Книгу Джима Коллинза "От хорошего к великому" я прочел год назад, но руки так и не доходили до того, чтобы собрать использованные в ней метафоры и аналогии. В прошлые выходные мобилизовался и на Ваш суд представляю подборку на три темы:
О проведенных исследованиях и выводах из них:
- Мы сравнивали наши исследования с попыткой заглянуть в черный ящик. Каждый новый шаг на пути осуществления проекта - это как будто бы новая лампочка, начинающая проливать свет на внутренние процесса, которые позволили компаниям добиться выдающихся результатов.
- Мы так же взяли на вооружение историю о "собаке, которая не залаяла". В знаменитом рассказе о Шерлоке Холмсе "Серебряная метка" "странное ночное поведение собаки послужило ключом к разгадке. Странность поведения заключалась в том, что собака не залаяла, и именно это заставило Холмса сделать вывод, что подозреваемый мог быть только тот, кого собака хорошо знала. Нам не удалось обнаружить "собак", которые не лаяли бы, когда от них этого ожидали, и это послужило одним из основных ключей к разгадке тайны, как хорошие компании превращаются в великие. Когда мы проникали в черный ящик и включали лампочки, то часто бывали поражены тем, что чего-то не видели, как и тем, что видели.
- Процесс преобразований можно представить в виде накопления потенциала и следующего за ним стремительного роста. Идея, проходящая красной нитью через все исследование, была названа "маховиком", который представляет гештальт всего процесса перехода от хорошего к великому.
Нет такого единственного шага, программы, инновационного внедрения, удачного преобразования или волшебного мгновения. Процесс напоминает вращение гигантского, тяжелого маховика: в одном направлении, медленно разгоняясь, он, наконец, достигает момента, когда накопленный потенциал начинает работать на вас, и компания вступает в период стремительного роста.
О вере перед лицом суровых фактов:
- "Когда Вы переворачиваете камни и видите все, что извивается под ними, вы можете либо положить камень обратно, либо сказать: "Моя работа - переворачивать камни и смотреть, что под ними, даже если это то, что я вижу, адски кусается". Это слова главы Pitney Bowes Фреда Пердью. В компании существует давняя традиция проведения форумов, на которых люди могут открыто высказывать высшему руководству, что, как, переворачивая камни и указывая на то, что лежит под ними, говоря: "Смотрите, вам лучше обратить на это внимание!".
Вы лиса или еж?
- В знаменитом эссе Исайя Берлин поделили мир на "ежей" и "лис", опираясь на древнегреческую притчу: лиса знает много разного, еж знает что-то одно, но очень важное. Лиса - хитрое существо, способное изобрести миллион сложных стратегий, чтобы исподтишка атаковать ежа. Каждый день сражение лисы и ежа повторяется, и, несмотря на превосходящее коварство лисы, побеждает всегда еж.
Берлин, на основе этой притчи, предложил поделить всех людей на две группы: "лисы" и "ежи". Лисы стремятся одновременно к нескольким целям одновременно, и видят мир во всей его сложности. Ежи, со своей стороны, упрощают мир, сводя его к простой организующей идее, принципу или концепции, которая связывает все воедино и направляет их действия. Для "ежа" все, что не вписывается в его собственную концепцию, не имеет значения.
Профессор Пристона Марвин Бресслер определил, в чем состоит отличие "лис" и "ежей": "Знаете, что отличает тех, кто вносит действительно значимый вклад в достижение конечной цели, от тех, кто, несмотря на свои способности, не вносит ничего? Первые являются "ежами". Фрейд с подсознательным, Дарвин с естественным отбором, Маркс с классовой борьбой, Эйнштейн с теорией относительности, Адам Смит с разделением труда - они все были "ежами". Они брали сложный мир и упрощали его. Те, кто оставил самый заметный след, слышали тысячу раз: "Хорошая идея, но вы слишком далеко зашли".