Россия в четырёх словах. Слово второе (мой архив 1993)

Jan 29, 2017 12:57

                                       ( НАЧАЛО)
Результатом реформ, в середине 17 века, стали выступления противников новой веры. Центром таких выступлений стал Соловецкий монастырь.

Этот монастырь отличался от остальных тем, что он играл важную роль в военном отношении. Как и все монастыри Руси, он имел вид отдельной феодальной единицы в общей экономики державы. Власть настоятеля Соловецкого монастыря распространялась на весь Поморский край. Если другие монастыри в годы Смуты, постепенно теряли свою экономическую независимость, то Соловецкий только усиливал. При этом в монастырь ссылались неугодные царю и церкви, где, не смотря на приказы держать их под замком, чувствовали себя вольготно. В его стенах соединилась ересь как церковная таки и крестьянская, представители которой объединялись и вырабатывали свое понимание веры. В 1658 году, сюда поступили новые книги,но монахи, заперев их под замок, продолжали вести службу по старым традициям. Один монах, было, согласился на перемены, но вынужден был запереться у себя в келье и не выходить, опасаясь расправы. Москва не могла спокойно смотреть на такую оппозицию, и прислало Варфоломея, который, встретив сопротивление, вынужден был вернуться в Москву. Одновременно из монастыря, подписанные старцами, идут челобитные царю с просьбой назначить своего настоятеля. После падения Никона,

монахи стали говорить о возвращении старой веры, но Москва прислала Сергия, который требовал ведения службы по-новому. Сергия даже хотели убить, и он вынужден был так же покинуть стены монастыря. Никанор, который предлагался монахами в настоятели, был вызван в Москву и там покаялся. Война с Разиным, привела к тому, что возле монастыря стали появляться ссыльные разинцы и казаческая оппозиция. При этом отношению к Разину было положительным, так как Степан выступал против троеперстия считая это ересью. Но последователи Разина стояли за догмат антихристианской природы власть царя. Это привело к тому, что в самом монастыре начались смуты. И постепенно власть перешла к «бельцам». Религиозный культ в монастыре стал походить на сектантский. Руководил обороной сапожник Фадейка. Так начался знаменитый бунт, воспетый в старообрядческой культуре. Благодаря предательству, царские стрельцы проникли в обитель, и осада была снята. Никанора и остальных его товарищей казнили, и монастырь был введен в лоно истинного православия.
Помимо брожения умов в монастырях и в деревнях, в Руси стала возникать ересь и городская. И до этого, православие не являло собой нечто целостное и фундаментальное. Теперь же, после Никона, церковь вынуждена была бороться уже с определенной идеологией, которая представляла ее же саму. Тот же Аввакум, как представитель старой веры, имел в Москве довольно мощных покровителей в лице Морозовых и Урусовых. Его поддерживали и Хованские и Соковнины. Даже царь, борясь с Никоном, приласкал Аввакума. Но вскоре он был сослан. Но сам факт поддержки его веры со стороны элиты Руси, довольно показателен. В это же время, власть, привлекая иностранный капитал, предоставляла ему льготы. И иностранцы не церемонились, усиливая эксплуатацию городского населения страны. Все это вызвало очередной поток челобитных царю. Посадские люди не воспринимали новые веяния в вере, приравняв ее к ереси Лютеранства и Европы. И раскол в городе охватил все слои населения. Он встретил отклик у купцов, которые стали открывать множество домашних церквей. Это время дало множество апостолов из посадского населения, которые появились на улицах городов с проповедями. Это Новгородский Лаврентий и Иван Дементьев и другие. Такие проповеди имели понимание и среди стрельцов, представители которых относили себя к народу. Им были ненавистны иностранные полки и наемники, которых стали в то время использовать. После смерти в 1682 году, царя Федора Алексеевича, бояре вдруг решили, что настало их время. И лозунг старой веры тут пригодился как нельзя лучше. Используя агитацию на возвращение к истинной веры, многие из политической элиты Руси, искренно верили в догматы старинных обычаев и традиций. В результате Софья, уничтожив Нарышкиных, которые в нарушении традиций престолонаследия протолкнули Петра, стала правительницей. Во главе стрельцов был поставлен Хованский. Это был представитель древнейшего рода Руси, и являлся ярым сторонником старообрядчества. В результате, стрельцы стали выступать опорой старой веры. Началось противостояние с властью, которое окончилось победой Софьи. Хованский погиб на плахе, со стрельцов была взята клятва о верности. И Софья вернулась в столицу в ранге правительницы, и начались репрессии против раскольничества. В результате раскола на Руси сложилась уникальная ситуация. Во-первых: Сама реформа церкви была направлена на централизацию всех сторон жизни в стране. Она проводилась сверху, и не учитывала менталитет народов России. Во-вторых: Сопротивление такой реформе привело к тому, что народы России стали раскалываться на разные верования в институте православия. Официальная церковь, поддерживаемая властью, все более укреплялось, а старообрядчество, не имея единого центра и единой идеологии, раскалывалось на разные течения. В-третьих: Противники реформ в среде священства и политической элиты, вынуждены были мигрировать по стране. В результате, во многих регионах Руси, стали образовываться целые старообрядческие районы. Так князья Мышецкие образовали Выгорецкую обитель. Стали образовываться поселения в Стародубье, члены которых переселились на остров Ветку возле литовско-польского государства. В-четвертых: Уникальность такого явления заключалось в том, что члены раскольнической церкви, считали царя антихристом только до того момента, пока он их не признавал. Но как только ситуация изменилась, они признавали за царской властью святость и истинность.
Не отставали от города и крестьяне. Этот период истории в России, связан с постепенной отменой договорных отношений крестьянина с помещиком. На смену таким отношениям приходила полная крепостная зависимость. Язва в 1654 году, которая поразила Русь, привела крестьян к мысли страшного суда. Болезнь, голод и деятельность Никона, привело к появлению пророков, которые все беды объясняли деятельностью властей. Крестьянин сам по себе консервативен в своих взглядах. Ему не важны были ни теократические споры, ни действия властей, пока они не были направлены против него лично. Но реформа церкви затронула его сильно, так как она нарушала и угрожала его устоям и традициям. И мысль о приходе антихриста овладела всем крестьянством в стране. Новым пророком стал Аввакум, в которого и поверили. Сам Аввакум постоянно боролся с бесами в лице различных начальников и представителей церкви. Он утверждал, что его устами говорит дух Божий, и проповеди его нашли отклик у крестьян, хотя они были довольно примитивны по отношению к официальной теологии. В его проповедях был призыв не только вернуться к старой вере, но и все его слова были направлены в будущее к суду над теми, кто сверг истинную веру. В итоге, начиная с 1668 года, на полях мало кто работал, все ждали страшный суд. Окончательной датой суда, был назван 1702 год. Петр первый своими действиями еще более укрепил такую идею. Его действия на срезание бород и поругание святынь, воспринималось как личное оскорбление и унижение.
Говорить о крестьянских верованиях сегодня довольно затруднительно. Но общие тенденции нам известны. Сопротивление крестьян принимало формы пассивного противостояния. По всей Руси, вера в Бога простого народа отличалась от официальной церкви. Часты крещения и обряды без попов, в среде народа всегда были и пророки, и роль колдунов не умолялась, а существовала как неотъемлемая часть веры. В том же Воронежском уезде проповедовал Василий Желтовский, который вообще отрицал молитву в храме. Обряд венчания во многих местах Руси не принимался. И крестьяне, уходили от антихриста в самые затаенные уголки страны. В таких уголках они организовывали селения и хозяйствование. В это же время получает распространение самоубийств методом самосожжения. Такой метод ухода от жизни, получает распространение в конце 17 века, и продолжался до середины 18-го. Именно в этот период, власть делала все возможное для поимки беглых людей и розыску старообрядцев. Пророки же и учителя, которые призывали к сожжению, такие как известный Дометиан, проповедовавший на Тоболе, основывали этот акт на догмате, что мир есть порождение Антихриста.


Первый этап как уход от такого мира в глубь страны, не означал освобождение от сатаны. Главное в этом акте это водное крещение и последующее огненное. Раскольники стремились

в неизведанные дали.
Их путь лежал в Зауралье, в Поморье, на Дон, уходили за границу в Польшу и Пруссию. Особенно манил Дон. К этому времени на Дону уже были и богатые казаки и голытьба. Москва видела в них, прежде всего дешевую военную силу. Домовитые казаки снабжали оружием голытьбу, которая и добывала добычу. Голытьба это была еще та банда. Они и составляли поддержку Разину, они же его и выдали, как известно за 100 ведер вина. С 1666 года, на Дону начинают свою деятельность Досифей и Корнилий. Это были представители старой веры. В 1672 году, центром такого движения становится пустынь на реке Чире, которую основал монах из Москвы, Иов. Находившаяся тут церковь манила старообрядцев, так как все службы в ней проводились по старым правилам. И Дон в отличие от других методов сопротивления, дал новое направление в борьбе. Казачество мечтало пойти походом на Москву и освободить Россию от антихриста. Известны и практики в таком действии. Это и Васька Симонов, и Савка Грешнов и Самойло Лаврентьев. Проповедник такого похода, Кузьма Косой, в 1667 году, пытался организовать беглых раскольников. Москва применяла разные методы репрессий, но все это движение привело к бунту Булавина в 1705 году.
В-пятых: Реформы Никона и последующие преобразования Петра, привели к тому, что официальная церковь, стала отделяться все больше от народа. Это сопровождалось сопротивлением разных слоев населения страны. Православие на Руси играла неоднозначную роль. Выступая как сила веры в деле уничтожения последствий смутных времен, и являясь знаменем борьбы народов страны за целостность и независимость, она же одновременно превращалась в мощный институт власти. Церковь после преобразований сама открестилась от народов страны, преследую раскольников, помогая власти укрепить институты крепостничества в стране. Церковь являлась крупным землевладельцем, и свое богатство получала не только в городе из всеразличных источников, но и проводя единую политику с политической элитой на закрепощение крестьян. В то же время, православие играло и положительную роль том плане, что выступала за целостность страны, и поддерживала власть в ее чаяниях. Несмотря на издержки, которые диктовало время, и нравы которым соответствовали жившие тогда люди, в историческом контексте, роль церкви трудно переоценить или недооценить. В целом она была положительной. В-шестых: Реформа Никона, разрушая старую веру, вводила новых святых и новые обязательные для всех, традиции службы в церкви. Для разработки новой теологической доктрины, были привлечены умные мужи из Киева, которые подвели все новые веяния к истинной миссии Христа на Земле. Вплоть до 19 века, такая доктрина веры, распространялась по России, оставаясь действующей только в Киеве, где образование священников уже строилось по-новому.
Следующим шагом в развитии страны, являлись реформы Петра. В 1700 году умер патриарх Адриан. Петр в это время находился в действующей армии, где руководил боевыми действиями против шведов. Петр и его сторонники давно уже вынашивали планы о лишении церкви огромных возможностей, которые она имела, эксплуатируя крестьян и городское население. Для этих целей и прибыл из Киева Стефан Яворский, который был обязан многому царю, но был чужд рукой верхушке церкви. В 1711 году, был учрежден Сенат, который и стал управлять церковными делами. С 1701 года, стал действовать монастырский приказ, которые имел право отчуждать монастырские земли и передавать их светским властям. Петр шел на то, что бы платить жалование священникам, тем самым, убирая возможность наживы за счет подданных империи. Монастырский приказ даже устанавливал определенную численность монахов для каждого монастыря. Эти меры помогли властям, страны уменьшить финансовую зависимость церкви. При этом оппозиция по отношению к царю, с ведением новых органов управления церковью, свелась к минимуму. С 1721 года, вводился Духовный Коллегиум с регламентом. Эта реформа проводилась без участия представителей церкви. Временность членов Синода, которые назначаются царем, казалось, похоронили независимость церкви от властей. Обер-прокурор Синода обязан был выполнять только волю царя. После смерти Петра, такие реформы стали сходить на нет, как и остальные его преобразования. Екатерина первая уже провела реформу Синода, разделяя его на два отдела. Анна уже столкнулась с огромными недоимками церкви перед государственной казной. Для этого, Анна шла на определенные меры по отношению у духовной власти. Для этих целей Сенат, который представлял Волков, сократил недоимку при помощи воинских команд. С 1741 года, когда престол сотрясала череда переворотов, Синод добивается от Анны Леопольдовны возвращение части земель. И при Елизавете, все владения церкви были ей возвращены. По стране стали разъезжать солдатские отряды, которые секли каждого, за кем числился долг. В 1764 году выходит указ о секуляризации церковных земель. И с этого времени, церковная верхушка лишилась основных своих доходов. После этого, священники перешли полностью на жалование от государства. Отныне представители церкви превращались в чиновников, а церковь стала зависеть от государственной власти. Надо отдать должное церковным деятелям России. В целом они понимали правильность преобразований, так как они шли на пользу России. Прежде всего, это касалось все более усиления центральной власти в стране, и расширения влияния России на мировой арене. С 1784 года, Россия стала делиться на губернии, и представители церкви, вынуждены были произвести региональную реформу, так как ее епархии не совпадали с границами губерний. Архиереи превращались в помощников губернаторов по церковным делам, а самих их назначали именные указы царя. Архиереи не редко подвергались гонениям со стороны губернаторов за их оппозицию в основных вопросах развития региона. Но во всем этом была одна тонкость, которая заключалась в том, что власть и политическая элита, считаясь православной на словах, на деле часто отходила от канонов церкви. В 1750 году, власть и элита признавала монаха Антония как за представителя высшей ступени иерархии церкви, оказывая ему почет и давая деньги. Синод не признавал его за епископа, но это не мешало ему даже вернуться из ссылки и получить расположение Екатерины второй. Император Павел видя такую терпимость и государственную мудрость деятелей церкви, стал награждать их орденами страны.
В приходах картина была еще красочнее. Покупка мест в приходах, получила такое распространение, что на эти злоупотребления вынуждена была обратить внимание власть. Монастырский приказ предписывал при выборе в клире, прихожанам вносить несколько кандидатур. С 1718 года, закрывались все домашние церкви, кроме тех, которые принадлежали представителям царской фамилии. В обязанности низшего духовенства вменялась и борьба с крамолой на местах. Обо всех таких настроениях в народе они были обязаны докладывать высшему начальству. Клирики с одной стороны были представителями веры на местах, так как именно на них держалась вся церковная служба в народе. Но с другой стороны, жизнь простого народа была тяжела и беспросветна. Поэтому получение должности клирика, позволяла человеку выйти из этой системы. Такое положение давало только преимущества, и должность клирика рассматривалась не как служение Богу, а как возможность жить лучше остальных. С 18 века, передача таких должностей по наследству или продажа «теплого» места в церковной системе, стала носить повсеместный характер. Семейственность приводила к конфликтам внутри семьи, так как семья в России это не только родители и дети. В эту категорию входили все родственники, включая невесток и ее родни. Появление множества клириков, приводило к появлению множества приходов, которые нередко насчитывали не более 15 дворов. И всю эту ораву священнослужителей нужно было обеспечить всем необходимым. И это положение понималось властями страны. Еще Петр стремился разрешить такую проблему. Дело в том, что клириков развелось такое количество, что они не гнушались и разбоем на дорогах, и огромное их количество колесило по стране. Сначала власть стала определять численность штатов приходского духовенства. Екатерина столкнулась с проблемой, когда при проведении такой территориальной реформы, появилось много безработных священников. С 1705 года, власти стали забирать таких лиц на военную службу. Анна поступила решительно. Дело в том, что с началом ее правления, многие клирики на местах не присягнули императрице. Это было вызвано несколькими причинами, в которых священники были не виноваты. Такое положение, однако, было достаточным для властей, что бы начать разгром местных церковных институтов. Пороли буквально всех, от детей до взрослых. Только 5000 человек, из тех, кто не принял присяги, были взяты на военную службу, при этом призыву подлежали и остальные лишние люди, которые выявлялись при разборе дел на местах. Но священники шли на разные ухищрения для того чтоб спасти своих от такой участи. И поэтому все это дело поручили офицерам, которые не церемонились, и стали забирать даже служащих священников. Эта чистка продолжалась довольно долго. Но это приводило только к временным успехам. В стране появились попы и беглые и те, кто не подлежал учету. Поэтому правительство страны относилась к низшему звену в церковной иерархии довольно прохладно, считая ее представителей «подлым родом людей». На клириков же возлагались главные обязанности, которые заключались в воспитании подданных империи к любви к стране и царю. Для этих целей нужен был культ императорской власти. И императорские изображения стали включать в иконопись церкви. Все службы в церквях имели по ходу действия направленные на прославление царствующих особ. Определенные дни в году были посвящены исключительно молитве во славу императора. Такие действия священников строго контролировались, и нарушение этого вело к наказанию. Люди империи, которые проповедовали старую веру, подверглись в конце 17 века, гонениям, и вынуждены были иммигрировать за границу. Особенно такая эмиграция стала увеличиваться при правлении Бирона.


Эта иммиграция привела к тому, что Кавказ и Сибирь, стали разрастаться за счет новых поселений раскольников. Некоторые крестьяне и члены старообрядческой церкви, забирались в такие глуши и уголки империи, что годами были неизвестны, и вели замкнутые хозяйства. Известна община, которая образовалась на Ветке, в России это были первые старообрядческие поселения, которые за короткий срок разрослись до крупного торгового центра. От Украины и Белоруссии, их связи в торговли протянулись во все уголки России. Дело дошло до того, что члены общины стали контролировать всю торговлю в регионе. Несмотря на меры, которые принимало правительство, община возрождалась вновь и вновь.
Сегодня говорить о людях, которые не приняли новую веру сложно, потому что это движение раскола имело множество окрасок, как в религиозном аспекте, так и в общественном положении. Но эти движения сыграли огромную роль в истории России. В среде таких людей были разные личности, от Григория Талицкого, который проповедовал неповиновение Петру первому, до монаха Геронтия, который призывал не подчиняться церкви и ее догматам. Приверженцы старой веры растекались по России, расширяя ее владения с одной стороны, и организуя новые хозяйственные формы, с другой. Множество таких людей двинулись за Урал, множество работало на заводах Демидова, были и такие, которые шли в неизвестность, неся веру и страдания Богу. Вместе с ними, движения за истинную веру распространялось и в городе. Членами таких организаций были люди ремесленные и обладающие определенной свободой. Таким был кружок, открытый в Москве в 1713 году Тверитиновым. В этот кружок входили довольно известные люди того времени, такие как ученый Магницкий и префект Прибылович. Проповеди Тверитинова доказывали глупость обрядности, на основе текста святых писаний, говорилось о множестве нестыковок и противоречий.
Движение раскола было настолько массовым, что этим вопросом вынуждены были заниматься власти страны. Екатерина вторая даже разрешила всем эмигрантам вернуться на Родину, и тем, кто возвращался правительство, давало льготы. Для этих целей, власти выделяли земли по реке Иргиз, где вскоре возникли большие поселения.


После манифеста 1762 года, в этом регионе наступил расцвет старой веры.
Все старообрядческое движение можно разделить на два основных лагеря. Это направления поповщины и беспоповщины. Поповщина, возникшая в среде посадских людей, нуждалась в своей централизации, так как посадские люди городов представляли собой производственную и торговую силу, имеющие определенную свободу в своих экономических желаниях и действиях. В 18 веке, такой вопрос встал особенно остро. Приверженцы такой веры, считали официальную церковь еретической и в то же время относились к ней как к имеющей святость. Само миропомазание должно было совершаться сваренным определенным образом мира. Такое миро было, и его еще в конце 17 века, на Ветке, сварил поп Феодосий Ворыпин, но в его святости многие сомневались. Спор зашел о том, кто главнее, Синодская церковь или старообрядческая? В результате в Москве был собран собор, который работал на Рогожском кладбище, в 1779-1780 годах. В результате было учреждено единоверие. Такие действия позволили старообрядчеству обрести единый центр. Но опасность переворота и боязнь репрессий властей, в таком институте, присутствовала всегда.
Другую картину являли общины, которые относились к беспоповщине. Такой была Выговская община в Поморье, которая возникла в результате воистину героического труда ее членов. Они были просто отрезаны от всего мира, и сами шли на изоляцию. Все эти действия вскоре прекратились, так как существование замкнутой системы было не возможно. Вся их жизнь была похожа на коммунизм, где свободы хватало с избытком во всем. Все имущество в таких поселениях считалось общим. Все члены такой веры не принимали ни царя, ни молитвы в его честь. Мир для них, это область где правит сатана. Позже, когда в их стороне стали строиться заводы, они стали менять свою точку зрения и называли себя богомольцами царя. Возвышению этой общины, способствовали ее успехи в экономике и признание правительством ее существования. С членами этой общины даже велся теологический спор, когда иеромонах Неофит задал им 106 вопросов. «Поморские ответы» и «Устав общины» - в этих трудах давались разъяснения целей и смысл существования общины. После этого события, некоторые члены старой веры, не признали желание общины идти на компромисс с властью, и в результате произошел раскол. В 1738 году, была послана карательная экспедиция в этот регион. Несмотря на массовые аресты, люди общины вели себя с покорностью действующей власти. Некоторые, уходя в леса, предпочитали самосожжение.
Все старообрядческое и антицерковное движение в России имело огромный размах, Синод который занимался этим вопросом, еще в 1722 году, констатировал, что численность такого движения не поддается анализу, при этом старообрядчество как явление, не подвластно церковному контролю, и церковному идеологическому влиянию.


В истории России не было явления как реформация, которая охватила Европу. Сопротивление церкви как официальной доктрине происходило другими методами и способами в отличие от Европы. Еще в 13 веке, в церковном институте России появились первые противники официальной теологии. Известен труд, под названием «Слово о лживых учителей», автор которого остался неизвестным. Это первое заявление народу о том, что иерархи Православия погрязли в разврате и стремлению к наживе. Несмотря на репрессии, которые власть и церковь применяла к еретикам, мысль отличная от официальной, постоянно будоражила умы России. В 16 веке, Матвей Башкин был заточен в тюрьму, за то, что считал институт холопства на Руси не совместимым с истинной верой. Феодосий Косой договорился до того, что стал ставить человека на уровне Спасителя, так как человек сам мог спастись, и спасение зависело от него самого. Такая оппозиция играла огромную роль в развитии культуры страны. Ее представители разукрашивали литературу простыми и народными словами. В стране появились две веры, одна - официальная православная и другая выражалась в домашней вере, которая основывалась на традициях и древних верований. Такая ситуация не изжита и до сих пор. При этом, умные мужи из среды староверов, переводили научные труды зарубежных стран, которые касались разных наук, от астрономии до философии.
Давая оценку такому процессу, я выделю главное: Во-первых: Существование сект на Руси и старообрядчества, в отличие от Европы не привело к революциям и мощному крестьянскому движению. России удалось не допустить греховную сущность идеологии зарабатывание денег, во все сферы жизни. Это было достигнуто за счет эксплуатации крестьян и городского населения. При этом в стране стало существовать два народа, правящий класс который составлял не более 10% от всего населения, и остальные, которые считались просто массой и были бесправными. Во-вторых: Старообрядчество в стране было неотъемлемой частью крестьян и простого человека в плане его единения с предками и с землей, на которой он трудился. В крестьянской среде всегда господствовала мысль о свободе, которая имела совсем другой смысл от Европейского понятия. Если в Европе свобода это, прежде всего свобода в экономике, то в России это понятие ассоциировалось с волей народа. Крестьянин России считал землю своей духовной составляющей. И эта воля по отношению к земле, нарушалась феодалами и помещиками. Парадокс заключался в том, что по всем законам, такие понятия старины обязаны были умереть с развитием новых отношений в стране. Так как старина не отвечала современным требованиям. Но в стране, произошло обратное. Такая идеология вывела членов старой веры на новый уровень. Это было связанно с тем, что люди в старой вере противопоставляли себя внешнему миру, это предполагало сплочение и поддержку своей вере и ее представителям, где бы это не происходило. Средствами борьбы выступали хозяйственные связи с одной стороны и обожествление труда как такого, с другой. Дело в том, что носители народной культуры добивались в такой деятельности огромных успехов. Они узнавали друг друга в разных регионах, и всегда поддерживали и помогали. Поэтому, старообрядчество дало очень много талантливых промышленников и торговых людей. В-третьих: Не смотря на то, что власть и церковь шла на репрессивные меры по отношению к расколу, они не достигли огромных масштабов, и не приняли форму идеологии, направленную на полное искоренение ереси. Были и монастырские тюрьмы, и репрессии властей. Но в целом, представители старой веры играли положительную роль в деле спасения России. С одной стороны, это привело к тому, что общество в стране не являлось единым целым. Вера на Урале и в Сибири, и в других регионах, ее особенности и традиции, часто были противоположны по смыслу. Россия, таким образом, представляла собой не целостный организм, а массу идеологий и национальных, региональных особенностей, под жестким управлением царя и его политической элиты. Именно царская власть не дала стране разложиться на мелкие составные части. С другой стороны, постоянное сопротивление власти собственным духовным и трудовым подвигом, раздвигало империю, как в культурном отношении, так и в территориальном. Народы России были не просто терпимы к другим нациям, они вместе совершали этот удивительный подвиг.
Старообрядчество было не единственным методом молчаливого сопротивления. Огромное влияние на характер страны оказали секты. Секты появлялись в разное время, и появление их было связанно с определенными этапами развития страны.....
Previous post Next post
Up