О коммунизме и Православии

May 08, 2016 11:25


    Сейчас в сети наблюдается очень много людей, страстно отстаивающих несовместимость идеи коммунизма и Православия. Почему вдруг возникла такая мода - отдельный вопрос; сейчас я остановлюсь на доводах сторонников этой точки зрения.
  Эти доводы отчетливо делятся на две группы.
Read more... )

Leave a comment

Comments 174

sashov May 9 2016, 20:12:51 UTC
С 9 мая, Ольга ( ... )

Reply

edelberte May 9 2016, 20:39:25 UTC
С праздником, Сергей! Как всегда, очень рада вас снова услышать.

Обе версии мне кажутся интересными, причем первую я не считала бы такой уж примитивной. Потому что христианство, разведенное с коммунизмом, - это ведь протестантизм, нет?

Но вторая, конечно, пронзительнее.

Reply

sashov May 9 2016, 21:00:39 UTC
Про протестантство - пожалуй. Хотя не уверен, что это первоначально в нем. Больше похоже на инфильтрацию антихристианского влияния пользуясь случаем в процессе Реформации. Инструменты - деньги, заговор итд. Т.е. первоначальный посыл мог быть и вполне себе коммунистическим (одна борьба против торговли индульгенциями чего стоит, в принципе - и по-христиански это, и вполне коммунистично), но итог всё же известен. Не в последнюю очередь через то, что через "свободу" раздули обратную эволюцию, в как бы "ветхозаветную" сторону ( ... )

Reply

neevklid May 10 2016, 03:16:35 UTC
«"действия через низкое" и прочий дарвинизм »
Ерунда какая-то, прямо обратная реальности.

«принципиальную приоритетность насилия»
Само по себе количество насилия - не свойство коммунизма, а неизбежная характеристика любого общества в состоянии гражданского идейного противостояния и мобилизационности, причём одновременно.

Смешение разных характеристик предмета, обусловленных разными причинами - типовая ошибка либо манипуляция.
К примеру, все обоснования расистских или социал-расистских измышлений построены по такой схеме.

Reply


illiquidum May 28 2016, 19:40:10 UTC
1. Первая - «священников убивали, храмы жгли, государственный атеизм…», - строго говоря, вообще не имеет отношения к теме ( ... )

Reply

edelberte May 29 2016, 00:45:50 UTC
1. Я этого всеобщего народного ужаса как раз и не наблюдаю. Нет его. По моим наблюдениям, в разных социальных слоях к конкретно-историческому относятся именно как к конкретно-историческому. А если вам кажется, что с дрожью произносимое "Бутовский полигон!!!" что-то означает для окружающих, постарйтесь выйти за пределы своего привычного круга общения. :)
2. Во-первых, коммунисты трудностей не боятся, во-вторых - мое дело прокукарекать, а рассвет наступает по объективным причинам. Уже очень скоро станет ясно, что чудовищное порождение западной греховности, именуемое капитализмом, ведет к гибели как души, так и тела абсолютно всех. И лучше это понимать зранее как можно большему количеству людей - тогда есть шанс обойтись без большой крови.

Reply

neevklid May 29 2016, 03:51:38 UTC
Ну так серьёзные социсследования есть, ресоветизация общества налицо с положительным трендом.
Правда, нестыковок в общественном сознании ещё много, вроде популярности "правого сталинизма". С целостностью проблемы.

Reply

illiquidum May 29 2016, 08:28:30 UTC
Слово ужас неуместно. Вы употребили его нарочно. У Вас прекрасное чувство слова и литературный талант. В данном случае Вы им злоупотребляете. Скорее следует говорить в целом об отчуждённости ( ... )

Reply


witeman June 5 2016, 07:58:01 UTC
Ольга, ну нельзя же так ставить вопрос. И у коммунизма, и у православия столько толкований, что сюда могут сбежаться тысячи людей, до хрипоты спорящих о своих, о наболевших, но между собой не пересекающихся(!) проблемах.
Сейчас и в православии, и в коммунизме такой "разброд и шатание", что не знаешь в какую сторону отвечать.:)
Посмотрите Кургиняна, он в своей газете уже без малого пятьдесят номеров строчит "О коммунизме и марксизме" (и параллельно "о Судьбе гуманизма").
Начиная с https://gazeta.eot.su/issue/113 и по сей день.
Это православные могут как-то отбиваться. А несчастная античность, её можно грубо насиловать, засовывать в свои схемы - благо не ответит?

Давайте попробуем точнее сформулировать вопрос.

Reply

edelberte June 5 2016, 13:05:32 UTC
Попробуем сузить. По результатам обсуждения уже виден вопрос, в который все упирается, хотя, признаться, я этого никак не ожидала. А именно: оставим коммуунизм в покое, допустима ли вообще для христиан целенаправленная социальная деятельность по исправлению общества или они должны ограничиваться частной милостыней? Мне-то казалось, что здесь все очевидно: раз люди - братья, общество должно стремиться к братским основам. Но видите, многие реагируют именно на это крайне возмущенно.

Reply

witeman June 5 2016, 17:12:22 UTC
Так это же давний спор между иосифлянами и нестяжателями! Ему уж скоро полтысячи лет.
Впрочем, некоторые говорят, что самого спора не было и Нил Сорский вполне мирно уживался с Иосифом Волоцким. Но "группы поддержки" (особенно с нестяжательской стороны) спорят до сих пор.
У РПЦ есть "Основы социальной политики", там всё подробно расписано. Конечно, должны стремиться к братским основам.
Единственно смущает и часто вызывает возмущение, что всё-таки, для церкви это должен быть вопрос "второй", и все ждут, когда будет так же подробно обозначена позиция по главному - по современной трактовке добра и зла.

Reply

ninaofterdingen June 6 2016, 18:11:29 UTC
Да, это хорошее замечание. Удивительно, для сколь многих это не очевидность.

Reply


witeman June 5 2016, 08:55:32 UTC
По первому пункту: «священников убивали, храмы жгли, государственный атеизм ( ... )

Reply

edelberte June 5 2016, 13:06:55 UTC
Да, согласна.

Reply


witeman June 5 2016, 09:18:08 UTC
Теперь по второму пункту, "о манихействе ( ... )

Reply

edelberte June 5 2016, 13:11:51 UTC
Честно говоря, я тут почитала сетевых богословов - и пришла в ужас. ТАКОЕ "православие" даже для меня неприемлемо, хотя я, как и Нина, очень спокойно отношусь к неидеальности воплощения идеальных идей. Если такое победит - просто беда. Вся надежда на "народное" православие - живое, теплое, незаформализованное.

Reply

witeman June 5 2016, 17:16:28 UTC
У меня, всё-же, надежда на других богословов, мысли которых получат поддержку в народных слоях.:)
Но вообще-то, первые три века христианства (да и потом ещё долго) каких только чуднЫх "христиан" не было.

Reply

bastardsonoftyr June 8 2016, 20:00:20 UTC
Если не секрет, каких "сетевых богословов" Вы читали?

А в народе всякое бывает: и хлысты, и прочие молокане. Последние тоже все такие теплые и духовные-раздуховные. У нас, кстати, "новое сознание" религиозно-философских собраний и кружков начала прошлого века и строилось на том, что нужно уже избавиться от этой догматики и иерархии, которые "не пущают" и "свободу религиозного творчества" гнобят.

Формулы -- вещь полезная; Соборы собирались не зря (да не будет). Зря что ли трудился преп. Иоанн Дамаскин ("ТИПВ") или наши авторы (кстати синодального периода) - митр. Макарий и святитель Филарет, чьи катехизисы и по сей день нельзя ничем заменить (и не надо)? Как только пропадает чёткость в словах и мыслях, начинается дурдом: смысл утрачивается ещё быстрее, чем в "начётничестве".

Reply


Leave a comment

Up