвонил Филипп, у меня настроение было не то, чтобы неважное, просто плохое, я резко ответила: "Не суйся, отвяжись, не до тебя", когда положила трубку, вспомнила о вчерашнем зароке, пришла мысль: "Ерунда какая-то, но забавно".
Второй звонок опять от Филиппа: "Вы уже успокоились? Хотелось бы поговорить". Я уже спокойно, иронично, игриво поговорила, это ободрило Филиппа, и он пригласил в ресторан. Я согласилась.
После этой встречи я уже стала размышлять: "А почему бы и нет? Вот с ним я буду сама собой, без потрясений, перегрузок, никогда не изменит, не будет давить, требовать, отвергать, он же без претензий". Ведь до него я всех своих мужчин добивалась, домогалась, завоевывала сама. А тут так настойчиво домогаются меня".
За его беззаветное чувство: звонит каждый день, хоть из России, хоть из-за рубежа, Алла Борисовна хотела в 1995 году родить ему ребенка, даже проходила курс лечения за рубежом. Но врачи сказали однозначно: "Ничего не получится".
Вполне возможно, что самое сильное чувство к Алле Борисовне испытывает именно Филипп, и это чувство называется - мания, недоброкачественная влюбленность. Огромность своего чувства он старается подчеркнуть во всех своих интервью и большинстве песен, и именно они получаются наиболее искренними, душевными и экспрессивными.
Я умру
Посмотри в глаза мне
Я не лгу
Ты скажи, я за тебя умру
Только бы ты знала
Что никто тебя не любит
Так как я люблю
Я за тебя умру.
Филипп рано остался без матери, остался недолюбленным, этот дефицит - незаживающая рана. Он неоднократно говорил, что женщина № 1 для него это мать. Заплаканный, настороженный, испуганный мальчик Филиппок навсегда остался болезненной частью души взрослого, звездного всего в цветах и лучах прожекторов талантливого красавца Филиппа, и этот неуспокоенный, плачущий мальчик в немалой степени определяет душевную жизнь взрослого человека. Учась на "отлично" в школе, его мало интересовали одноклассницы, он был сориентирован на более зрелых, продвинутых женщин - лидеров, еще лучше, если она звезда. Подсознательное стремление получить от женщины то, что он недополучил в детстве, является определяющим, доминирующим мотивом при выборе подруги. Ко всему прочему Алла Борисовна имеет внешнее сходство с матерью Филиппа.
Сам же Филипп является объектом многих влюбленностей своих поклонниц. Одна из них заявила об этом с телеэкрана. Его сверстница, завуч школы, на всю страну призналась в своем большом чувстве к нему. И это чувство блокирует внимание других мужчин. В ее мечтах есть даже такая версия - он получает тяжелую травму, которая лишает его возможности двигаться. И вот он прикован к кровать, естественно Алла Борисовна от него отказывается и передает на попечение оплачиваемых сиделок, а она готова принять его и таким инвалидом и окружить не только уходом, а и душевным теплом.
Случай из жизни. Народная артистка России Людмила Сенчина: "В первом браке у меня родился сын Славик. В мою группу пришел бас гитарист Игорь Тальков, я безумно влюбилась в него. Я не в силах была побороть это чувство и подала на развод, сын Славик остался со мной. Мы с Игорем сильно любили друг друга и сейчас, когда я вижу его по телевизору, я плачу.
После своего первого развода я мучаюсь, потому, что я разрушила себя, я поступила неправильно. Я разрушила внутренний храм, я ничего не приобрела от этой любви в дальнейшей жизни, а то, что было во мне, внутри стало оседать, перекашиваться, рушиться. Я разрушила себя, что-то ушло из жизни, плохо я сделала.
Сейчас с позиции прожитого, пережитого, какую бы я хотела иметь семью, это, что бы меня жалели. Много лет тому назад я наблюдала житейскую сценку, которая ярко запечатлелась в моей памяти: маленькая девочка сильно плачет и причитает: "Мама, пожалей меня, мама пожалей меня". Вот и я как эта девочка, хочу, чтобы пожалели меня, чтобы заботились обо мне, чтобы поменьше меня замечали. Конечно, в 18 лет по-другому думается, мечтается, но вот нужно много намучаться, наделать ошибок, чтобы все стало на свои места".
Формы мании.
Мании имеют множество различных форм, для контрастности можно выделить полную противоположность мании - страсти, ее инфантильную версию. Когда муж (жена) вполне нормальный мужчина (женщина) в жизни в браке превращается в еще одного ребенка, требующего ухода и опеки. В типологии сексологов есть даже названия такого типа сексуальным партнерам: "мужчина - сын", "женщина - дочь".
В качестве примера инфантильной формы мании можно привести историю любви и супружеской жизни самого Зигмунда Фрейда.
Зигмунд вернулся домой из университета с учебниками под мышкой, намереваясь засесть за зубрежку, и увидел рядом со своими сестрами незнакомку, чистившую яблоко (почти как Ева!). Зигмунд влюбился в нее с первого взгляда. "Свежая" и "милая" - вот какой он увидел Марту (ему было 26, ей 21). В тот вечер Зиги не прочел ни строчки.
Марта Бернейс была покладистая темноволосая девушка, которая жила в строгости со своей матерью-вдовой, сестрой Минной и братом Эли. Ее семья принадлежала к евреям-ортодоксам.
Вскоре он уже присылал ей каждый день красную розу. Они гуляли вместе, посещали красивые места в округе.
"Вы так изменили мою жизнь, у меня бывают такие бурные сны", - писал он в своих пылких письмах. Вскоре он тайно сделал ей предложение и получил тайное согласие.
Фрейд рассчитал, что сможет жениться на Марте лишь через девять лет. К этому времени ему будет тридцать пять, а ей тридцать. Они принялись ждать, как это часто бывало в то время, но Фрейд начал задумываться о своей карьере. Той весной, когда он познакомился с Мартой, он занимал в лаборатории должность демонстратора, самую низкооплачиваемую.
На Рождество Зигмунд и Марта официально сообщили о своей помолвке. Госпожа Бернейс не была в восторге, она считала, что для ее дочери он слишком бесперспективен и неказист (росточек всего 160 сантиметров!). Она увезла Марту в Гамбург, подальше от венского жениха. Несколько раз Зигмунд едва не разорвал помолвку из-за приступов ревности. В письмах была и страсть "мое бурное и жаждущее сердце разорвется", не менее бурная ревность и упреки. "О горе тебе, принцесса, когда я приду. Я зацелую тебя до красноты... И ты увидишь, кто сильнее: маленькая милая девочка... или большой дикий мужчина с кокаином во плоти".
Кокаин отдельная история. Фрейд был уверен, что это безопасное лекарство, помогающее при многих болезнях и снимающее усталость. Он принимал кокаин сам, давал его своим друзьям, сестре Розе и даже Марте. Но как только он понял, что стал зависим от кокаина, сразу же прекратил его принимать.
Зигмунд работал по восемнадцать часов в день. Разрывался между Венской городской больницей, собственным частным кабинетом. Чтобы сэкономить деньги на свадьбу, он не ужинал по несколько дней, не нанимал извозчика и ежедневно тратил час на пешие переходы, отказался от своих любимых сигар. Фрейд даже заложил карманные золотые часы, оставив цепочку, чтобы производить впечатление преуспевающего врача.
Через четыре года после помолвки тридцатилетний Фрейд, наконец, надел обручальное кольцо на ее палец. "После брачной церемонии меня одолеет привычка", говорил Зигмунд невесте задолго до свадьбы и оказался прав, любовный пыл к жене быстро прошел.
Он по-прежнему много работал. Выходные предпочитал проводить с матерью или коллегами, отпуск с братом Александром или сестрой Марты Минной, которая, отказавшись от собственной личной жизни, перебралась к Фрейдам и заботилась об их детях. В письмах к друзьям Зигмунд практически не упоминал о жене, писал только о своей работе, утверждая, что именно она дает ему удовлетворение и счастье.
Интимная жизнь Зигмунда была скудной. За первые девять лет супружества Марта, его первая и единственная женщина, родила шестерых детей, трех мальчиков и трех девочек. Когда появилась младшая дочь, супруги решили, что это будет их последний ребенок.
Если годы помолвки Фрейда были полны яростного ухаживания и ревнивой лести, то в его супружеской жизни активная любовь и страсть почти отсутствовали. Как и в столь многих традиционных браках, завоевание восхитительно, но потом могущественный источник страстного чувства засыхает. В ухаживании присутствует мужская гордыня, после женитьбы для нее нет места, остается лишь одна функция, которую жена должна исполнять в браках, такого рода - функция матери.
Она должна быть, безусловно, предана мужу, заботиться о его материальном преуспеянии, всегда подчиняться его нуждам и прихотям, вечно быть женщиной, которая для себя уже ничего не желает, женщиной, которая ждет - то есть матерью. Фрейд был пылким влюбленным до женитьбы, поскольку он должен был доказать свои мужские качества, завоевывая свою избранницу. Стоило этому завоеванию обрести печать супружества, и очаровательная возлюбленная сделалась любящей матерью, на заботу и любовь которой можно полагаться без активной, страстной любви.
Уже через два года после рождения шестого ребенка Анны, 41-летний Фрейд писал: "Сексуальное возбуждение для лиц вроде меня более не нужно" и вскоре отказывается от сексуальных отношений с женой. Его научно-интеллектуальные интересы были сильнее эроса, а психоаналитические работы по сексуальности стали замещением реального секса.
Отличия мании от болезни: "любовь прошла".
У болезней мания и алкоголизм есть и различия. Если мания может пройти сама, то алкоголизм сам по себе не проходит. Мания, это "психотерапевтическая любовь", посредством которой реализовывается стремление повторного переживания детской психотравмы. Мы вступаем в любовные взаимоотношения с подсознательным ожиданием того, что наш партнер станет нам чем-то вроде мамы или папы, и мы сможем восстановить все утраченное в детстве. Для залечивания ран детства нам нужно всего лишь создать доверительные, серьезные отношения.
Если психотравма не существенна, после непродолжительного общения с субъектом любовных притязаний наступает ее "разрядка", "изживание" болезненной ситуации, субъективно она воспринимается, как "любовь прошла". Эту психологическую ситуацию можно сравнить с плачем.
Человек, переживающий трудно переносимую, глубоко затрагивающую эмоцию плачет до состояния, когда наступает разрядка, со слезами, с активной вентиляцией легких из него как бы выходит досада, обида, напряжение, нервная перегрузка, наступает облегчение, успокоение.
Если произошла разрядка мании, человек пережил "состояние большой любви" - разлюбил, он становится мудрее и с высоты пережитого чувства, как правило, создает прочный брак.
Если нет, "застрял" в этом болезненном чувстве на долгие годы, а то и на всю жизнь, оно ему будет отравлять, дезорганизовывать всю личную жизнь, если такому человеку и удастся создать семью, она будет шаткой, формальной, малозначимой.
Опытные, зрелые люди, пережившие хотя бы одну манию, уже не стремятся вновь испытать это чувство "нездешней радости", а стремятся к более теплой, мягкой прагме.
Белла Ахмадулина:
- Из всех любовей крепче дружбы чувства нет. Боготворю дружбу.
Актриса Татьяна Окуневская мудрая красивая женщина, прошедшая огонь, воду, медные трубы, сталинские застенки, ее любви добивались могущественные И.Б.Тито, Л.П.Берия: "Я ставлю дружбу выше любви".
Бывают как тяжелые, хронические формы маний, так и проходящие, мини мании.
"У меня возникло состояние тревожности, предчувствия чего-то не до конца понимаемого. Посмотрел на часы, было 12.37. Я начал размышлять к чему это? Может, чайник утром забыл выключить или воду закрыть? Постарался перебрать в памяти, что же такое важное я должен сегодня обязательно сделать? Ничего не вспоминалось и не приходило на ум. Немножко помучавшись, я занялся текущими делами, нужно было сделать еще многое.
День закончился как обычно и я уже засыпал, мысли еле - еле ворочались в голове. Но мысль о Ларисе меня буквально подбросила с кровати, потому, что я о ней подумал как об обычной женщине, спокойно буднично, ведь я же ее люблю, она давно является объектом особой страсти, возмутителем моего душевного, сердечного состояния. Меня буквально прошиб холодный пот, что такое? Мысль о Ларисе, а я совершенно спокоен: ни учащений в сердце, ни других волнений. Я даже встал с кровати, стал ходить, хотелось обязательно разобраться в своих чувствах. Сколько бы я ни размышлял о Ларисе, голова, сердце, душа работали совершенно ровно, без всплесков и волнений. Я понял - я ее разлюбил, тут же вспомнил свои ощущения, которые возникли в 12.37, вот оказывается с чем, были связаны мои непонятные ощущения. Если бы я дольше копался в своих чувствах, наверно докопался бы до этого уже днем, но текучка дня не позволили мне это сделать.
Любовь к Ларисе была почти без взаимности, я делал многократные попытки ее развивать, идти на сближение, но получал в ответ: ни да, ни нет. На другой день, с утра вспомнив, что я разлюбил Ларису, у меня поднялось настроение, все-таки это чувство заводило меня в сложную ситуацию.
Во второй половине дня я решил сходить к Ларисе на работу, чтобы проверить, как будет работать мое сердце в ее присутствии. Подойдя к ней, широко улыбался я поздоровался, проговорив пару минут, убедился, что и сердце и душа абсолютно спокойны. Идя от нее, повышенное настроение сменилось на обычное, будничное, я понял, что Лариса теперь для меня прожитая история, а дел на сегодня было еще много".
Резюме.
Порочность нашей культуры чувств не только в том, что отсутствует объективная квалификация чувства "слишком большой любви", а в том, что оно признается как наивысшее чувство от бога и воспевается, не только в каждой песне, фильме, а что хуже всего, выдающимися поэтами и писателями.
Страдания ради любви и одержимость любимым человеком не только не противопоставляется любви, а наоборот романтизируется в нашей культуре. В популярных песнях и операх, в классической литературе и романсах, в ежедневных "мыльных операх" и в восхваляемых критиками кинолентах можно найти бесчисленные примеры безответственных, незрелых взаимоотношений, которые почему-то прославляются и считаются прекрасными.
Снова и снова культурные стереотипы внушают, что глубина любви должна измеряться страданиями, которые любовь причиняет, и что по-настоящему любят лишь те, кто испытывает настоящие страдания. Когда певец жалобно стонет о том, что не может перестать любить, хотя это причиняет ему огромную боль, то, возможно, в результате простой убеждающей силы многократного повторения одной и той же точки зрения большая часть молодежи соглашается с тем, что так и должно быть.
Высказывания молодых подтверждает, что страдания являются неотъемлемой частью любви, и что готовность страдать ради любви является скорее положительным, чем отрицательным качеством.
А если в отношениях все ровно и гладко, некоторые супруги даже готовы организовать проверку своей любви, чтобы у них были страдания, как в кино, как у всех.
Эмоциональные взаимодействия в здоровых взаимоотношениях воспринимаются как "пресные", скучные и из-за этого остаются вне сферы внимания кино, литературы и эстрадного жанра. Если люди заражаются нездоровым стилем жизни, то, это происходит потому, что везде показывается такой стиль и практически ничего другого.
Как и во всякой легенде, в легенде о любви есть своя мораль, которую можно сформулировать следующим образом: неразборчивое отношение к непростому явлению любовь, является плодом неосведомленности и фантазии, что приводит к страшной неразберихе, проблемам и трагедиям.
Путаница заключается в том, что к абсолютно положительному чувству любовь стали причислять похожее по сюжету болезненное чувство манию. Причем, деструктивное чувство мания к концу второго тысячелетия люди стали возводить на пьедестал "настоящей любви".
Вследствие чего это недоброкачественное чувство стало причиной еще одной беды, которая коснулась миллионов людей. Она называется "завышенное ожидание". Известный социолог И.В.Бестужев-Лада: "Подумайте только, как много будущих прекрасных супружеских пар не состоялось, как много людей остались несчастными на всю жизнь лишь потому, что они начиталась книг, романов о "неземной любви" и убеждены, что выходить замуж можно в том случае, когда он приплывет на яхте с алыми парусами".
Врач психотерапевт, сексолог к.м. н. профессор Александр Моисеевич Полеев:
"Есть такое понятие "русская любовь", это когда в течение длительного времени женщина испытывает сильное любовное чувство к мужчине, который не отвечает взаимностью, не реагирует на это чувство. Такая любовь называется сверхизбирательная или сверхизбирательность, это невротическая любовь или невротическое расстройство, удел только женщин. 20% москвичек не выходят замуж, а 6 % не выходят замуж именно по причине "русской любви".
Когда этап платонической любви растягивается на долгие месяцы, а иногда и годы, человек привыкает иметь дело не с реальным партнером, а с его призраком, фантомом. Так объект любви рисуется недосягаемым идеалом, возникает страх перед ним, блокирующий нормальное выражение соответствующих эмоций. Развивается сексуальное фантазирование, одновременно как говорил французский ученый Клод, формируется "сексуальная непрактичность". Встреча с реальным физическим телом происходит нервозно, болезненно, а в некоторых случаях даже враждебно и уж конечно никакого нормального, гармоничного секса в такой ситуации быть не может.
Психоанализ помог разобраться и выявить болезненную природу около любовного чувства мании. Ее можно сравнить с процедурой рождения кукушонка: сначала кукушка подкладывает свое яйцо другой пичуге и, как только кукушонок выводится, первое, что он делает - выталкивает из гнезда родные яйца пичуги или уже вылупившихся птенцов. И вот этот кукушонок растет и перерастает в размерах свою приемную мамашу, нещадно эксплуатируя ее требованиями большого количества пищи.
Так и мания, разрастаясь и парализуя всю психическую жизнь влюбленного, требуя специфического питания, а не получив его доводит до соматического заболевания, другого расстройства. А причиной являются детские психотравмы, которые приводят к психологической дисгармонии у взрослого человека. Можно ждать эмоциональных сдвигов, могущих привести к гармонии, а можно уже сегодня с помощью психоанализа и психотехник устранить дисгармонии, добившись тем самым полноценной содержательной жизни.
В научной литературе еще не закрепилась единая терминология для квалификации около любовного, болезненного чувства мания. Так Робин Норвуд для этого пользуется понятиями "слишком сильная любовь" (нездоровые взаимоотношения), психотерапевт Стенон Пил - "пристрастные взаимоотношения". В отечественной психотерапии используют понятия: "нервный шок", "сверхизбирательная любовь", "навязчивая любовь", "наркоманическая любовь", "любовный синдром", "любить по-русски", в психоаналитическом словаре З.Фрейда есть понятие "инфантильный невроз". Каждое из этих названий справедливо и отражает определенную особенность болезненного состояния или причину его происхождения.
Современная наука, конечно, определится с терминологией, главный же итог второго тысячелетия, что недоброкачественное чувство мания, которое долгое время считали одним из типов любви, является болезнью. Сейчас предстоит проделать большую работу - искренне признать все, что раньше возвышалось, воспевалось как "великая" или "настоящая любовь" на самом деле является "недоброкачественным чувством", в наиболее тяжелых случаях болезнью.
И то, что с таким восторгом описывает Константин Бальмонт это болезнь, с которой сам больной справиться не может.
"В том и величие и тайна, и восторг Любви, что жизнь и смерть становятся равны для того, кто полюбит. Жизнь своя и чужая. В том сила и ужас Любви. Перед ней смолкают все голоса, кроме голоса властного желания, которое ослепляет глаза своим чрезмерным светом, меняет души, меняет людей, меняет предметы - и драгоценные предметы становятся ничем, а ничто становится безбрежным царством, и люди становятся богами и зверьми, входят в мир нечеловеческий, и души бьются, безумствуют.
Любовь ужасна, беспощадна, она чудовищна. Любовь нежна, Любовь воздушна, Любовь неизреченна и необъяснима, и чтобы не говорить о Любви, ее не замкнешь в слова, как не расскажешь музыку и не нарисуешь Солнце. Но только одно верно: тайна Любви больше, чем тайна смерти, потому, что сердце захочет жить и умереть ради Любви, но не захочет жить без Любви.
Любовь иногда приводит к безумию. Иногда? Быть может всегда? О, конечно всегда, но только порою это безумие тонет в красках и словах, схваченных лиризмом".
Вот и Николай Бердяев сравнивает любовь со смертью, а ведь любовь абсолютно положительное чувство.
"Ужас окружает любовь в истории мира. Этот ужас двойной: ужас отношения мира к любви, истязания, которым она подвергается со стороны общества: и ужас, который она вносит в мир, ее внутренний ужас. Социальный ужас любви, связанный с деспотизмом иерархической организации общества, может быть если не совсем преодолен, то доведен до минимума. Но метафизический ужас любви в этом мире непреодолим. В любви есть что-то смертоносное".
Около любовное чувство мания - это чувство, источник которого в тайных стремлениях, неосознанных желаниях, в скрытых комплексах, в инфантильности чувств, в нашей неподготовленности, а поэтому от мании не только можно, а и нужно избавляться цивилизованными методами.