Сейчас в сети наблюдается очень много людей, страстно отстаивающих несовместимость идеи коммунизма и Православия. Почему вдруг возникла такая мода - отдельный вопрос; сейчас я остановлюсь на доводах сторонников этой точки зрения.
Эти доводы отчетливо делятся на две группы.
(
Read more... )
Reply
Именно.
"нужно только пересмотреть аксиомы, в том числе явно зачастую не проговариваемые, а таковых слишком много, и лежат они за пределами чисто социальной проблематики как таковой."
Да.
"Это должна быть критика "модерна""
И опять согласна. :)
"мало кто способен"
Искать и лелеять этих немногих. А что еще-то?
Reply
То есть переход к антигуманизму и мракобесию.
Вот так и происходит незаметное навязывание дискурса, в котором проигрыш неизбежен уже по факту его принятия.
Reply
Reply
Пример. Если либерализм претендует на приватизацию понятия "свобода", вплоть до включения термина в самоназвание - будем отмежёвываться от свободы?
Понимаете, Ольга, безоглядное антиевропейство - это тот же евроцентризм, только в профиль. Тот, кто привязан к их понятийной системе - обречён плясать на той же сцене под ту же музыку, даже если приделает ко всем понятиям обратный знак.
Но дело даже не в теоретических спорах, а в практике.
Что бы теоретически не вкладывалось в "отмежевание от гуманизма" - на практике будет именно и только антигуманизм.
Reply
Исходное значение слова "гуманизм" - это Фичино и Пико делла Мирандола, а вовсе не то, что вкладываете в него вы.
У меня нет безоглядного антиевропейства. В Европе, между прочим, еще и ГКЧ есть.
Reply
Я имел в виду действительное значение слова, актуальное для нас, здесь и сейчас.
Просто на примерах. Концерт в Пальмире - гуманизм, игиловские зверства - антигуманизм. Поведение Красной армии в Германии в 1945 - гуманизм, карательные подразделения СС у нас - антигуманизм. Коммунизм гуманистичен, капитализм антигуманистичен. Христианство гуманистично, гностическая метафизика антигуманистична. И так далее.
Я помню, с Ниной мы долго спорили, с вашим участием, насчёт "мещанства", или насчёт "империи". Тот же подход с вашей стороны: игнорировать актуальный живой смысл, предпочитая ему небесспорную теоретическую схему.
ГКЧ - это замечательно, но я имел в виду не вопрос типа пощадить ли греховный город, в котором найдётся праведник. Под безоглядным антиевропейством имеется в виду вовсе не желание скинуть на них бомбу :)
Reply
А защищая то представление о гуманизме, которое связано с с христианской сутью нашей цивилизации, вы, безусловно, правы, но только здесь у вас оппонентов не найдется. :)
Reply
Что должен думать обычный человек, не специалист по ренессансу, на предложение "отмежеваться от гуманизма и просвещения"? Или предполагается ничего не объяснять людям, оставив проект "отмежевания" для эзотерического пользования?
Но важнее то, что во-вторых. Ведь идея действительного отказа от гуманизма и просвещения - в базовом их смысле, не в специфически ренессансном - вполне реально существует. Она, хотя представлена во множестве разных форм, называется обобщённо фашизмом - недостаточно строго, но интуитивно понятно.
Она мощнее, чем интеллектуальные упражнения книжников, и проглотит любые специальные разъяснения про Пико, Фичино и "мы не это имели в виду" на раз, сделав эти теоретические построения своей частью.
Reply
http://terra.lgaki.info/generation_p/folkner-kak-gumanist-k-postanovke-problemyi.html
Не успела у себя репостнуть, но это будет.
Я считаю, что ренессансный смысл постоянно прорастает сквозь базовый, как вы говорите, если процесс идёт не на православной почве. Так мы получаем по сути два гуманизма под одним названием, а это плохо.
Reply
А логически, в самом общем виде, в основе, всё ведь просто. "Человек это здорово" - гуманизм. "Человек это мерзость" - антигуманизм. А уже далее, с конкретизацией человека, начинаются расхождения.
Этот спор можно счесть спором о словах, потому что по содержанию, полагаю, наши воззрения по вопросу "что такое хорошо и что такое плохо" в целом совпадают, в том числе применительно к ренессансным духовно-интеллектуальным движениям.
Но в определённых ситуациях (в широком смысле политических) спор о словах претворяется в спор о практиках. Поскольку слова принадлежат всем, выражают смыслы для всех и определяют социальное действие.
Так вот в этом аспекте, повторю, отмежевание от гуманизма - это всё та же бесовщина Одессы-2.05, и ничто другое.
Никакого иного "правильного отмежевания" на практике не будет. Эта дорожка ведёт на ту сторону, при всех благих намерениях.
Reply
Reply
На пути "отмежевания" вам придётся сказать, что одесский Дом профсоюзов - дело рук гуманистов. И Хатынь со множеством аналогов тоже. И вообще Великая Отечественная была столкновением гуманизма с антигуманизмом, где гуманизмом был нацизм.
Можно сказать "ну и ладно, исправим имена". Но дело в том, что гуманизм - это "за человека", а антигуманизм - "против человека", просто по смыслу слова, а значит, по содержанию накопленной и отрефлексированной практики, и ничего с этим поделать нельзя, не искалечив человеческое сознание.
Но не в бесперспективности задачи опасность. Она в том, что любого, заявившего "я против гуманизма", новый фашизм съест на завтрак, обретя дополнительную частицу силы. Я повторяюсь, но в этом суть расхождения.
Reply
Reply
Даёшь иконы в Бессмертном полку и мультики про Анастасию.
А Гитлер был, оказывается, гуманистом, хотя не признавался.
А Маркс был гуманистом концептуально, по собственному самопониманию: коммунизм есть гуманизм (упрощённо).
Даёшь отождествление коммунизма с фашизмом.
И вот мы на ровном месте создаём раскол.
Reply
Reply
Leave a comment