Поэт и педагогика

Dec 25, 2013 16:33

"…этот вид деятельности дает возможность беседовать исключительно о том, что мне интересно"

Рассказывая о том, что всю свою американскую жизнь - почти четверть века - Иосиф Бродский преподавал, Александр Генис сообщает:
Когда выступавшего перед соотечественниками Бродского не без сочувствия спросили, как он относится к преподаванию, он Read more... )

Leave a comment

Comments 7

Интересно alisa316 December 28 2013, 10:40:11 UTC
Да, я рассказываю детям и о том, что мне интересно, но учитель не должен увлекаться слушанием самого себя. Нужно учитывать возраст и интересы школьников, не так ли ? А еще есть программа, которая не всегда радует. А еще есть учебник, который часто просто возмущает!
А еще есть администрация школы, которая мешает работать! И все-таки - работа с детьми - это счастье, потому что в классе всегда есть кто-то, кто тебя понимает...

Reply

Re: ИнтересНО, но... но. vadimlevin December 28 2013, 11:08:02 UTC
Спасибо, Наталья Валентиновна.
Но как много НО в Вашем Интересно! Трудное счастье - быть учителем в школе. Преподавателю университета легче (по крайней мере - западного университета): во-первых, к нему приходят те, кто хочет его слушать; во-вторых, программу он строит сам. Правда, он тоже не должен увлекаться слушанием самого себя, но иначе, чем школьный учитель: „правильная“ лекция только внешне выглядит монологом. По сути она - диалог, причём, не только с самим собой, но и с аудиторией. Это диалог, в котором ответные реплики либо выражены не словесно, а вниманием, энергетикой; либо отсрочены - до вопросов в конце лекции, до семинаров, до зачётов и экзаменов.

Reply

Re: ИнтересНО, но... но. alisa316 December 28 2013, 14:46:03 UTC
Вадим Александрович, так Вы с каким возрастом работаете? Мне сначала показалось, что Ваши подопечные - малыши, а теперь оказывается, что Вы преподаете в университете? Я работала в университете в юности, тогда мы жили в Алма-Ате, остались прекрасные воспоминания о коллегах и о думающих студентах. Когда после развала СССР мы переехали в Дубну, то пришлось пойти в школу. А потом понравилось работать с детьми. Но в России серьезные сейчас проблемы с образованием. "Болонизация" загубила все, что было хорошего в советской школе. Вот недавно вроде пообещали вернуть сочинение в качестве обязательного экзамена. Это в принципе хорошо, но жаль, что дергают туда-сюда руль такого громоздкого корабля, как образование...
Однако мои подруги - училки во Франции и Израиле тоже не в восторге от того, что ТАМ творится в школах.
А цитата Бродского... Мне кажется, что в ней есть элемент эгоцентризма, который нормален для хорошего поэта и опасен для хорошего учителя...Возможно, я ошибаюсь.

Reply

Re: ИнтересНО, но... но. vadimlevin December 28 2013, 16:08:50 UTC
…так Вы с каким возрастом работаете? Мне сначала показалось, что Ваши подопечные - малыши, а теперь оказывается, что Вы преподаете в университете…- Нет-нет, Наталья Валентиновна, в университете я не преподаю. Да и нигде не работаю преподавателем. Это ведь законно (и, думаю, простительно) в 80 лет? Но когда приглашают куда-нибудь (в города Германии, Голландии, Великобритании, Израиля и т.п. или в Москву, Питер, Киев и т.д.), провожу там открытые „нескучные уроки литературы“ с местными русскоязычными дошкольниками и школьниками. Обычно делаю это для наглядной демонстрации моей методики приобщения к чтению: с обсуждения (со взрослыми) этих открытых занятий начинаю семинары для педагогов и родителей ( ... )

Reply


Бродский. alisa316 December 29 2013, 07:54:17 UTC
Да я ничего не имею против Бродского, Вадим Александрович! У меня, кстати, одна моя любимая ученица, моя дочь, писала в выпускном классе исследовательскую работу " Школьные истины в интерпретации И.Бродского"... Ей было очевидно, какой ужас испытывал маленький Иосиф в советской школе, где все должны были мыслить по шаблону! Мне, в отличие от дочери, со школой в свое время повезло, у меня были замечательные учителя. Повезло и с вузовскими наставниками - А.Л.Жовтис, Л.Л.Бельская и многие другие ученые были мне не только Учителями, но и друзьями, поэтому я любила учиться в школе, институте, аспирантуре. Хотя, конечно, всегда было , с кем и с чем бороться... Но ведь без этого и неинтересно, правда? Да, так вот Жовтис и Бельская постоянно приглашали к нам, студентам, поэтов и писателей, чтобы те прочитали нам одну-две лекции... Было интересно слушать Олжаса Сулейменова, Андрея Вознесенского, Чингиза Айтматова... они рассказывали о том, что интересно им и нам, думающей части студенчества... Но поручи любому из этих писателей преподавать ( ... )

Reply

Re: Бродский. vadimlevin December 30 2013, 12:37:15 UTC
Но поручи любому из этих писателей преподавать постоянно, в системе - это совершенно особая статья, вот я о чем говорю.
- Да, вероятно, поэт не должен читать по программе, заданной кем-то. Идеальный вариант - авторский спецкурс поэта.
Правда, на мой взгляд, хороший вузовский курс лекций всегда должен быть авторским. Т.е. не готовым текстом, а процессом порождения текста, звучащим следом движения мысли. По-моему, хороший лектор (даже если он не исследователь, а популяризатор) постоянно находится в поиске - новых фактов, их соотнесения, их представления слушателям. Это относится к лекциям не только поэтов, а любых мыслящих людей. Думаю, Вы со мной согласитесь.

Reply

Re: Бродский. alisa316 December 30 2013, 14:03:04 UTC
Соглашусь, конечно.
Но перед праздниками переведу наш разговор в шутку.
У нас есть, например, учителя, которые постоянно на уроках говорят с учениками о том, что им самим интересно : как они поругались с мужем, поссорились с детьми, что у них суп стоит на плите, а они тут должны успокаивать 30 оболтусов... Так что еще вопрос в том, что именно интересно наставнику, правда? Глупый учитель лучше уж пусть придерживается заданной кем-то программы...
С наступающим Новым годом, Вадим Александрович!
На улице сейчас такая погода, что и в самом деле Лошадке стоит подумать о хороших калошах. Пусть она в следующем году будет умнее! До свидания! Белого снега и чистых помыслов всем нам!

Reply


Leave a comment

Up