Ранее изложены оригинальные базовые положения Педагогики-XXI
http://ecce-homo-ru.livejournal.com/7293.html.
Здесь представлена закономерная последовательность становления человека в логике реализации его суггестивной природы.
Природа без человека эволюционирует, но в ней нет развития.
Развитие имеет место там, где есть человек.
СУГГЕСТИЯ
Человек от природы (от рождения) обладает психической особенностью, отсутствующей у животных, -- суггестией. Он способен дистанционно направленно воздействовать на других, стремясь подчинить себе чужую психику. Он, соответственно, подчиняется определённым психическим воздействиям. Любой внимательный наблюдатель знает об этой человеческой особенности. Человек -- существо внушающее и внушаемое.
ВЗАИМОСУГГЕСТИЯ
Ребёнок активно вмешивается в деятельность окружающих, вынуждая их суггестивно взаимодействовать с собой (взаимосуггестия). Если окружающие способствуют такому его инстинктивному стремлению, то он быстро «механически» осваивает инструменты суггестии (главный из них -- речь).
ТАБУИРОВАНИЕ
Суггестивная экспансия младшего ребёнка направлена на семейные отношения. Он шаг за шагом играючи «завоёвывает» семейные роли. Отдельные поведенческие модели он инстинктивно «вплетает» в ткань своего поведенческого стиля (семейное программирование). Основа «программы» -- семейно-этнические табу-императивы.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Суггестивная экспансия старшего ребёнка (отрока) выходит за пределы семьи. Её предмет -- разнообразные социальные отношения и функции (социальные шаблоны-мемы). Процесс их инстинктивного освоения и «изобретения» называют социализацией.
ПОЯВЛЕНИЕ РАЗУМА
Отроческий жизненный опыт сопоставим с опытом взрослого. Однако «детская безответственность» разрушает попытки полноценного участия отрока в разумной деятельности взрослых. Такого рода «внутренний» конфликт (хочу, но не умею организовать совместную деятельность) есть психологическое новообразование -- противоречивое рефлексирующее Я. Способность рефлексии (вИдение себя со стороны) -- зачаток разумности. Приращивая разумность (выстраивая Я-концепцию), молодой человек развивает себя.