Будущее Телекома через призму нищеты информационных технологий

Feb 27, 2008 07:00


Третья глава "Почти совершенный товар книги Николаса Дж. Карра "Блеск и нищета информационных технологий: Почему ИТ не являются конкурентным преимуществом" хотя и посвящена превращению компьютеров и программного обеспечения в обычный товарный ресурс, мне позволила мне еще раз провести сверку своего видения развития Телекома. Итак, что говорит нам бывший работник редакции Harvard Business Review?

Для обеспечения доступности транспортные системы общего пользования требуют быстрой стандартизации, которая по определению означает использование однотипного оборудования. Железные дороги и вагоны все более унифицируются за счет введения стандартной ширины колеи, профиля рельсов и колес, а так же механизмов сцепления. В конце концов грузоотправители забывают, какой железнодорожной компании принадлежали те линии, по которым перевозились их товары, или в каких именно вагонах они перевозились.

Аналогичный подход применим и поставщикам и потребителям электроэнергии: какой из современных компаний известен источник каждого потребляемого ею киловатта электроэнергии? И никто не мешает нам сделать подобное заключение и о будущем Телекома (отрасли, в которой я проработал 12 лет). Через некоторое время уже никто из сидящих за компьютером или с трубкой в руках не будет помнить магистральных операторов

Читаем дальше, выделение сделано мной.

В отличие от производства компьютеров потребности потребителей не подчиняются закону Мура. Рано или поздно большинство из них начинают довольствоваться тем, что имеют. Потребителям просто не нужна более высокая мощность или новый усложненный набор функций. Их вполне устраивает массовый товар.

Когда эта тенденция придет к своему логическому завершению, для среднестатистического пользователя перестанут существовать индивидуальные компоненты физической инфраструктуры. Компании будут просто подключаться к общей инфраструктуре при помощи кабеля или антенны и автоматически получать доступ ко всем необходимым функциям. ИТ станут такими же простыми в использовании, как электричество.

Да, мы, потребители, явно не поспеваем за технологическими новинками, и в достаточной степени устали от них. И хотя в большинстве своем провайдеры этого даже не чувствуют, поглощенные борьбой за выживание в эпоху караоке, они предлагают нам уже не новые услуги, а новые тарифы на старые по сути услуги. Кто еще помнит времена, когда обеспечение доступа в Интернет было конкурентным преимуществом для операторов? А ведь, действительно, не так давно любой пользователь знал, как ходят его пакеты и запуск трейса позволял сделать вывод о качестве связанности и пропускной способности сети оператора, но сегодня это практически потеряло свою значимость. Физическая инфраструктура операторов все больше и больше теряет различия между собой, а значит, утрачивает интерес для потребителя. И вот уже в США "компьютер - это сеть", все телефонные разговоры любых операторов - это VoIP, сплошная конвергенция и перевод всех телекомовских сервисов на один канал. Может кто-нибудь мне назвать быстро важное отличие услуг Голден Телеком от МРК Связьинвеста? Впереди нас ждут новые бизнес-модели. Технологические компании умирают, да здравствуют коммерческие!

И под занавес.

Здесь источником технических инноваций выступают не пользователи, а поставщики. Если станет очевидным, что сервис-ориентированная архитектура выгодна компаниям, то вполне можно рассчитывать, что она и распространяемые через нее сервисы быстро станут общедоступными. Действительно, поскольку контроль над распространением корпоративных приложений сосредотачивается в руках внешних провайдеров веб-сервисов, последние могут стать высшим проявлением тенденции превращения ИТ в разновидность коммунальных услуг.

Кто больше всего выиграл от электрификации? Плоды поделили в конечном итоге поставщики оборудования и потребители. Такая же тенденция в ИТ. А Телеком развивается разве по-другому? А посему в ежемесячных квитанциях Единого Расчетного Центра вместе с оплатой за воду и электричество окончательно приживется строчка с оплатой за использование информации (забудьте про трафик!). Скорее сего это будет сравнительно небольшой фиксированный платеж.

Телеком, будущее

Previous post Next post
Up