Многое из того, что я тут сейчас напишу, я уже частично писала в других местах по другим поводам, но никогда отдельным постом. Но, мне кажется, такой яркой иллюстрации к тому, что я хочу сказать, как история с постом Подрабинека, потом м.б. уже не представится.
Ещё прежде "манипулятивной оскорблённости" (удачное выражение Оли
gerro) Подрабинек совершил как бы "манипулятивное оскробление": он взял слово "ветераны" (ну, а вы же себе хорошо представляете, что это такое, да? У массового сознания в России практически вообще нет ни одной зацепки, ничего "святого", кроме "ветеранов"). Не скрою, я люблю эксперименты со "святым". Мне всегда было интересно, за какое "святое" меня быстрее и с более громким чавканьем загрызут. А уж такое "святое" (которое одно-единственное, нарыто с большими натяжками и замешано на серьёзном самообмане), оно же только и живёт горькой оскорблённостью - ему больше нечем.
Поэтому как социологическое исследование я бы это приветствовала, а вот как "улю-лю" и "выход на тропу войны" - нет, нет и нет. Что именно это было у Подрабинека - без понятия, но полемика с ним откладывается до окончания подлой травли.
Что же я хочу сказать. В России идёт латентная гражданская война, причём уже много десятилетий, на секундочку. Где у неё фронт? А фронт у неё примерно там, где "мой сынок не по тому ли снежочку провожает вертухаеву дочку". Лично я больше всего на свете хочу упразднить, стереть линию фронта, но пока - увы - могу её только передвинуть. Значит, передвигаю. Как? Начнём издалека.
Наша линия фронта может быть интерпретирована двумя лишь способами: а) война вертухаю и вертухайству; б) война вертухаевым детям, внукам и правнукам. Так вот, по моему глубокому убеждению, второго - НЕ НАДО. И, я уверена, многие охотно со мной согласятся, что, мол, да, не надо.
Однако реальность такова, что это второе (то, которого НЕ НАДО) постоянно почему-то провоцируется, что крайне легко, т.к. в стране (почему-то в стране Чехова? О_о) преобладает архаическая культура стыда и никак (почему-то) не хочет замещаться культурой вины-ответственности. А фиг знает почему, хотя все ведь не идиоты - знают же, видят же собственными глазами, что именно культура вины в 60-е гг. спасла Германию от моральной гибели.
Ну вот. Теперь, почему столь легко провоцировать?
Потому что человек культуры стыда не может вынести высказывание "государство было злом", не может, ну, не может он, поймите же. А не может он этого по двум причинам: Во-первых, государство у него (как племя, род) никак не отделено от дедушки, а дедушка никак не отделён от государства. Иначе говоря, дедушка не может быть жертвой, если он сидел в лагере или - если служил в НКВД - трагической фигурой, нет. Дедушка - интегральная часть организма, а не автономная личность, не субъект выбора. Если организм признан больным, злым, вертухайским, то это значит, что дедушка тоже был "плохой", "злой" и "вертухай".
Во-вторых, - и это важно - этот человек таким (родоплеменным) образом связан со своим дедушкой, что он и сам теперь оказывается "плохой", прямо-таки психофизически "порченый", без шансов "отмыться".
То есть - когда вы говорите человеку культуры стыда, что его дедушка был винтиком в страшной машине уничтожения людей (а это скорее всего именно так и есть у всех нас), вы говорите ему не совсем то, что хотите сказать и - совсем не то, что говорите себе, когда то же высказывание обращаете к самим себе (а я очень надеюсь, что и вы, и Александр Подрабинек иногда это делаете).
Ваш дедушка - субъект свободного выбора. Ваш (и мой) дедушка сделал ужасный выбор, во многом навязанный ему многосложной и могущественной системой запугивания, которую он - одновременно - сам же создавал и сам же ей всё более подчинялся. Всё это а) совершенно не отменяет и не перечёркивает его как хорошого семьянина, честного солдата, верного друга, спасителя бездомных котят; б) совершенно не означает, что вы или я как-то генетически "подпорчены", потому что и вы сами тоже -
субъект свободного выбора,
абсолютно автономный от своего дедушки.
Итак, нам с вами важно это признать, сказать вслух, как можно полнее прожить боль исторической вины и, наконец, - взять на себя ответственность. Но за что? За то, чтобы никогда-никогда-никогда не повторить ошибку дедушек и бабушек. Собственно, как раз для этого мы и хотим понять механизм этой ошибки (амартии, кстати, во всей красе и во всех её значениях :-)) и готовы бесконечно это проговаривать, так?
Но в этом месте человек культуры стыда вдруг нам кричит "Хватит! Сколько можно?! Уже ведь покаялись в прошлом году аж три раза!". А мы хотим это делать постоянно, правда? Так м.б. мы с ним просто слышим разное?
Дело в том, что когда вы говорите всё то же самое человеку культуры стыда, вы фактически отнимаете у него всё, включая его ритуальную чистоту, т.е. вы с ним делаете то же, что делали с ведьмами, евреями и проч. - до костра, разумеется (ведь ещё до всякого костра нужна же причина, по которой их "можно" сжечь).
Что из этого следует? Вообще-то, для всех разное, но вот лично для меня отсюда следует то, что я не хочу и не буду воевать с людьми культуры стыда. Я не имею ни малейшего понятия, почему они - в стране Чехова и Короленко - продолжают видеть мир в такой странной архаической перспективе, но
я не буду с ними воевать,
а буду их выслушивать, что-то им объяснять, доказывать и т.д., и они пускай мне доказывают своё. Потому что они не вертухаи. Никто из них не сказал, что пытать и расстреливать - это хорошо. Движение за отделение дедушек от государства, а себя от дедушек, похоже, будет долгим. И если вообще существуют такие люди, "с которыми не о чем говорить" (всегда как-то слабо в это верилось), то давайте хотя бы ограничим эту группу только и непосредственно вертухаями, собственно палачами и их идейными наследниками, что ли?
------------
ЗЫ Для ясности. Людей, которые травят А. П. и его семью безусловно следует отнести к последним. Быть может и тех, кто добился запрета такого уютного и остроумного названия шашлычной - тоже (это было властное действие, а не крик боли). Но далеко (далеко!) не всех, кто взвился (именно от боли), прочитав пост А.П.