35 лет назад - 1 февраля 1988 года - на сцене московского театра «Современник» состоялась премьера спектакля «Плаха» по одноимённому роману Чингиза Айтматова.
Постановка Галины Волчек. Режиссёр Иосиф Райхельгауз.
«Спектакль по-настоящему остросоциален», - утверждала газета «Аргументы и факты» ( в номере от 9 апреля 1988 года). - «Он точно определяет градус духовной жизни нашего общества сегодня. "Плаха" до сих пор вызывает самые противоречивые мнения. Отношение критики к этому произведению Ч. Айтматова полярно. Единодушно за него выступает только читатель - книгу не достать. А вот теперь и зритель: спрашивает лишний билетик далеко на подступах к театру, значит, работа, проделанная "Современником", ему интересна.
Наш корреспондент В. Торопов обратился к Г. ВОЛЧЕК с просьбой рассказать, как задумывался и воплощался этот спектакль.
Г. ВОЛЧЕК. "Плаха" - это самый трудный спектакль в моей жизни.
Когда я прочитала роман, у меня возник какой-то душевный импульс. Я не знала еще как, но я знала, что я хочу сделать. Знаете, для меня всегда внутри одной пьесы есть пьеса вторая, не знаю, какая важнее... Наверное, так происходит и у любого режиссера. Я как-то сразу представила храмовое пространство. У меня родилась идея, что это будет притча. Соответственно, сразу отпали многие линии романа. Поэтому мы уточнили - "страницы из романа".
КОРР. Тем самым был сделан очень точный шаг.
Г. ВОЛЧЕК. Да, недавно я разговаривала с Ч. Айтматовым, и он тоже считает, что это наилучший вариант преподнесения "Плахи", если уж ее вообще переносить на сцену.
Очень мне помог композитор Э. Олах. Он предложил звук, который создает напряжение, нерв, какую-то неформулируемую тревогу. Мне кажется, что сохранилась главная тема романа - как человеку быть человеком.
КОРР. Кстати говоря, один из расхожих театральных мифов, что вы потеряли "линию волков".
Г. ВОЛЧЕК. Это противники спектакля говорят, что потеряли. А многие зрители утверждают, что хотя волков на сцене и нет, но они словно незримо присутствуют. И это, конечно, не случайно. Валентин Гафт, который играет Бостона Уркунчиева, записал волчий вой. Колоссальную помощь в осуществлении спектакля мне оказал замечательный художник Д. Боровский. Он очень точно понял идею - дать разорванный крест и возможность этот крест соединить в конце спектакля, чтобы закрыть им все сценическое пространство.
КОРР. Давайте поговорим о персонажах, об актерах. Мне кажется, очень точен выбор Михаила Ефремова на роль Авдия Каллистратова.
Г. ВОЛЧЕК. Это очень сложная роль. Это самый неосязаемый, так сказать, бесплотный образ, скорее функция, чем человек, в отличие от Бостона Уркунчиева. Я понимала, что тут могут быть лишь два пути: либо найти такую индивидуальность, как молодой Смоктуновский, - странную, несколько инфернальную, с обостренной чувствительностью личность, которой спишешь за странность все поступки.
Либо, наоборот, это должен быть современный, сегодняшний парень, который не может больше терпеть ложь, ханжество, сложившиеся стереотипы, существующие и в церкви, и в жизни. Миша Ефремов, на мой взгляд, такой вот современный человек. При этом в его индивидуальности есть ранимость, чистота, которая нужна для этой роли. Я знаю, что он далеко не всех убедил. На первых порах в спектаклях он действительно не набрал той высоты, которая есть в его исполнении сейчас.
КОРР. Мне кажется, у него есть черты Гребенщикова, Макаревича. Это молодой интеллектуал, он не загримирован под это специально, он очень современен по сути, по нутру. К тому же это редкий пример на нашей сцене, когда молодой герой по-настоящему молод.
Г. ВОЛЧЕК. Так получилось, что через тридцать лет в "Современник" снова пришел Ефремов, на сей раз его сын. Так закольцовывалась судьба... Я хочу, чтобы Михаил в этом сезоне сделал спектакль в большом "Современнике", соединив ребят из своей студии с нашими артистами.
Я считаю, что та последняя фраза, которой у нас заканчивается "Плаха", определяет всю нравственную позицию человека, его жизненные устремления: мы за все в ответе, что натворили на этой земле!
================
Посмотреть спектакль «Плаха» (1987) в постановке татарского театра имени Камала можно тут:
https://youtu.be/CFhZe9H8pjY ======================
Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/ «В контакте»:
http://vk.com/club3433647 =======================