Продолжение публикации официального отчета
по событиям 1993 года (осень) в России.
1.
1993 Позор крови (Ссылки на мои статьи о событиях) 2.
1993 Позор крови I 3.
1993 Позор крови II По свидетельству Терехова С.Н., указанная договоренность с Анпиловым В.И. была достигнута - “где-то минут 15-20 девятого, минут за пять до моего отъезда на Ленинградский проспект. Я не стал его, как впрочем и других, посвящать в детали, сказал коротко, в двух словах: выезжаю туда-то, обеспечиваю там шумовой эффект, а ты обеспечь, чтобы подтянулись силы... Надо было убедить людей, иначе народ просто не пошел бы туда”.
За 4 часа до акции Терехов С.Н. фактически предупредил о ее возможности руководство “президентской стороны”, встретившись около 17 часов с начальником Управления Министерства безопасности по Москве и Московской области Савостьяновым Е.В. Во время встречи Терехов С.Н. заявил, в частности, о якобы готовности неких вооруженных групп из Дома Советов Российской Федерации в случае необходимости совершить силовые акции в других частях столицы. Встреча проходила без санкции руководства Верховного Совета Российской Федерации, и.о.Президента Российской Федерации Руцкого А.В. и назначенных им министров обороны, безопасности и внутренних дел Российской Федерации. По свидетельству Савостьянова В.Е., переговоры с Тереховым С.Н. состоялись на Конюшковской улице. Вызвав Терехова С.Н., пришедшего в сопровождении людей, вооруженных автоматами, он предложил ему взять на себя взаимные обязательства, до 21 часа, когда должно было закончиться совещание Штаба обороны Дома Советов Российской Федерации, не предпринимать никаких силовых действий и встретиться в это время вновь на том же месте для дальнейших переговоров. Терехов С.Н. дал слово офицера, но на повторную встречу в 21 час не явился. Вместо этого вышедший к Савостьянову Е.В. человек заявил, что Терехов С.Н. уехал со своими людьми на Ленинградский проспект к штабу ОВС СНГ.
Терехов С.Н. и некоторые другие подозреваемые в причастности к нападению на штаб ОВС СНГ были задержаны. Прокуратура города Москвы возбудила уголовное дело о нападении на охрану штаба ОВС СНГ. Самовольные действия Терехова С.Н. послужили поводом для резкого усиления давления на сторонников Верховного Совета, мотивируемого заботой о безопасности граждан в связи с “проблемой оружия” и “незаконных вооруженных формирований Белого дома”.
Ельцин Б.Н. приказал отстраненным от должности министра внутренних дел Российской Федерации-Ерину В.Ф. и министра обороны Российской Федерации-Грачеву П.С. принять меры по изъятию оружия у лиц, принимавших участие в охране Дома Советов.
Президиум Совета Министров - Правительства Российской Федерации сделал Заявление, в котором объявил о “принимаемых решительных мерах по обеспечению безопасности граждан в Москве и на всей территории России”.
Председатель Совета Министров - Правительства Российской Федерации Черномырдин В.С. заявил, что “определенные силы целенаправленно ведут дело к кровопролитию”, оружие “раздается кому попало”, в связи с чем необходимо “принимать меры”, “ненасильственные”, в частности, сегодня же “изъять уже розданное оружие”.
Грачев П.С. публично обвинил в причастности к действиям Терехова С.Н. министра обороны Российской Федерации Ачалова В.А. и его заместителя генерал-полковника Макашова А.М. Он утверждал также, что у Дома Советов Российской Федерации “людям с улицы” выдано большое количество неучтенного оружия. Грачев П.С. сообщил журналистам о значительном усилении охраны всех военных объектов в городе Москве и вводе в город дополнительных мотострелковых и десантных подразделений, а также об отданном им приказе адекватно отвечать в случае нападения на объекты. Мэр Москвы Лужков Ю.М. объявил о мерах правительства Москвы в связи со сложившейся ситуацией. Территория вокруг Дома Советов Российской Федерации была объявлена зоной повышенной опасности, ужесточен пропускной режим, не исключавший, в том числе, и личный досмотр граждан. Было заявлено об усилении охраны объектов государственного управления, учреждений связи, вокзалов, дорог, начале операций по пресечению деятельности бандитских групп в “горячих точках” со сложной криминогенной обстановкой, укреплении нарядов городской милиции военнослужащими внутренних войск, для чего дополнительно привлекались 3000 человек. Лужков Ю.М. заявил, что “Руководителям Белого Дома (А.Руцкому, Р.Хасбулатову, В.Ачалову, В.Баранникову, А.Дунаеву, А.Бовту) предъявлен ультиматум с требованием в течение часа собрать и сдать выданное... оружие. Борис Ельцин перевел официальную охрану Дома Советов в подчинение МВД. Министерству обороны и МВД поручено незамедлительно изъять все оружие у тех, кто находится у Белого дома”.
Президиум Моссовета выступил с Обращением, в котором, в частности, предложил “всем гражданам и организациям, имеющим оружие без надлежащим образом оформленного на то права, немедленно сдать его в органы внутренних дел”. Было предложено также “во избежание инцидентов воздержаться от появления на улицах города во всех видах военной или полувоенной формы, если ее ношение не требуется по служебному положению”. Президиум Моссовета призвал все политические силы не допускать насильственных действий, “решительно осудить любое насилие в целях достижения политических целей”.
В 22 часа открылся Х внеочередной (чрезвычайный) Съезд народных депутатов Российской Федерации с повесткой дня “О политическом положении в Российской Федерации в связи с совершенным государственным переворотом”. На Съезде было зарегистрировано 638 народных депутатов Российской Федерации. Съезд подтвердил Постановление Верховного Совета Российской Федерации №5780-1 “О прекращении полномочий Президента Российской Федерации Ельцина Б.Н.” и Постановление Верховного Совета Российской Федерации №5781-1 “Об испол¬нении полномочий Президента Российской Федерации вице-президентом Российской Федерации Руцким А.В.”. В ночь с 23 на 24 сентября в Доме Советов Российской Федерации неустановленный гражданин, назвавший себя “членом штаба обороны подполковником Елисеевым”, заявив, что “Ачалов и Руцкой нас “сдали”, призвал членов “Союза офицеров” покинуть здание. Некоторые из них последовали этому призыву.
24 сентября 1993 года на ночном заседании X внеочередного (чрезвычайного) Съезда народных депутатов Российской Федерации было принято Постановление №5807-1 “О политическом положении в Российской Федерации”, в котором, в частности, действия Ельцина Б.Н. были расценены как государственный переворот, констатировано, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации полномочия Ельцина Б.Н. в качестве Президента Российской Федерации прекратились. Все правовые акты, вышедшие за подписью Ельцина Б.Н. начиная с 20 часов 00 минут 21 сентября 1994 года, а также иные решения и акты, на них основанные, были признаны не имеющими юридической силы и не подлежащими исполнению на всей территории Российской Федерации. Было установлено, что граждане и должностные лица, не исполняющие указанные решения и акты, не могут быть привлечены к уголовной ответственности. Действия граждан по защите конституционных органов власти, преодолению последствий государственного переворота были расценены как исполнение ими общественного и государственного долга. Генеральному прокурору Российской Федерации, специальному прокурору по выявлению обстоятельств государственного переворота, министру безопасности Российской Федерации, министру внутренних дел Российской Федерации было поручено принять все предусмотренные законом меры к лицам, принявшим участие в подготовке и осуществлении государственного переворота.
Верховным Советам республик в составе Российской Федерации, краевым, областным, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, районным, городским, районным в городах, поселковым и сельским Советам народных депутатов было предложено принять необходимые меры по пресечению государственного переворота.
Была признана необходимость проведения одновременных досрочных выборов Президента Российской Федерации и народных депутатов Российской Федерации при обязательном условии нормальной конституционной деятельности органов представительной, исполнительной и судебной власти, обеспечения плюрализма мнений в средствах массовой информации.
Съезд принял также:
Постановление №5804-1 “Об утверждении Министром безопасности Российской Федерации Баранникова В.П.”, Постановление №5805-1 “Об утверждении Министром обороны Российской Федерации Ачалова В.А.”; Постановление №5806-1 “Об утверждении Министром внутренних дел Российской Федерации Дунаева А.Ф.”; “Обращение к парламентам, президентам и председателям правительств стран Содружества Независимых Государств”, в которой рекомендовал, в связи с продолжающимся в Российской Федерации государственным переворотом, воздержаться от проведения встречи глав государств - стран СНГ до стабилизации политической обстановки в Российской Федерации и полного восстановления деятельности законно избранных органов власти. Во исполнение решения Съезда назначенный специальным прокурором Российской Федерации по расследованию обстоятельств государственного переворота Илюхин В.И. вынес постановление о возбуждении уголовного дела по статье 64 УК РСФСР в отношении Ельцина Б.Н. и других должностных лиц, предпринявших конкретные действия по прекращению деятельности Съезда народных депутатов, Верховного Совета Российской Федерации и законно избранных судебных органов. О принятом Илюхиным В.И. постановлении было сообщено на Съезде. В то же время Съездом было принято Постановление №5812-1, в котором устанавливалось, что должностные лица и граждане, прекратившие свое участие в государственном перевороте и отказавшиеся от выполнения антиконституционных указов, приказов и распоряжений до 00.00 часов московского времени 25 сентября 1993 года, освобождаются от уголовной, административной и дисциплинарной ответственности, если их деятельность в период государственного переворота не привела к человеческим жертвам.
Около 5 часов заместитель министра обороны Российской Федерации генерал армии Кобец К.И. предъявил X внеочередному (чрезвычайному) Съезду народных депутатов Российской Федерации ультиматум с требованиями отрешить от должности назначенных министра обороны, министра безопасности и министра внутренних дел Российской Федерации как виновников нападения на штаб ОВС СНГ, выдать организаторов указанного нападения, сдать все имеющееся в Доме Советов Российской Федерации оружие, немедленно распустить Съезд и очистить здание парламента от всех находившихся там лиц. На выполнение ультиматума были даны одни сутки. Было заявлено, что в случае невыполнения указанных требований Ельциным Б.Н. и отстраненным от должности министра обороны Российской Федерации Грачевым П.С. будет отдан приказ о штурме Дома Советов Российской Федерации.
На совещании в Администрации Президента Российской Федерации, в котором участвовали Бурбулис Г.Э., Сатаров Г.А., Федотов М.А., Паин Э.А., Смирнягин Л.Б., Лифшиц А.Я., Ковалев С.А., Новожилов В.А. и Шамшев И.Б., Администрации Президента Российской Федерации было рекомендовано “направить обращение всем находившимся в Белом доме, в котором сказать, что произошло самое страшное: подстрекаемые и организуемые руководством бывшего Верховного Совета, бандиты пролили кровь российских граждан. Это вынуждает Президента и правительство принять меры против угроз повторного нападения укрывшихся в Белом доме террористов на лиц, выполняющих служебные обязанности, и мирных граждан. Органы Прокуратуры и МВД обязаны выполнить свой долг и принять меры к аресту преступников и изъятию смертоносного оружия”.
Было рекомендовано также нейтрализовать Федерацию независимых профсоюзов России через механизм трехсторонней комиссии и, кроме того, “немедленно организовать выступление по телевидению прокурора Москвы и Генерального прокурора России Степанкова, которые должны объявить о возбуждении уголовного дела по факту убийства и выдачи ордеров на арест преступников из числа защитников Белого дома, задержанных возле Генерального штаба: кто их учил, на что их толкали”.
В связи с нападением на штаб ОВС СНГ Пресс-служба Президента Российской Федерации сообщила, что Ельцин Б.Н. возмущен “наглыми действиями экстремистов, поощряемых руководством распущенного Верховного Совета”. Отстраненный от должности министра внутренних дел Российской Федерации Ерин В.Ф. заявил, что “те, кто сейчас сидит в Белом Доме, должны взять на себя ответственность” и что в связи с произошедшим к Дому Советов Российской Федерации “подтягиваются дополнительные силы и будет сделано более плотное оцепление”.
В целях ликвидации Департамента охраны Верховного Совета Российской Федерации Ельцин Б.Н., не имея законных полномочий, подписал распоряже¬ние №651-рп о передаче указанного Департамента в Министерство внутренних дел Российской Федерации, в котором, в частности, отстраненному от должности министра внутренних дел Российской Федерации Ерину В.Ф. было предписано организовать охрану Дома Советов Российской Федерации и других объектов, находившихся в ведении Верховного Совета Российской Федерации. Ерину В.Ф. и отстраненному от должности министра обороны Российской Федерации Грачеву П.С. было приказано незамедлительно принять меры по изъятию огнестрельного оружия у лиц, принимавших участие в охране Дома Советов Российской Федерации.
Кроме того, в целях реализации Указа №1400, Ельцин Б.Н., не имея законных полномочий, издал также:
1. Указ Президента Российской Федерации №1438 “О формировании Центральной избирательной комиссии по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации”, назначив ее председателем Рябова Н.Т.;
2. Указ Президента Российской Федерации №1443 “О выборах народных депутатов Российской Федерации, назначенных на 26 сентября и 3 октября 1993 года”, которым отменил выборы народных депутатов, назначенные в ряде избирательных округов; обеспечение выполнения этого Указа было возложено на Министерство внутренних дел Российской Федерации;
3. Указ Президента Российской Федерации №1446 “О Комиссии по передаче дел Верховного Совета Российской Федерации”, назначив ее председателем народного депутата РСФСР Починка А.П.
Администрация Президента Российской Федерации, руководимая отстраненным от должности ее руководителя Филатовым С.А., распространила Обращение, в котором пригласила народных депутатов Российской Федерации созыва 1990-1995 годов принять участие в Конституционном совещании, а также в деятельности создаваемой при Администрации на срок до начала работы Федерального Собрания Комиссии законодательных предположений. При этом подчеркивалось, что “материальное, консультативное, информационное, социально-бытовое, транспортное обеспечение бывших народных депутатов Российской Федерации, зарегистрировавшихся в качестве участников Конституционного совещания или Комиссии законодательных предположений, будет осуществляться на уровне норм, действовавших в бывшем Верховном Совете Российской Федерации”.
Филатов С.А. разослал представителям Президента Российской Федерации в регионах телеграмму, в которой предписывал им “сохраниться всеми доступными средствами во взаимодействии с местными органами власти или вопреки им”, тиражировать свои заявления в средствах массовой информации, создать условия для информирования населения через средства массовой информации о действиях Ельцина Б.Н. и Совета Министров - Правительства Российской Федерации с положительным комментарием (“не вдаваясь в историю и политическую подоплеку, указ Президента РФ можно интерпретировать как выход из нештатной ситуации”). Предписывалось также мобилизовать на поддержку антиконституционных действий Ельцина Б.Н. лидеров общественного мнения. Поддерживать контакт с исполнительной и представительной властью на местах с целью использования указов Ельцина Б.Н. в случае сопротивления коллегиальных органов. Выявлять и мобилизовывать группы в этих структурах, стоящие на позициях согласия или непротивления исполнению указов, работать с ними. Широко информировать население о существовании таких групп и взглядов. Препятствовать контактам и консолидации представителей Верховного Совета и Съезда народных депутатов с региональными властями. Демонстрировать жесткий контроль со стороны представителей президента за деятельностью органов исполнительной власти. Немедленно начать организацию предвыборных кампаний. Демонстрировать поддержку развертывания предвыборной кампании политических и общественных объединений любой ориентации. Обеспечить всемерную поддержку (информационную, выделение помещений, связь, оргтехнику) инициативным группам в поддержку Ельцина Б.Н. Обеспечить освещение деятельности таких групп в средствах массовой информации. Вести работу с народными депутатами Российской Федерации своего региона с целью срыва возможных попыток созвать съезд. Одновременно принимать меры, препятствующие их сбору. Препятствовать использованию привилегий депутатов в части беспрепятственного доступа к государственным средствам массовой информации, в частности, на телевидении и радио. Оперативно и полно информировать Администрацию Президента Российской Федерации о всех фактах поддержки и сопротивления исполнению указов Ельцина Б.Н.
Министерство юстиции Российской Федерации выступило с Заявлением, в котором, частности, говорилось, что хотя, издав Указ №1400, Ельцин Б.Н. формально вышел за юридические рамки, но “действовал в соответствии с конституционными принципами народовластия, обеспечения безопасности страны, охраны прав и законных интересов граждан”. В Заявлении также утверждалось, что: “Президент вынужден был разрубить “гордиев узел” губительного противостояния. Превысив по форме свои полномочия, он употребил это нарушение не для узурпации власти (выборы Президента РФ назначены на 12 июня), а для защиты воли народа. Он расчистил путь для обновления механизма власти, для принятия правового порядка в России”.
Министерство иностранных дел Российской Федерации провело брифинг “О реакции за рубежом на Указ Б.Н.Ельцина” (ведущий - Карасин Г.Б.), на котором, в частности, было заявлено, что-“Указом Президента РФ от 21 сентября на МИД было возложено официальное разъяснение за рубежом сути принятых решений и предпринимаемых российским руководством шагов. ...Многие иностранные коллеги министра иностранных дел России в личных телефонных контактах подтвердили поддержку руководством соответствующих стран взятого российским Президентом курса... Такие телефонные раз говоры состоялись с министром иностранных дел Бельгии В.Клаасом в его качестве представителя страны, председательствующей в настоящее время в ЕС, госсекретарем США У.Кристофером, министрами иностранных дел Германии К.Кинкелем и Канады П.Битти. Состоялась также встреча А.В.Козырева с послами стран “семерки”, его беседы с послами Китая и США. Министр дал интервью ряду зарубежных и российских СМИ. ...Российская дипломатическая служба... делает все необходимое для эффективного выполнения указаний Президента и Правительства Российской Федерации”.
По информации Министерства иностранных дел Российской Федерации (№37126/т от 27.11.98 г.), “МИД на регулярной основе информировал зарубежных партнеров о принимавшихся российским руководством решениях. С этой целью осуществлялись контакты первого заместителя министра А.Л.Адамишина, заместителей министра Б.Л.Колоколова и Г.Ф.Кунадзе с аккредитованными в Москве послами зарубежных государств. Аналогичная работа проводилась российскими послами за рубежом”.
По поручению “президентской стороны”, ранее сложивший депутатские полномочия народный депутат Российской Федерации Кожокин Е.М. конфиденциально предложил председателю Верховного Совета Хасбулатову Р.И., от имени Ельцина Б.Н., выехать с семьей и помощниками в любую страну по своему выбору, обещая организовать выезд и выплатить наличными крупное денежное вознаграждение (по свидетельству Хасбулатова Р.И., называлась сумма в 10 млн. американских долларов). При этом Кожокин Е.М. намекал на возможность гибели Хасбулатова Р.И. в случае продолжения сопротивления антиконституционным действиям Ельцина Б.Н. Предложения Кожокина Е.М. были отвергнуты Хасбулатовым Р.И.
Раздувание в средствах массовой информации “проблемы оружия” и последствий самовольных действий Терехова С.Н., усиление оцепления и ужесточение контрольно-пропускного режима привели к значительному росту напряженности. Количество пришедших выразить поддержку позиции Верховного Совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации увеличилось. В течение дня у здания парламента шел фактически непрерывный митинг, прерывавшийся трансляциями с заседаний Съезда. Для предотвращения возможного штурма сотни людей стали оставаться у Дома Советов Российской Федерации до утра, ночуя под открытым небом или в отдельных палатках. Заявления “президентской стороны”, что штурма не будет воспринимались как свидетельство обратного. В то же время участились случаи появления в Доме Советов Российской Федерации неизвестных вооруженных людей, которые не являлись сотрудниками Департамента охраны Верховного Совета Российской Федерации или членами созданных по решению Руцкого А.В. дополнительных охранных подразделений. Наблюдатели и осведомители Министерства безопасности Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации работали почти не скрываясь. При этом количество штатных сотрудников Департамента охраны Верховного Совета Российской Федерации непрерывно сокращалось, поскольку уходившие домой после окончания смены не допускались обратно на службу оцеплением “правительственных сил”. Имели место и случаи невозвращения.
В этих условиях, не вполне доверяя руководству Департамента охраны Верховного Совета Российской Федерации, и.о. Президента Российской Федерации Руцкой А.В. издал Указ №17 “О формировании мотострелкового полка”. Указом предписывалось министру обороны Российской Федерации Ачалову В.А. сформировать к 10 часам 25 сентября 1993 года в Доме Советов мотострелковый полк из числа резервистов города Москвы, с задачей “противостоять любым попыткам применения силы против народных депутатов Российской Федерации, а также конституционных органов власти Российской Федерации - Съезда и Верховного Совета Российской Федерации. Руководителю Департамента охраны Верховного Совета Российской Федерации Бовту А.В. было указано выделить автоматическое стрелковое оружие согласно штатному расписанию мотострелкового полка. Руцким А.В. был издан также Указ №14 “О создании внештатных временных подразделений по охране Верховного Совета Российской Федерации”, которым предписывалось создать три внештатных временных подразделения численностью 100 человек каждое и укомплектовать эти подразделения на контрактной основе. Членам указанных подразделений было разрешено ношение штатного оружия. Командирами подразделений были назначены Савчук В.В., Чернобривко Е.А. и Макариков В.А.
24 сентября 1993 года Департаментом охраны Верховного Совета Российской Федерации были подготовлены документы на сбор оружия, выданного 23 сентября 1993 года для вооружения создававшегося дополнительного охранного подразделения, но по указанию министра обороны Российской Федерации Ачалова В.А. это оружие было оставлено за указанными подразделением. В результате указанных мер по усилению охраны Дома Советов Российской Федерации, охранные функции, помимо Департамента охраны Верховного Совета Российской Федерации, осуществляли следующие формирования:
охрана министра обороны Ачалова В.А., его первого заместителя генерал-полковника Макашова А.М. и министра внутренних дел Дунаева А.Ф. общей численностью около 40 человек; в состав охраны входили военнослужащие (в основном - офицеры запаса), добровольцы с опытом боевых действий в приднестровском конфликте (12 человек), а также гражданские лица; неоднородность личного состава создавала определенные трудности в управлении охраной и во взаимодействии ее членов; формирование было вооружено автоматами АКС-74У и несло службу по охране указанных должностных лиц, а также четырех основных подъездов Дома Советов;
группа “Север” из 10 человек гражданских лиц, треть которых не прошли срочную службу в армии; самому младшему из них - погибшему 3 октября 1993 года у телецентра “Останкино” Яремко Д.Г. - не исполнилось 18 лет; члены группы несли службу по охране Приемной и.о.Президента Российской Федерации Руцкого А.В.; каждый написал заявление на имя министра обороны Российской Федерации Ачалова В.А. с просьбой о призыве на действительную военную службу; автоматическое стрелковое оружие было выдано только 29 сентября 1993 года в связи с резким обострением обстановки вокруг Дома Советов Российской Федерации;
“мотострелковый полк” с заявленной численностью 600 человек, постоянное “ядро” личного состава которого не превышало 100-150 человек из гражданских лиц и отставных военных; многие записавшиеся в “полк” днем уходили на работу, некоторые не возвращались; личный состав “полка” был формально разделен на 2 батальона, разведывательную группу (т.н. “группу спелеологов”, занимавшихся, в том числе, разведкой подземных коммуникаций в районе Дома Советов Российской Федерации) и медицинскую группу; были сформированы органы управления “полка”; огнестрельное оружие выдавалось только командованию “полка”; личный состав дислоцировался в здании Спортивного зала рядом с Домом Советов Российской Федерации; периодические проводились построения личного состава “полка” и некоторые элементы строевой подготовки; большая часть личного состава “полка” осуществляла дежурство на баррикадах вокруг Дома Советов Российской Федерации;
казачьи добровольческие формирования численностью около 100 человек; дислоцировались в Доме Советов Российской Федерации; несли охранную службу внутри и вне здания парламента; автоматическое стрелковое оружие выдавалось отдельным членам формирований для несения службы внутри Дома Советов Российской Федерации, а также в небольшом количестве в ночь на 27 сентября 1993 года в связи с угрозой штурма Дома Советов Российской Федерации (утром 28 сентября 1993 года оружие было сдано) и в ночь с 3 на 4 октября 1993 года (20 автоматов АКС-74У);
отряд “Русского Национального Единства” (РНЕ) под командованием Баркашова А.П. численностью около 100 человек; формально входил в состав охранного подразделения, подчиненного министру обороны Российской Федерации Ачалову В.А., но полностью им не контролировался; отряд дислоцировался в Доме Советов Российской Федерации; автоматическое стрелковое оружие выдавалось отдельным членам отряда (по имеющимся данным - всего 22 “баркашовцам” были выданы автоматы АКС-74У) для несения охранной службы внутри Дома Советов Российской Федерации; члены отряда занимались также поддержанием порядка на территории, прилегающей к зданию парламента, имели хорошую физическую и строевую подготовку, отличались дисциплинированностью, сочетавшейся с безынициативностью и слепым послушанием руководству своей организации; члены отряда совершали не согласованные с руководством Верховного Совета Российской Федерации действия по насильственному выдворению из здания парламента лиц, нежелательных с точки зрения руководства РНЕ; так, 30 сентября 1993 года около 17 часов тремя членами РНЕ, вооруженными автоматами, без объяснения причин и оснований был задержан и выведен за оцепление политический советник Председателя Верховного Совета Хасбулатова Р.И. Кургинян С.Е.; совершались и откровенно противоправные действия; например, вечером 3 октября 1993 года у Дома Советов Российской Федерации “баркашовцами” был задержан и подвергнут обыску безработный Игнатов М.В., 1953 г.р., у которого они отняли документы и 48000 рублей; проводившиеся членами РНЕ перед Домом Советов марши и построения с символикой, напоминавшей нацистскую, носили фактически провокационный характер; некоторыми членами отряда допускались и другие провокационные действия; так, 28 сентября член РНЕ Плешков А.Б. публично заявил, что если к утру 29 сентября 1993 года не будет снята блокада Дома Советов Российской Федерации, “баркашовцы” перейдут к исполнению террористических актов; работавшим в Доме Советов Российской Федерации журналистам “баркашовцы” неоднократно заявляли, что им наплевать на Ельцина и на Верховный Совет - они пришли выполнять волю своего вождя Баркашова А.П.; само появление “баркашовцев” среди защитников Дома Советов Российской Федерации вызвало, по свидетельству бывшего начальника Московского уголовного розыска Федосеева Ю.Г., “резко отрицательную реакцию у работников милиции, воспитанных преимущественно на положительных примерах борьбы советского народа с немецкими фашистами”.
По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, у некоторых членов указанных формирований имелось огнестрельное оружие, доставленное в Дом Советов Российской Федерации неофициально, в том числе - привезенное из других регионов. В то же время речь идет о единичных “стволах”, в том числе автоматического стрелкового оружия.
С военной точки зрения, сформированные в Доме Советов Российской Федерации дополнительные охранные подразделения не были достаточно подготовлены к отражению вооруженного штурма здания парламента, не говоря о ведении активных боевых или партизанских действий в условиях города. Задачей дополнительных подразделений являлась исключительно охрана Дома Советов Российской Федерации и поддержание порядка на прилегающей территории до подхода регулярных воинских частей, вызванных на поддержку Парламента. Дом Советов Российской Федерации был разделен на “сектора”, охрана которых поручена тем или иным формированиям......
Продолжение следует.