По закону учебный план школы на 70% состоит из обязательных предметов (в начальных классах - 80%). Как использовать оставшееся время, администрация решает сама с учетом мнения родителей. Часы можно потратить на дополнительные занятия по основным предметам, а можно ввести новые уроки - второй иностранный, астрономию и т. д. "Православная культура" претендует именно на это время. Курс разбит на три блока - для 1-4-х, 5-9-х и 10-11-х классов. Первый блок займет минимум 102 учебных часа. В первом классе разрешено изучать "Православную культуру" во внеурочное время, а вот дальше предмет предлагается ввести в расписание. Среди тем для изучения можно обнаружить "Во что верят православные христиане", "Добро и зло в православной традиции" и "Христианская семья". Авторы программы намерены добиваться "становления православных христианских ценностных ориентаций" у детей. А свои поступки ученики должны будут оценивать "на основе нравственных норм православной христианской традиции".
И это только начало, да:
Для второго блока авторы "Православной культуры" воспользовались возникшей коллизией с логикой ведения предмета. С 1 сентября 2015 года Минобрнауки ввело в обязательную часть программы предметную область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (ОДНКНР), называя ее "логическим продолжением" курса "Основы религиозных культур и светской этики". Сначала обсуждалась возможность разделения курса ОРКСЭ на два года - и тогда он плавно перетек бы в среднюю школу - в ОДНКНР. Но этого так и не произошло, а конкретных предметов для нее так и не появилось. Теперь авторы предлагают заполнить эту описанную в законе предметную область курсом "Православная культура". Если это произойдет, то у родителей просто не будет альтернативы при выборе, пока не разработают другие курсы. В 5-9-х классах "Православная культура" претендует минимум на 175 часов (один урок в неделю), но "оптимальным" сроком называют 350 часов. Список тем для изучения занимает несколько страниц. Среди них действительно есть культурологические ("Сюжеты и образы Библии в русской и мировой культуре", "Православная храмовая архитектура" и т. д.), но большинство касается религиозного мировоззрения: "Православное христианское понимание смысла жизни человека", "Нравственная культура православной семьи", "Особенности нравственной культуры воина-христианина". Среди прочего школьнику предлагается изучить темы "Латинский прозелитизм на Руси" и "Искаженные толкования библейских текстов в литературе деструктивных сект". По мнению разработчиков курса, выпускник девятого класса обязан "знать названия семи Вселенских соборов и описывать принятые на них решения", "ориентироваться в православном календаре (месяцеслове)", "перечислять двунадесятые, переходящие и непереходящие православные праздники" а также "перечислять и описывать виды церковных звонов и колоколов".
ВНИМАНИЕ!
Результатами курса авторы считают "формирование мировоззрения на основе православной духовно-нравственной традиции" и "готовность к сознательному самоограничению в потреблении жизненных благ".
И, конечно же,
Для 10-11-х классов "Основы духовно-нравственной культуры народов России" уже не являются обязательными, но авторы все равно отводят "Православной культуре" минимум 70 часов (один урок в неделю) с возможностью расширения до 140. Авторы предлагают еще раз пройти изученный в 5-9-х классах материал, но "с большей детализацией". В итоге от выпускника школы ожидается "сформированность мировоззрения на основе православной духовно-нравственной культуры, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики".
Подробнее:
http://www.kommersant.ru/doc/3156063 А, и бантик - светская альтернатива:
... Основы духовно-нравственной культуры народов России» - та самая загадочная аббревиатура - оказались общим предметом для всех трех направлений. Школа его с нами не обсуждала, я вообще думала, что это какое-то пособие о регионах страны, чтобы дети не росли ксенофобами. Мы знали, что по нему есть учебники, но домой детям их не давали, потому что «сложно». Наконец, сын подруги смог вынести книгу с урока. И оказалась, что нам втихаря подсунули Закон Божий! Учебник с храмом на обложке назывался «Православная культура», о чем школа нам даже не удосужилась сообщить. Все было прикрыто названием предмета, где нет упоминания о православии. Я открыла учебник на странице 45 и увидела текст: «Назови эпизод Священной истории, проверь себя, прочитав тексты из Библии (Книга Исход, глава 20, стихи 1-17). Приведи примеры из Священной истории Ветхого и Нового заветов». Это пятиклассникам предлагают, понимаете?!
Но учительница сказала нам, что религиозного мракобесия тут нет, молиться никого не заставляют, оценок не ставят, только зачет будут принимать. А если нам не нравится - два параллельных класса учатся по «совершенно светскому» учебнику «Истоки». Я попросила посмотреть и его.
На обложке светских «Истоков» - двое детей, которые зачем-то смотрят в бинокль на храм. Сам курс выглядит, мягко говоря, странно. Он посвящен семи «явлениям отечественной культуры и российского образа жизни», которые вмещают в себя «идеалы и ценности». И первое такое явление - соха. Я не шучу, вот некоторые из разделов учебника: «Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина: их традиционное устройство, варианты конструкций, трудовые операции. Многофункциональность и универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой технологии. Освящение труда с сохой и топором». В общей сложности соху в школе изучают четыре урока. Цель этого - «присоединение ученика к важнейшим горизонтальным, социальным ценностям российской цивилизации».
Следующие разделы для изучения в светском учебнике - «Крестьянские хоромы», «Соловки», «Храм Покрова на Нерли», «Икона “Живоначальная Троица”» (тут пятиклассникам рассказывают про «единство, нераздельность, неслиянность, неотмирность, горний мир»), «Московский Кремль» и «Летописи».
Когда я поняла, что в 2016 году мой ребенок должен четыре часа изучать сакральность сохи, то пошла к завучу. Написала заявление с требованием перевести дочь на заочное обучение по этому предмету. Сказала, что мы сами прочитаем учебники. В школе очень переживали, но потом все-таки согласились. Сейчас я вспоминаю, как еще несколько лет назад шли горячие баталии на тему «Не пускать церковь в школу!». А она, оказывается, уже там и скоро двери у нас перед носом закроет.
Подробнее:
http://www.kommersant.ru/Doc/3156191