Лошади…Их грация, красота, формы давно привлекали художников, скульпторов, они были неотъемлемой частью мифов древней Греции, исторических событий, сопровождали воинов, великих полководцев, их имена вошли в историю наравне с героями. И надо представить, в детстве, да и в подростковом возрасте меня все вышеописанное отталкивало от них, мне были не интересны все эти «изъезженные» мотивы, картинки, картины и прочие банальные красоты.
У моей сестры было наоборот, этот лошадиный мир был у нее повсюду. В альбом для рисования она приклеивала вырезки из газет, календарики, заметки, фотографии. А в полке для книг она создала настоящую панораму в виде 3-D конюшни, где были представлены пасущиеся кони на лугу, в дали рисовался аллюр в «три креста» вороного красавца, на переднем плане стояли настоящие миниатюрные фигурки, газон, манеж, в общем, все до мелочей, красота. Но вот мы повзрослели, ее увлечение ушло в небытие, а во мне наоборот, проснулся интерес и тяга к обладанию этой области, хотелось открыть для себя что-то новое. И вот я договариваюсь с тренером, приезжаю к назначенному часу и вот он - конь. Бааа…
Что, куда, как затягивать, застегивать, закидывать, в общем, запрягать? Абсолютно полный профан. Ничего, разобралась и даже взгромоздилась…Зрелище надо сказать забавное. Хочешь почувствовать себя мешком с непонятным содержимым, вперед, шенкелем поработай, прикажи «Рысью марш!» и вот он ты - тот самый мешок. Но со временем, ты смотришь, как другие чувствуют ритм лошади, чтобы не отбить ей спину, видишь, как она к тебе прислушивается, ведя ухом, как ждет четких указаний, которые, конечно, нарабатываются не сразу, а с вашим совместным с ней опытом. Проделав несложные упражнения, ты уже ощущаешь ее габариты, держишь равновесие, это удивительное чувство. Я смотрела на людей, уверенно сидящих в седле, и видела в них уже не двуногих и прямоходящих, а кентавров, слившихся с этим чудом природы. Следующим для меня удивлением был их разум. Поразительно, насколько быстро обучаются эти создания, дрессируются (конечно, при правильном подходе, ну и характер человека имеет немалое значение).
Помню свой первый поход в лес, наконец-то манеж можно было покинуть. Я почувствовала себя настоящим индейцем, пробирающимся сквозь густые деревья, взирающим на дикие прерии. Это свобода, это жизнь.
Были и падения, об этом нельзя не написать, до сих пор где - то в лесу растет кривенькая «катькина ёлка», которую прозвали так потому, что слетела я на нее с полного галопа, навсегда придав ей полугоризонтальное положение. Но куда без этого, это как на коньках, не упадешь - не научишься. Но главное, что я хочу отметить, нужно сразу садиться в седло и продолжать, иначе, после передышки в день, два, неделю, может развиться фобия, а это неправильно. Сразу сесть в седло может и не получиться, потому как я, например, обычно либо догоняю своего скакуна, вспомнив школьные стометровки, либо иду пешком до конюшни, напевая песенку «Welcom to my life, you see it is not easy..». Как правило, лошади хорошо запоминают дорогу домой и на пути к конюшне идут в 2 раза быстрее. Но лучше никогда и ни при каких обстоятельствах не отпускать поводья. Не могу не отметить мои наблюдения, что лошадь - думающая, и если она видит перед собой человека, то не наступит на него. Да, ногу отдавить может, но и то тут лучше не обобщать.
Практическое знакомство с лошадьми можно начинать, не обладая никакими теоретическими навыками. Это уже потом тянет на изучение энциклопедии, фильмов, книг, людей, связывающими себя с жизнью лошадей, техники джигитовки и прочее. Довелось мне почувствовать себя в роли тренера и заниматься с детишками и со взрослыми, тут, надо признать, дети действуют намного смелее, но это все-таки нужно пробовать, не зависимо от возраста.
Помните разговор Джека Доусона и Розы на Титанике?
Я процитирую его здесь
«Роза: Почему я не могу жить как ты, Джек, жить как мне хочется, просто повинуясь зову сердца. Обещай, что когда-нибудь ты
меня свозишь туда и не важно, сдержишь ты свое слово или нет.
Джек: Мы это сделаем! С утра до вечера будем кататься на американских горках, пока нас не затошнит, после покатаемся на лошадях по пляжу среди бурунов… но ты будешь сидеть в седле по-ковбойски, и никаких этих женских штучек
Роза: По-ковбойски - это значит ноги врозь?
Джек: Да
Роза: А ты меня научишь?
Джек: Да, если хочешь?
Роза: По-мужски сидеть в седле?
Джек: По-мужски жевать табак.
Роза: Ииии..плеваться как мужчины?»
Джек так и не успел выполнить то, о чем так мечтала Роза, но она сдерживает свое обещание…она не сдалась, и в конце фильма мы видим кадры, где показаны черно-белые фотографии на ее столе…она прожила свою жизнь так, как желал бы этого Джек и она сама, …мы видим фотографию, где она сидит на лошади верхом по-ковбойски…она счастлива, она чувствует жизнь, она не сдалась.
Невзоров Александр Глебович (мой любимый мыслитель), публицист, телеведущий, репортер и основатель школы «Nevzorov Haute Ecole» стал моим идеалом в вопросе воспитания лошади и отношения к ней. Многие, наверное, видели его художественно обрисованные документальные фильмы о лошадях. Я за то, чтобы научить работать с лошадью без железа, с его подходом. Я сделала для себя небольшой вывод по поводу этого - железо не так уж причиняет им боль (если это не конный спорт, если так это вообще можно назвать, ибо победа за счет другого - это не спорт!), у лошадей есть буззубая часть нижней челюсти и для управления обученной лошадью достаточно подавать лишь легкие безболезненные подсказки, чтобы она тебя поняла, но таким методом может научиться управлять каждый, а вот без железа - это уже умение, которому нужно посвятить много времени, жизнь, себя. Я понимаю тех людей, которые однажды, придя на конюшню, остались там навсегда, отдали свое сердце. Но пока я к этому не готова. Может быть через год-два я уже начну созерцать и созидать мир и природу аквариумных рыбок, но точно знаю, что частичку своего сердца я отдала лошадям.
Бонус!
Уже, наверное, по моей традиции, в конце поста пишу несколько строчек для пытливых и любознательных. Итак, имена знаменитых лошадей (и википедия мне в помощь):
Буцефал (с греч. букв. «бычьеголовый») - кличка любимого коня Александра Македонского. История гласит, что Александр Македонский в возрасте 10 лет (по Плутарху) стал единственным человеком, которому покорился своенравный 11-летний конь..
Слейпнир (Sleipnir, «скользящий») - в германо-скандинавской мифологии восьминогий конь Одина, порождение Локи.
Абрек - имя коня поручика Брусенцова (играет Владимир Высоцкий) в фильме «Служили два товарища».
Росинант - имя коня Дон Кихота. Является составным словом: «росин» - кляча; «анте» - прежде, впереди. Дон Кихот долго выбирал имя своей лошади - по его замыслу, оно должно было указывать на её прошлое и настоящее, и соответствовать новому роду деятельности и статусу хозяина. В итоге он остановился на имени Росинант - «имени, по его мнению, благородном и звучном, поясняющем, что прежде конь этот был обыкновенной клячей, ныне же, опередив всех остальных, стал первой клячей в мире»
Делир - конь Л. Н. Толстого известен именно тем, что в последние годы был любимой лошадью великого писателя. Согласно завещанию Толстого Делир похоронен недалеко от могилы Льва Николаевича в Ясной Поляне.
Эклипс (англ. Eclipse - солнечное затмение) - За всю свою спортивную карьеру Эклипс участвовал в 18 скачках и одержал 18 побед. После окончания скаковой карьеры, Эклипс стал производителем, и здесь ему досталась далеко не последняя роль. Он внес колоссальный вклад в развитие новой Чистокровной верховой породы. Эклипс умер от коликов 26 февраля 1789 года в возрасте 24 лет. Тут-то и был открыт секрет его непобедимости. Если сердце хорошей скаковой лошади в среднем весит около 5 кг, то сердце Эклипса было заметно больше - 6,3 кг. Сегодня каждый посетитель Ньюмаркетского ипподрома может лицезреть прямо на входе бронзовый монумент Эклипса, отлитый в честь 200 годовщины смерти великого скакуна.
Буду рада, если вспомните еще имена отличившихся и оставите в комментариях ^_^