Пока помогал
maxkatz писать пост про интервью с Кудриным написал ещё немного на экономическую тему. Эти фрагменты не вошли в тот пост
http://maxkatz.livejournal.com/2013/12/12/ , но мне кажутся интересными. Особенно в сегодняшнем контекте изменения валютных курсов. Речь пойдёт о Цетральном Банке РФ и Пенсиооном Фонде России.
Прежде чем перейти к дискуссии об использовании средств ФНБ необходимо упомянуть ещё как минимум о двух организациях, участвующих в управлении экономикой нашей страны: о Центральном Банке (ЦБ) и Внебюджетных фондах, в частности об одном из них, Пенсионном Фонде (ПФ). Многим кажется, что ЦБ и ПФ это какие-то подразделения Минфина и напрямую подчиняются ему. На самом деле всё немного не так.
Центробанк у нас не подконтролен Правительству РФ, что записано даже в Конституции. Это не наша особенность, это так в подавляющем большинстве цивилизованных стран. Конечно, главный банк страны действует в согласовании с Правительством, но формально ему не подчиняется. Основная цель ЦБ любой страны - обеспечение устойчивости национальной валюты, её покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Именно для этого ЦБ нужны золотовалютные резервы. С помощью этих резервов ЦБ регулирует курс национальной валюты. (Стоит заметить, что в некоторых странах ситуация может быть иной, например в США нет ЦБ, а национальная валюта одновременно является мировой резервной.)
Но мы, увы, на вторых ролях в текущей мировой валютной модели [погуглите "Ямайские соглашения"]. Как регулируются валютные курсы в большинстве экономик, подобных нашей (сырьевой, рыночной)? Основной рыночный инструмент здесь - золотовалютные резервы (ЗВР). Например, когда у страны торговый профицит (продает вовне больше, чем покупает), то ЗВР растут: ЦБ скупает валютную выручку экспортёров (складывает её в ЗВР), обеспечивая плавное укрепление курса национальной валюты (такие процессы наблюдались у нас в 2002-2008 годах); когда же у страны случается торговый дефицит (импорт преобладает над экспортом), ЦБ продает валюту импортёрам, которые готовы платить больше за иностранную валюту и обеспечивает плавное падение курса национальной валюты, что отчасти помогает сократить торговый дефицит, если его считать в национальной валюте. Такие процессы происходили в РФ со второй половины 2008 года по конец 2009. Таким образом, для обеспечения плавного изменения валютного курса (стабильность!) нашей большой сырьевой и рыночной экономке нужны большие ЗВР. Так что если вы слышите по телевизору про 500 или 600 млрд долларов резервов ЦБ, то это не значит, что у нас есть столько денег. Это означает лишь то, насколько долго наш Центральный Банк готов сопротивляться валютным спекулянтам. Ещё проще говоря, размер ЗВР определяет размер «авторитета» центрального банка и на внутреннем валютном рынке и на внешнем. Тратить эти деньги в экономике никак нельзя - это лишь инструмент регулирования курса национальной валюты.
Стоит заметить, что рост золотовалютных резервов характерен для всех экспортноориентированных стран с суверенной валютой. Если у страны нет значительного экспортного потенциала, то, как правило, валюта такой страны находится в значительной кореляции с курсом доллара или Евро.
Пенсионный фонд -ещё одна важнейшая экономическая структура. Так получилось, что все социально ориентированные страны управляют распределительной (или солидарной) пенсионной системой через специальный фонд. У нас это Пенсионный Фонд России (ПФР). Это один из трёх главных внебюджетных фондов, которые являются «органами при правительстве», то есть работают они в составе правительства, но на заседания не ходят, у них свои председатели, свои счета в федеральном казначействе. Другие два фонда это Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС). Наполняется ПФ за счёт взносов работодателей. Любые деньги отданные в ПФР возврату не подлежат и используются на цели фонда. То есть Правительство не может забрать взносы работодателей, перечисляемые в ПФР, но может дать фонду ещё денег, и фонд обязан потратить эти средства на выплату пенсий. Правительство может регулировать работу ПФР через законодательную инициативу и принятие нормативных актов правительства, обязательных к исполнению ПФР, но напрямую давать поручения и т.д. не может. Надо заметить, что в современной России дефицит ПФР составляет порядка 45-47% (2,8 трлн руб). То есть если бы пенсии выплачивались только из вносов работодателей, они были бы в 2 раза ниже. Кстати, доходы Федерального Бюджета за 2013 составят примерно 12,5 трлн руб. Наше государство тратит на поддержку пенсионеров около 22% федерального бюджета, для сравнения, расходы на национальную оборону составляют около одного триллиона рублей (8% бюджета).
Вообще, социальные траты бюджета - самая значительная часть расходов бюджета. В 2012 году по данным Федерального Казначейства (кстати, рекомендую их сайт, там все данные есть -
http://www.roskazna.ru/ ) расходы на статью "Социальная политика составили 3,8 трлн рублей из 11,4 общих. Т.е. около 33%. Это я не к тому, что РФ - самое социально ориентированное государство в мире, а к тому, что такой практики в мире практически нет и поддержание пенсионного фонда в значительной степени опирается на нефтегазовые доходы. Схема кривая и нестабильная, и задача нынешних политиков - разрулить эту ситуацию.