Этот пост навеян сразу тремя инфоповодами: во-первых, после вчерашней хвалебной и заслуженной речи в адрес «Авиановы», некоторые юзеры вывалили шквал критики, обращенную на авиакомпанию. Во-вторых, постом уважаемого
puerrtto про шикарную белорусскую электричку на фоне разлагающегося по пути состава РЖД. И в-третьих, моей недавней поездкой из Белгорода в Москву на скором 24 поезде, который из Адлера идет неприличные 39 часов.
Начну свой рассказ с первого пункта. Итак, вчера в своем посте я похвалил авиакомпанию «Авианову», которая доставила меня в Ростов-на-Дону за 2 часа и 2100 рублей. Я остался доволен всем: начиная от продажи билетов и заканчивая посадкой самолета в аэропорту Ростова. Я прекрасно осведомлен о частых задержках, отменах и переносах рейсов этой авиакомпании. Понимаю, что пассажиры от этого страдают и это практика не нормальная, дискредитирующая перевозчика. НО! Что мы имеем с альтернативной стороны? Во-первых, конечно регулярные и нормальные авиаперевозки типа Аэрофлот,S7 и другие. Правда, здесь конкуренции никак не получается: цены вышеуказанных компаний все же сильно превышают цены «Авиановы». Поэтому их в расчет я брать не буду. Кто хочет прилететь точно во время, но заплатив большую сумму, тот воспользуется.
С другой стороны, конкурентом авиаперевозкам стали перевозки на железной дороге. Звучит забавно. Еще лет семь назад, когда я только начинал путешествовать, альтернативы РЖД по деньгам просто не было. И если мне надо было куда-то добраться, то дешевле было взять на работе день за свой счет, чем переплачивать авиакомпаниям. А что мы видим сегодня? По ценам РЖД семимильными шагами приближается к «Аэрофлоту» и уже давно перещеголяла «Авианову».
Например, я хочу уехать на ноябрьские праздники в Калининград. Билет на поезд (а речь идет только о плацкарте, ибо купе могут себе позволить только заядлые аэрофобы) стоит 1800 рублей. Время в пути - практически сутки. Аэрофлот тот же самый маршрут предлагает за 2300. То есть, переплатив 500 рублей, я доберусь до Калининграда в 20 раз быстрее. И я не говорю об удобстве проезда и ночевки на верхней боковой. Да даже на нижней боковой полке.
Плюс не надо забывать, что за 24 часа поневоле захочется кушать. А это тоже расход.
Ценовая политика РЖД чем дальше, тем больше становится мне предельно ясна: хапнуть побольше, чтобы просто-таки утонуть в жиру. Ну а чем не человеколюбие повышать тарифы на Новый год и майские праздники? Народ-то ведь без альтернативы в большем случае. Ведь нет у нас пока еще не просто бюджетных, а вообще региональных авиаперевозчиков. Поэтому все равно на поездах поедут.
Я еще могу объяснить дифференциацию цены на СВ, купе и плацкарт. Но почему нет внутреннего разделения плацкартных цен? Ведь снизили РЖД раньше стоимость верхнего купе по сравнению с нижним. Так почему нельзя такое организовать в плацкартном вагоне, как это сделано, например, в Таиланде? Согласитесь, что качество поездки на нижней секционной полке посреди вагона и верхней боковой у туалета несколько различаются. У нас же капитализм и рыночная экономика. Зачем же загонять пассажиров в рамки - кто успел, тот и молодец! И лишать тем самым главной составляющей этой самой экономической модели - выбора!
Вот поэтому я искренне порадовался тому, что в России все-таки появился достойный конкурент РЖД на совершенно неконкурентном рынке железнодорожных пассажирских перевозок. Я надеюсь, что «Авианова» все же сможет нормализовать свое расписание и уменьшить проблемы с вылетами. Ведь потенциал у этого сегмента рынка просто огромен!
Немного поговорили о ценах и переходим ко второму вопросу, о котором я хотел бы написать: уровню качества обслуживания и сервиса за ту сумму, которую требуют за билеты. А вот тут я думаю, что у многих есть что сказать.
Возьмем, например, мой последний вояж из Белгорода в Москву. Оказался, кстати, я в Белгороде тоже по вине РЖД. Дело в том, что я на неделю ездил в небольшое путешествие по Восточной Украине. И из Донецка надо было мне домой попасть. На сайте РЖД вижу стоимость билета в 110 долларов за плацкартное место. В моей голове не укладывается, как на поезд, который проезжает 1034 км, билет может стоить таких денег. Для сравнения, по Украине 1200км из Ужгорода в Харьков обойдутся всего в 11 долларов. Да, согласен, это перевозка внутригосударственная. Но по России 1000 км стоит значительно дороже. Для примера за свой билет Белгород-Москва в абсолютно помойный поезд я заплатил 1100 рублей. И это ли не беспредел?
А что же я получил за эту немаленькую сумму? Верхнее боковое место у туалета - это раз. Отсутствие какого бы то ни было кондиционера - это два. Причем его наличие даже проводниками воспринимается как нечто абсурдное. Да и действительно, ехать-то всего 39 часов в августе месяце через весь Юг России. Зачем же кондиционер?
Грязные туалеты, черные занавески или вообще их отсутствие, местами сломанные полки, жуткая грязь и пыль, от которой у здорового человека начнется аллергия. А ведь поезд полон детей. Отсутствие воды, сломанные замки в туалетах, не закрывающиеся окна, создающие невыносимый сквозняк по вагону, едкий запах вареной курочки и протухших яиц в секциях.
«Ездим каждый год к себе на дачу в Старый Оскол поездом Воркута-Симферополь. Проехав на этом маршруте хоть раз в жизни, хочется идти пешком. Жара невыносимая, о кондиционерах этот маршрут и не слышал. Так вот в вагонах этого направления обстановка хуже, чем было в концлагерях, единственное кушать все везут много. Убирать убирают редко, сейчас правда стало регулярно чаепитие (титан кипятят постоянно), а раньше и это было не доступно. А в вагоне проводим более двух суток. Шторы - редкость, если висят, то поломаны те палочки на которых они висят. Вагоны старые, кое-где поломаны туалеты, пользуется весь вагон одним туалетом. Вообще не маршрут - а КОШМАР!!!» - примерно то же самое я мог написать про поезд Тында-Москва, которым я как-то возвращался из Казани. Я ведь люди там едут 5 (ПЯТЬ!) суток!!!
А проводницы? Это блистательные существа. Наткнулся в инете вот на такой отзыв: «Ехали в Ейск на поезде Москва-Ейск 20 июля. Проводница пипец, уже была полупьяная когда только сели в вагон, как она доехала до ейска, никому неизвестно. В Ейск выходили в 5 утра, погас в вагоне свет, который она так и не сделала. выходили без света».
И ведь так везде. И всем на это наплевать! Тебе плюют в лицо, заставляют утереться, а ты улыбаешься в ответ!
И беда здесь в первую очередь, наверное, в самих пассажирах. Ведь их все устраивает! Пьяные мужики, возвращающиеся с заслуженного отдыха на Черном море, выбегающие на станции купить еще бутылочку холодненького. Их потные жены, режущие курицу прямо на грязных столиках на газете, маленькие дети, бегающие босиком по вагону и трогающие руками всю эту мерзость. Сюр, не иначе!
И во всем этом великолепии мне предстояло ехать 11 часов. А проводница, которая, видимо, живет чрезвычайно насыщенной жизнью, мило предложила потерпеть. Другие-то, вон, вторые сутки дрожат. Причем, как я заметил, в свое удовольствие!
В своем посте я не стану ничего говорить про проблемы пригородного сообщения. Хотя у людей, думаю, тоже накипело. Помните, как прошлым летом народ штурмовал крыши электричек, чтобы доехать до дома по Горьковскому направлению. А постоянные отмены электричек из-за Сапсанов и Аэроэкспресса в Шереметьево по Ленинградскому и Савеловскому направлению. И ничего, что они ходят на треть пустые. Зато престижно - запустили новые вагоны, новые европейские поезда. Не видел ни одного желающего, даже более-менее состоятельных людей, которые бы за свой счет в Питер за 4 тысячи поехали. При условии, что самолет можно и за 1000 рублей взять.
А незаконные торгаши и всяческие попрашайки…В общем тема электричек - это отдельный разговор.
Резюме: а вот не знаю я! С одной стороны, по всем рыночным законам и логическим умозаключениям скоро всему этому беспределу должен прийти конец. Терпеть такое отношение к себе нельзя. И если у нас уже довольно смехотворно пользоваться мостовыми и площадями для высказывания своего мнения, то массово отказаться от перевозок, наверное, можно. Хотя бы на определенные поезда. В определенном направлении. С другой стороны, такое развитие ситуации сильно смахивает на утопию. Ведь не один день живем. И все равно - все пользуются. Хотя я теперь буду использовать РЖД только в крайне редких случаях. Чего и вам желаю!
Первое фото взято
отсюда.