Наверное, среди нас есть люди, которые никогда в жизни не занимались у репетитора. Собственно, я сама, ваш модератор - именно такой человек. Хотя жизнь и сводила с отличными преподавателями, формально за репетиторскими услугами ни разу не обращалась. А ведь мало ли, зачем может пригодиться - не мне самой, так ребенку.
Вот и хочется узнать, что там, на этих занятиях, внутри :).
К счастью, среди участников сообщества есть, как минимум, один практикующий репетитор. Она нам все сейчас, по моей просьбе, и расскажет. А если другие репетиторы хотят продолжить тему, милости просим. Пишите в личку, и следующее интервью будет с вами.
- Елена, введите нас, пожалуйста, в курс дела: что преподаете, кто к вам приходит учиться, каков уровень начальной подготовки учеников?
e_kiaora: - Я преподаю высшую математику в ВУЗе. Репетиторством занимаюсь по школьному курсу математики, а также почти по всем разделам высшей. В основном, ко мне приходят абитуриенты, чтобы подготовиться к ЦТ. Реже школьники, чтобы подтянуть оценку и разобраться с тем, что непонятно, выполнить домашнее задание. Общая подготовка и тех и других, в основном, низкая. Т.е. многие ученики не владеют элементарными приемами счета, у них плохо или вообще не развито пространственное мышление. Поэтому, когда звонят родители и говорят, что у них в школе 8, то бывает сложно объяснить, что на самом деле там крепкая 4.
- А откуда берется 8, и почему правы вы, а не школьный учитель?
- Даже если мы отбросим все субъективные моменты учительской работы, и будем считать, что 8 в четверти поставлена совершенно объективно, то хорошая оценка за конкретную четверть вовсе не означает такую же оценку на экзамене. Причина - непоследовательность сегодняшних школьных программ. Ученик может выучить конкретную тему и даже более-менее разобраться в практических заданиях к ней, решить несколько задач, получить 8 или 9. Но при этом иметь серьезные пробелы, например, в операциях с дробями, или не иметь базовых знаний по геометрии. И эти пробелы рано или поздно обнаружатся - на экзамене ли, на тестировании, или просто еще через полгода учебы в школе, когда программа вдруг свернет в сторону, где пропущенный материал будет необходим для понимания нового.
- Как проходит ваше обычное занятие? Есть некая стандартная программа “устранения пробелов”, или она составляется для каждого ученика?
- Стандартной программы нет, стараюсь разрабатывать ее для каждого ученика индивидуально. Но есть общая схема занятия. Начинается оно всегда с проверки домашнего задания (и заканчивается новым заданием). Задание всегда включает в себя теоретическую часть. Поначалу ученики не понимают, зачем я их заставляю теорию учить, а потом видят, что и рассуждать им становится легче, и понятно, на какие определения и теоремы ссылаться. Потом даже своими словами могут грамотно определение сформулировать.
- А сами ученики знают, чего они не знают? Как обычно формулируют свой запрос?
- Обычно ученики просто знают, что у них есть какие-то пробелы. Запросы чаще исходят от родителей: повысить школьную оценку или написать ЦТ на определенное количество баллов. С оценкой работать проще. А вот с баллом по ЦТ - проблематично. Так как родителям сложно согласиться с прогнозом в 40 баллов, они редко понимают, что сложно научить их чадо, которые иногда таблицу умножения не знает, так, чтобы чадо сдало ЦТ хотя бы на 40.
- Наверняка, у репетиторов есть индивидуальный стиль работы, который, в каком-то смысле, определяет их специализацию. Скажем, кто-то лучше работает с младшими школьниками, кто-то со студентами, кому-то проще все пять раз объяснить тугодуму, другому - добиться последовательности от ученика, склонного к поверхностным знаниям. С кем-то дальше продвинутся те, кому недостает логики, другой поделится своим вниманием к деталям, третий - уверенностью в общении с экзаменаторами.…И так далее. Как бы вы определили свои предпочтения? Говорите ли вы о них вашим заказчикам? И спрашивают ли они о них?
- Да, у меня есть предпочитаемый возраст - начиная класса с седьмого, я лучше нахожу общий язык с подростками и студентами, чем с младшими школьниками. Что касается специализации в самом предмете.…Льщу себе мыслью, что учу думать, а не просто отвечать на вопросы тестов. Наверное, это и есть две самые явные альтернативы в изучении точных наук. Есть преподаватели, которые, видимо, каким-то образом разбивают весь массив тестовых задач на несколько шаблонов и натаскивают на их решение. Я в такую методику не очень верю. То есть она может работать, но при достаточно высоком уровне начальной подготовки учащегося. А ко мне порой приходят ученики, у которых в старших классах - проблемы с устным счетом. Зато, наверное, чаще, чем к «узким специалистам по тестам», приходят и студенты.
Еще могу сказать, что лучше получается сотрудничество с теми учениками, которые находят репетитора сами, сами договариваются об условиях и времени занятий, сами приходят на уроки. У тех, которых слишком опекают родители, обычно прогресс не такой быстрый.
Но вопросов о «стиле» ни ученики, ни родители не задают. О возрасте ученика, конечно, сообщают, и от работы с совсем маленькими детьми я отказываюсь - для этого нужен особый талант. Ну а результат, как я уже говорила, часто видят как высокий балл на тестировании, тем самым показывая свой интерес к узкими специалистам «по тестам». Иногда идут к тем, кто обещает больше баллов. Но обещания-то проверить невозможно…
- А если бы у вас было неограниченное количество времени на занятия, можно ли было бы обещать каждому 80 баллов? Сколько этого времени было бы нужно? И в целом, - какие начальные условия нужны, чтобы сделать из середнячка отличника?
- Сложно давать общие прогнозы. Да, теоретически школьную программу способен освоить любой человек, которого приняли в среднюю школу. Но практически если он не научился элементарной арифметике в первых классах, то в седьмом, а тем более в десятом это будет сделать на приличном уровне крайне сложно. Я не говорю, что невозможно, но придется затратить в разы больше времени и усилий. Значит, нужна чрезвычайно высокая мотивация к учебе. А с ней как раз у середнячков напряженка. И репетитор, с которым ученик встречается два раза в неделю, не может заставить заниматься каждый день. Поэтому-то я не даю слишком больших обещаний. Лучше пусть ученики получат больше, чем то, на что рассчитывали в начале совместной работы.
- Кто решает, сколько часов заниматься с репетитором. Можно ли “сэкономить” на ваших услугах, если больше заниматься самостоятельно?
- Можно, конечно. Но к репетитору чаще ходят те, кто заниматься самостоятельно как раз не умеет. Хотя и прилежным ученикам, теоретически, общение с репетитором может быть полезно. Преподаватель, работающий с конкретным учеником, поможет определить темы, которые нужно изучать в первую очередь, и сделает это, возможно, внимательнее, чем школьный учитель. Ну и при затруднениях будет объяснять, пока не убедится, что ученик действительно понял.
Количество часов занятий выбирает заказчик. Я рекомендую, но настаивать не могу. Как правило, два раза в неделю - это хороший компромисс. Редко кому бывает достаточно одного раза в неделю.
- На что обычно ориентируются при выборе репетитора заказчики? Любой ли репетитор может быть полезен любому ученику?
- В этом году, увы, большинство ориентируется на цену, ищет то, что по карману. Хотя понятно, что опытный вузовский преподаватель не будет работать по студенческим ценам.
О квалификации почти никто не спрашивают. Может быть, уже имеют некие надежды заранее, ведь есть сарафанное радио, из сообщений которого и черпают сведения. Приходится рассказывать самой: о том, где работаю, как проходят занятия, как составляется программа для каждого. Ну и приглашаю на пробное занятие: оно у меня бесплатное.
На первом занятии мы пишем тест, разбираем ошибки, общаемся. И это не только маркетинговый прием. Бывает, действительно, психологическая несовместимость преподавателя и ученика, когда преподаватель чем-то с первого взгляда не нравится. Тогда и слушать и понимать его будет сложно, и сотрудничество не получится. То есть ученику имеет смысл прислушиваться к своим ощущениям после занятия. А родителям - доверять его впечатлениям. Если после каждого занятия выходишь и понимаешь, что все наконец-то встает на свои места, то, значит, работа идет эффективно, а если каша в голове, то нужно искать другого.