ИСТОРИЯ СССР И РОССИИ В АВТОМОБИЛЯХ
20-е романтические, необычайные
Автомобили Михаила Булгакова
В России к автомобилям присматривались долго, с подозрением, не спеша пускать их в свою жизнь. И даже после того, как они, казалось бы, прочно вошли в нашу жизнь, им еще долго приписывали непременно таинственный, особенный смысл.
Итак:
Маргарита Николаевна: "На автомобиле летать комфортнее!"
Решившись пойти на все, но только вновь соединиться с мастером, Маргарита Николаевна превращается в ведьму (хорошенькую, надо признаться, жаль только, невидимую). Пришлось ей в этой роли, как и положено, полетать и на половой шетке. Она лихо улетела из своего особняка на Остоженке, 21.
Со свистом проскочила на Арбат и тут же поплатилась за это - едва насмерть не разбилась на Арбате о старый фонарный столб. Потом ей постоянно приходилось увертываться от всевозможных плафонов, дорожных знаков и проводов:
Козлоногий почтительно осведомился у Маргариты, на чем она прибыла на реку: узнав, что она явилась верхом на щетке, сказал: - О, зачем же, неудобно, - мигом соорудив из сучков какой-то подозрительный телефон и потребовал у кого-то сию же минуту прислать машину, что и исполнилось, действительно, в одну минуту. На остров обрушилась буланая открытая машина, только на шоферском месте сидел не обычного вида шофер, а черный длинноносый грач в клеенчатой фуражки в перчатках с раструбами.
А интересно, на какой машине летала Маргарита? В романе описываются события начала мая 1929 года. Михаил Булгаков всегда отличался безукоризненной точностью в самых мелких деталях, поэтому можно смело предположить, что и машину он описывает из тех, что были в то время. А это сразу очень четко ограничивает круг возможных претендентов, по сути, лишь одной машиной - "Форд А". В то время это была новая машина, мечта всех водителей. Очень комфортабельная, скоростная, надежная.
Особо надо обратить внимание на "масть" машины: у Булгакова она - буланая. Эта масть, как известно, в коневодстве означает, что лошадь - светло-желтая, с черными гривой и хвостом. Надо вспомнить, что с Форда-А была нарушена традиция, что "машина может быть любого цвета, при условии, что этим цветом будет черный". И как раз светло-желтый цвет был одним из самых популярных. Покрышки (черного цвета!) вполне могли заменить и гриву, и хвост.
Кстати, упоминание типа кузова - "открытый", тоже как нельзя лучше подходит именно к этой марке. Наиболее популярными в СССР были именно фордовские фаэтоны. Не зря же именно они и стали ГАЗ-А.
Полет на такой машине даже близко нельзя было сравнить с полетом на щетке:
Ровное гудение машины, летящей над землей, убаюкивало Маргариту, а лунный свет ее приятно согревал. Грач ли хорошо знал свое дело, машина ли была хороша, но только вскоре Маргарита, открыв глаза, увидела под собой не лесную тьму, а дрожащее озеро московских огней...
Действительно, двигатель "форда" был отменный: 4-цилиндровый, с рабочим объемом в 3,3 литра, мощностью в 40 лошадиных сил при 2.200 оборотах в минуту, - он гарантировал спокойную поездку, не досаждая ни вибрациями, ни гулом, ни каким-то неприятным рыком. Недаром он, в своих различных модификациях, дожил в нашей стране до 80-х годов, получив название "вечного двигателя".
Да и судьба "фордов" в России была очень точно предсказана и описана Булгаковым. Машина Маргариты окончила свои недолгие дни в овраге около Дорогомиловского кладбища, и все остальные "форды" марки "А" стали лишь исходным материалом для выпуска советского варианта легковушки, положив начало массовому советскому автомобилестроению. И если его "дочерей" - ГАЗ-А - еще можно найти хотя бы в музеях, то самого "форда" уже не встретишь, как ни пытайся.
Начинаются проблемы, или на какой машине боялся ездить Иван Васильевич?
Есть еще одна интересная и таинственная машина в повестях Михаила Булгакова. Это автомобиль режиссера Ивана Васильевича из "Театрального романа", на которой тот пуще смерти боялся ездить. Такая вот машина, заработавшая бессмертие тем, что никогда никуда не ездила...
С улицы входа нету, а поверните за угол во дворе. Там увидите человека в тулупе, он вас спросит: "Вы зачем?" - а вы ему скажите только одно слово "Назначено". За углом, как раз напротив человека в тулупе, вы увидите автомобиль без колес на домкрате, а возле него ведро и человека, который моет автомобиль... Он каждый день ее моет, сняв колеса. Иван Васильевич никогда в нем не ездит.
Как известно, в Иване Васильевиче описан К.С.Станиславский. От его дома в Леонтьевском переулке до Камергерской улицы, где находится МХТ, действительно, рукой подать. И ездить на машине, действительно, не было никакого резона.
Дело было, скорее всего, в "специфике" отношения К.С.Станиславского к автомобилям вообще. Да - удобно, да - быстро, но и не более того. В своем рассказе "В гостях у Метерлинка" он четко обрисовал роль автомобиля - быстро и с комфортом довезти до места, а затем - исчезнуть, не мешать, не вносить "анахронизм" в обстановку. А поскольку поездка в театр - священнодействие, то автомобилю тут не место.
Михаил Булгаков прибавил от себя еще и то, что Иван Васильевич попросту боялся автомобилей:
Иван Васильевич в театр приезжает два раза в год на генеральные репетиции, и тогда ему нанимают извозчика Дрыкина.. А если шофер умрет от разрыва сердца за рулем, а автомобиль возьмет и врежется в окно, то что тогда прикажете делать?.. Дрыкинская лошадь не понесет. Она только шагом ходит.
Это было, конечно же, преувеличением. Но все же...
К сожалению, ни в мемуарной литературе, хранящейся в Российской государственной библиотеке, ни в музее К.С.Станиславского автору не удалось найти - что же это была за машина "кофейного цвета". И в семье купцов Алексеевых, и в пользовании Константина Сергеевича, было много различных машин. В описываемый в романе период у него была машина марки "Адлер", но о каком именно автомобиле идет речь в романе?
Наверное, исследователи творчества Булгакова еще займутся как-нибудь разрешением этой загадки. Но представляется, что у этой загадки не может быть решения. Наверное, эта машина была лишь знаком для главного героя, чтобы понимал, что когда тебя зовут на чрезвычайно ответственную беседу в понедельник 13-го числа, то автомобиль во дворе лишь показывает дистанцию, которую надо соблюдать, если хочешь получить от ее владельца положительного результата (автомобили тогда просто так не раздавали!). И ни в коем случае не спорить...
Хотя... Может быть это, действительно, как раз одна из таких тайн, которая никогда не будет разгадана? Ведь это такой чудный символ, такая выразительная деталь в творчестве великого писателя...
Такое вот было начало автомобильной эры в России: чуточку пренебрежительное в отношении автомобиля как средства передвижения и таинственное, загадочное в отношении автомобиля, как нового явления в нашей культуре, нашем миропонимании.
30-е: машина -это вам за просто так не дают...
Больше, чем просто легковушка
В жизни довоенного СССР ГАЗ-М1 был намного большим, чем просто легковой автомобиль. Причина этого была, на первый взгляд, банальна. В те времена просто так пойти и купить автомобиль в личное пользование было невозможно. Автомобили выдавали по личному распоряжению Сталина, и они служили как бы материальным дополнением к правительственным наградам: орден на грудь - для почета и души, квартира и машина - для того же почета и тела.
И потому автомобиль с весьма скромными даже по тем временам характеристиками, не имевший даже отопителя в салоне, не говоря уже о радио, - был значительно намного большим, чем просто средством передвижения.
Хотя все же нашим автомобильным конструкторам было чем гордиться. Ведь если ГАЗ-А был просто американской конструкцией, то М-1, хоть и базировался на американских разработках, но с очень существенными нашими переделками. Его значение тем более важно, что на нем пробовали карандаш конструкторы, которые позднее создадут уникальные ГАЗ-12 "ЗиМ" и ГАЗ-М20 "Победа", и благодаря этому на какой-то период СССР выйдет в число стран-лидеров мирового автомобилестроения.
И потому "эмка" была рядом со Стахановым, который, правда, постоянно ныл, чтобы ему дали ЗиС. И донылся. Ему поменяли "эмку" на "сто первый". Ну, да бог с ним.
Особую когорту владельцев "эмок" составляли наши боевые летчики.
Правда, выдающийся летчик-испытатель Михаил Громов предпочитал до аэродрома в Жуковском, до места своей основной работы, добираться на личном же самолетике У-2. А вот другие летчики "эмкой" отнюдь не брезговали.
И с этим связано немало фактов, ныне воспринимаемых почти как анекдот.
Как-то раз, выдающийся летчик-испытатель Александр Жуков, только начав полет в "зоне" по заранее намеченной программе, вдруг прервал полет и резко пошел на посадку. У механиков - предынфарктное состояние.
Надо объяснить, что Александр Жуков, которого называли не иначе как "король штопора", который излечил от этой болезни практически все советские самолеты периода Великой Отечественной войны, отличался редкостной смелостью и фантастической выдержкой. Ему, в частности, принадлежит первое руководство по выходу из штопора, в котором буквально сказано следующее: "Дай ногу, а потом три раза повтори: "Господи, благослови, господи, благослови, господи, благослови". Только проговори не торопясь. Если поспешишь и протараторишь, самолет может из штопора не выйти".
Надо заметить, что в составлении очень дельных и точных руководств в таком стиле летчик Жуков был не одинок. Его учитель, ставший позднее профессором академии имени Жуковского, один из первых российских летчиков- бомбардировщиков Владимир Пышнов (кстати, автор ТТУ для самолетов ТБ-1 и ТБ-3) составил свое руководство по бомбометанию, начинавшееся словами: "Самолет летит правильно. Надо уметь его направить. Бомба падает точно, надо уметь ее сбросить".
Так вот, досрочное завершение испытательного полета для Александра Жукова могло означать только одно - серьезные технические неполадки и механикам на разборе с участием чинов из НКВД мало не покажется. А он приземлился, быстро прыгнул в свою "эмку" и никому не говоря ни слова - уехал. И лишь позднее, когда он вернулся, выяснилось, что он сверху увидел, что нанятые для покраски крыши его дома маляры вместо работы загорают. Ну, он и решил дать им перцу...
Кстати, традиция награждения летчиков-испытателей личными автомобилями существовала долго, практически все время, пока легковушки были у нас в стране дефицитом. Так, в августе 1971 года после завершения программы испытаний и принятия в войска группы новых ударных самолетов разных КБ и после личного их осмотра руководством партии и государства, сотрудники НИИ ВВС были награждены именными часами и им вне очереди выделили 300 "жигулей".
http://zhurnal.lib.ru/p/perewalow_w_w/istorijasssrirossiiwawtomobiljah.shtml