Революция 1917 года в России имела свои причины. Не последнюю роль в таком развитии событий сыграла и церковь. Все дело в том, что официальная церковь являлась неотъемлемой частью власти страны, которой было глубоко безразличны интересы народов страны и их чаяния.
Церковные служители, по воспоминаниям современников, лучше разбирались в экономике и акциях,
участвуя в игре на бирже, нежели в вопросах веры. Вся история крещения Руси, продолжалась вплоть до 1917 года, и продолжается до сих пор. Трагедия церкви была в том, что с одной стороны она защищала страну от греха протестантской Европы, и за это ей низкий поклон, но с другой стороны она все больше превращалась в класс эксплуататоров. Жизнь ее представителей всегда была на виду у народа. Интересен факт, что современники удивлялись положению в стране, когда население деревень, где правило православие, было неграмотным и забитым. В таких селениях было только два грамотных человека, поп и староста. В отличие от старообрядческих коммун, где все поголовно умели читать и считать. Такое отношение к своему народу привело к 1917 году. Временное правительство, отменив законом, единоверие и введя свободу вер, столкнулось с фактом, когда во время войны, от 100% причащающих солдат, осталось не более 10-ти. И обвинять большевиков в разгроме веры наивно. Ситуация складывалась так, что еще до прихода к власти большевиков во главе с Лениным, церкви и разрушали, случались и убийства попов. Все это делал русский народ, про который сейчас говорят, что он отринул Бога. После событий 1917 года, Тихон, патриарх церкви предал всех руководителей Советского правительства анафеме. Тут есть одна тонкость, которая состоит в том, что члены правительства не принадлежали церкви. Но анафема патриарха привела к тому, что на местах верующие люди, подчиняясь законам веры в лице церкви, начинали соответствующе относиться к власти. Декрет от 1918 года об отделении церкви от государства, расценивалось Тихоном так же. Сейчас это ставится в укор большевикам, но стоит открыть декрет как станет ясно, что никакого тут зла и нет. Дело в том, что декрет уравнял церковь с остальными вероисповеданиями, и превратил ее из государственного института в частное дело каждого. Ну, чем не принцип современной демократии? Тихон даже шел на обсуждение всех политических актов правительства, хотя такие разговоры в его компетенцию не входили. При этом надо помнить, что многие священники поддерживали и иностранную интервенцию в стране и выступали за сохранение привилегий церкви. Сегодня эти факты умалчиваются, но надо четко осознавать, что привилегии церкви в стране, это владение землей и крестьянами и получение от этого доходов. И не смотря на такие призывы, народ не поддержал церковь. И об этом тоже надо помнить. Объяснение такой ситуации с точки зрения отхода от Бога всех поголовно наивно и неправильно. Причины были глубже и проще одновременно. Россия не имела статуса православия в народе. Домашняя церковь и поддержка старообрядчества, а так же политика официальных церковных деятелей, жизнь монахов и отношение к простому человеку со стороны священников синодальной церкви, все это вместе и отворачивало людей от церкви, но не от веры. Уникальность ситуации было в том, что церковь стала быстро терять своих прихожан, и коммунисты тут были не при чем. При этом часть духовенства, стоявшая на идеях обновления, так же не поддержала официальный голос церкви. Такая категория людей говорила ясно, что власть новая не борется против церкви, а только отрицает те положения в экономике, которые и представляло православие. Речь шла об эксплуатации народов России, и в их словах была правда, как бы ни нравилось это сегодняшним либералам. Поместный собор 1917-1918 годов, пригрозил всем, кто шел на сотрудничество с властью. Призыв к борьбе Тихона не был услышан. Поэтому боязнь оказаться в изоляции, привело Тихона к решению от 8-го октября 1919 года, которое он разослал всем. Это отказ от политической борьбы, что было верным, так как церковь это не политическая организация. В начале 20-х годов, как известно, на Поволжье был неурожай. Не будем тут касаться причин голода, отметим только то, что власти нужны были средства для закупок хлеба за границей. И такие средства были у церкви. Поэтому по декрету от 1922 года, местным Советам в месячный срок нужно было с использованием всех верующих, изъять те предметы, которые бы не задевали сам культ. Тихон, через пять дней, обнародовал послание, где прямо писал, что такое одобрить они не могут, даже если речь идет о добровольных пожертвованиях. Удивительно, но церковь, которая всегда была рядом с народом в лихую годину, отказывалась на этот раз помочь людям. Причина была в том, что голодающие люди уже не воспринимались ей как принадлежавшие к вере. В результате такого послания, и действия властей, такая компания обернулась кровавыми стычками, за которыми последовали аресты. Тихона изолировали, и по его делу шло следствие. Это следствие сейчас преподается как вакханалия Ленина и его последователей. Вакханалия была, конечно же, но в отношении Тихона не все так однозначно как принято думать сегодня. Церковь же осталась без духовного лидера. К тому времени, в церкви уже была группа, которая носила название прогрессивных мирян и духовенства. Все они посетили Тихона в Донском монастыре, где тот находился под следствием. Уговоры передать часть полномочий не привели к результату. Только в мае 1922 года, удалось уговорить патриарха передать церковные дела Агафангелу, которого Тихон и назначил своим приемником. Но Агафангел не мог прибыть в Москву из Ярославля, и к тому же был так же под следствием. Но действия Тихона были призывом к решению всех вопросов церкви. Для этого нужен был Собор, но его созыв все затягивался. Группа «Живая церковь» в 1922 году, в мае месяце, образовало Высшее церковное управление, во главе которого встал архиепископ Антонин. Они выступили за ликвидацию монастырей, и за реорганизацию церковного управления. Все эти группы церковных революционеров, стали называться обновленцами. Такая позиция была неоднозначной, особенно в вопросах веры. Апрель 1923 года, принес с собой революционное решение на поместном Соборе, которым церковь осудила капитализм как эксплуататорскую систему. Решения Собора касались всех сторон жизни. Высшим органом управления, стал высший церковный совет из 18 человек. Но что касается реформы церкви, то тут возникли разногласия. Этим воспользовался Тихон и 16 июня 1923 года, он обратился в Верховный суд СССР, в котором четко расставил все точки над «и», признав себя виновным, и утверждая, что он не враг Советской власти. При этом, признавая связи с интервенцией, он раскаивался во всех своих выступлениях против власти. 4 июля такое же письмо пришло и к священнослужителям и мирянам. Тем самым Тихон констатировал, что все православие признает власть Советов и обновленцы попали в тяжелое положение, так как революционные изменения в церкви стали невозможны. 15 июля 1923 года, Тихон объявил, что возвращается к управлению церкви. Покаяние патриарха было сделано не просто так. Патриарх церкви это не светский представитель власти, которому, как известно, солгать ничего не стоит. Священник это образец правдивости и честного поведения, поэтому все его слова должны идти от души без всякого лукавства, и я эти обращение патриарха воспринимаю именно так. Такая ситуация привела к тому, что в СССР образовались две церкви, это Тихон во главе одной и та, которая проводила Собор. Да и Тихон обновленцев пытался дискредитировать, называя их выступление новым расколом. Сторонники обновленцев стали покидать ряды церковных революционеров. Собор их сторонников, распустил новые органы церковного управления и четко разъяснил, что они не являются партией или другой организацией, что они и есть православие. При этом христианская догматика для них была неприкосновенной. В апреле 1925 года, было оглашено завещание Тихона, в котором он призывал подчиниться Советской власти не за страх, а за совесть. Он писал об общей молитве, которая бы была направлена на пользу власти рабочих и крестьян. Следующий патриарх Петр, продолжал линию Тихона и не шел на примирение с обновленцами. Но Собор собрался, в его работе приняло только 4 % от всех представителей церкви. На соборе было сказано, что примирение с Тихоновцами не возможно по причине отказа Петра и его сторонников. Поэтому было принято решение об усилении агитации. При этом они отказывались от всяких действий направленных к реформам, тем самым они распускались как течение обновленцев. Но идея осталась, только для ее реализации нужен был большой промежуток времени.
Петр не собирался выполнять завещание Тихона, и его деятельность привела к аресту и ссылке в Пермь. Его наследник, Сергий находился под следствием, поэтому в церкви развернулась борьба, Сергий в глазах многих был замаран сношениями с обновленцами, и такой факт биографии в его жизни существовал. Сторонники Тихона, в Донском монастыре в 1925 году организовали Временный высший церковный совет. Они были лояльны Советам и поэтому препятствий не встретили со стороны власти. Во главе этого объединения стал представитель Екатеринбурга, Григорий. К 1928 году, Сергий сумел переломить ход борьбы в свою пользу. В 1927 году, он и его сторонники создают временный синод. Одновременно Сергий обращается к верующим, которое публикуется в газете «Известия». В декларации Сергий говорил о том, что лояльность к Советской власти должна выражаться в действиях, не на словах, а на деле способствовать делам власти. Здесь же было обращение к зарубежным коллегам по вере не принимать враждебных действий против страны. В ноябре начал работать всероссийский съезд епископов. В это же время Сергиюпришлось бороться с группой Григория, которая просуществовала до 1943 года, и с митрополитом Иосифом, который, возглавляя Ярославскую епархию. Сергий перевел Иосифа в Ленинград, но это не помогло. Иосиф даже пошел на раскол, но его деятельность прекратилась в 1930 году, не принеся ни пользы церкви, ни славы. Но это еще были цветочки. Ягодки состояли в том, что церковь не была единой. К единству призывал Сергий, однако в Киеве еще в 1921 году, была попытка отколоть от церкви Украину. В этом регионе даже произошло совещание, на котором не было архиереев, которое и создало Украинскую церковь в нарушение всех канонов этой организации. Через девять лет там же в Киеве, эта организация была признана верующими как националистическая. Такие же события, имели место и в Белоруссии. При этом все это происходило во время, когда коммунисты уже более десяти лет управляли государством. Автономия Белорусской церкви существовала аж до 1934 года. И я сомневаюсь в том, что если бы большевики захотели, то такое положение бы было исправлено, но власть не вмешивалась в церковные дела. Грузия еще с 1811 года имела некоторую церковную самостоятельность, в 1943 году, такое положение дел признал Сергий и до сих пор Грузинская церковь имеет самостоятельность. Но сегодня об этом не принято вспоминать. Такая же ситуация складывалась и в Челябинске и в Ярославле и в Томске и в ряде других городов. Этот факт тоже, почему-то до сих пор умалчивают. А ведь что получилось? Церковь, которая, казалось бы, была монолитной организацией, вдруг стала раскалываться на множество частей, и Сергию пришлось бороться с руководством епархий на местах, которые вдруг захотели самостоятельности. Вот и пойди, пойми этих священников. Но как бы то ни было, благодаря прихожанам, потихоньку отколовшиеся стали возвращаться в лоно общей организации. Но для Сергия на этом дело не закончилось, нужно было решать вопрос с обновленцами, коих было немало. Сергий, обвиняя их в ереси, явно перегибал палку. К этому времени обновленцы уже ничем не выделялись и продолжали исправно служить. В такую ситуацию даже вмешался патриарх Константинопольский, Василий третий, который призвал к примирению. Но Сергий не шел на мир, и тогда грянул гром. Обновленцы, вдруг объединившись, назвали Сергия незаконно царствовавшим. По их мнению, самозванец полностью копировал в своих воззваниях давно уже опубликованных призывах обновленцев. И они были правы. Это привело к призыву всем, начать войну против старых устоев в церкви. Возглавил комиссию Александр Введенский. Одновременно, обновленцы продолжали уничтожать все свои завоевания, ведя церковь к старому устройству. Вот и опять пойди и пойми этих священников. Обновленцы, не имеющие четкой программы, не имели право выйти за рамки догматов церкви. В результате их позиции в отношении реформ все меньше и меньше находили приверженцев. В 1934 году, Сергий получил титул, который приближал его к званию патриарха. В начале 40х годов, объединение церкви было законченно. Начался новый этап в истории Русской православной церкви, и этот этап был намного полезнее и эффективнее, чем вся прошлая история церкви.
Итак: Во-первых: В революции 1917 года, была вина и церкви, которая являлась институтом эксплуатации народов России. Влияние ее догматов на сознание власти и народа было сведено к минимуму. Одно существование Распутина что стоит. Во-вторых: После 1917 года, церковь по разным причинам стала терять своих прихожан. Сократилось количество церквей, закрылись почти все монастыри. Кстати монастыри и их обитатели почти все боролись против Советской власти, игнорируя завещание Тихона. В-третьих: После 17-го года, прекратили работать почти все учебные заведения церкви. В 1918 году был открыт Богословское училище, в 1919 году, Богословский институт, в 1920 в Петрограде открылся такое же учебное заведение. Обновленцы не отставали, и открыли в Москве учебное заведение, которое работало до 1935 года. Это были совсем другие заведения, отличавшиеся от Российских образцов до революционного времени. В-четвертых: Прекратился выпуск изданий церкви. В это время свет увидели и «Вестник Синода» и «Журнал Московской патриархии». В-пятых: Изменился состав прихожан. Всеобщее образование населения, к которому стремилась новая власть, имела свои особенности. Прихожане церкви потеряли многих, особенно из числа молодых людей. Это была одна из причин поражения обновленцев, так как люди в возрасте не понимали их тенденций и целей. В-шестых: По разным причинам, но смысла посещать церковь стало меньше. В прошлом священник нужен был во всем, от рождения до повседневного быта, его роль имела определенное значение. После 1917 года, обязанности священника стали уменьшаться. Такое положение дел было до начало войны. В-седьмых: Во время войны с Европой, которая началась в 19141 году, 22 июня, ситуация стала меняться. Это было вызвано несколькими причинами. Война несла с собой массовые трудности и тяжести во всех сторонах повседневности. Человек в армии ежесекундно находился на грани смерти. Нужно отдать должное священникам, их патриотизм и любовь к Родине, привлекали в церковь все больше сторонников веры. Сталин понимал, что вера, как неотъемлемая часть человеческого бытия никуда не денется и не исчезнет. И политика властей привела к тому, что 8-го сентября 1943 года, в Москве состоялся Собор, который сразу же осудил всех, кто сотрудничал с врагом. И это надо помнить тем либералам, которые сегодня стоя со свечой в руках в храме, продолжают писать о такой категории людей, выискивая причины их действий и оправдывая такое сотрудничество. Я веду речь именно о той категории граждан, которые добровольно служили врагу. Собор вошел в историю как новый этап православия. Объединений церквей было законченно и учрежден патриарший трон в России. Сергий умер, не пробыв и года на патриаршем престоле, но его деятельность поражает, и деятельность его и духовный подвиг есть гордость России. После него, на престол в 1945 году, вступил Алексий, в миру Симанский. С 1945 года в России стали функционировать духовные семинарии и другие учебные заведения.
Послевоенная деятельность церкви разнообразна и интересна. В мае 1945 года, православное духовенство Эстонии покаялось перед церковью и вернулось в лоно Москвы. С 1961 года, Эстонскую церковь возглавил Ридигер, будущий патриарх Алексий. В марте 1946 года, на Украине произошло воссоединение униатской церкви в Бресте с православием. С августа 1949 года в лоно церкви вошло Закарпатская уния. Такой процесс продолжался, что вело к увеличению приходов и прихожан. При этом, церковь не забывала и про международные связи. При Алексии были признаны автономии Польской Финляндской и чехословацкой церкви. За два года, с 1945 по 1947, Алексий посетил Иерусалим, побывал в Александрийской и Антиохийской патриархии. Это было события значимое для всего православия, так как до этого момента таких визитов не делал ни один патриарх России. Начались всеправославные совещания, первым стало на острове Родос в 1961 году, в котором принимало участие и русское православие. В 1956 году, в Москве, состоялась встреча англиканских богословов и православия России. При этом еще с 1956 года, Московский патриархат установил связи с советом церквей в США. С 1959 года, начинаются регулярнее встречи с католиками, представителями ФРГ. Представители русской церкви были во всех комитетах по сношению с разными церквями мира. В конце 1961 года, Москва стала членом Всемирного совета церквей, где главную скрипку играют протестантские церкви. Участие в такой организации, проверяло РПЦ на прочность, так как мысли протестантов имели «передовое» звучание, но духовный голос России, доказал свою актуальность и значимость, доказывая что догматы веры православия не утратили свое значение а только усиливаются с приходом времени новой культуры. Член РПЦ с 1949 года участвует на постоянной основе в Комитете мира. С 1958 года, работает в Христианской мирной конференции. При участии РПЦ в 1959 году, создана Конференция европейских церквей. В числе президентов был и Ридигер. И такая международная деятельность, в которой участвовала РПЦ, с каждым годом ширилась, и укреплялась.
Но современность ставила перед церковью новые задачи в идеологии, так как РПЦ была представительницей Социалистического государства. С одной стороны СССР как держава был на голову выше Запада по социальным успехам во всех сферах жизни, с другой стороны старые догматы и традиции церкви, в некоторых моментах не соответствовали времени. И РПЦ в то время заявляло, что социализм как система, направлена на любовь к страждущим, и что такое учение соответствует основным стремлениям РПЦ. Вопрос о спасении трактовался теперь как помощь верующего человека своему ближнему, а не как его личные повседневные дела. Понятие «страдания» так же претерпело изменения, которое стало трактоваться как сострадание к распятому Христу. Это выражается в жизни человека, в основе которой лежит самоотверженная деятельность. Этот догмат был не нов, такие мысли еще высказывались до 1917 года. Архиерейский Собор в 1961 году, передал всю хозяйственную деятельность в епархии в органы власти мирян. Происходило сокращение времени служб в церкви, понизились требования к прихожанам. При этом вера не могла больше опираться на эмоциональное состояние человека, так как прихожанин вырос в образовательном плане. В таком положении, ставя задачей, распространение веры среди граждан, РПЦ призвало опираться на интеллект человека. Это требовало нового подхода и новых методов в пропаганде. Начались разговоры о единении веры и науки. В обиход вошел тезис о том, что вера это основа знаний, их первопричина. Международная деятельность поставила перед РПЦ задачи сближения христиан всего мира. Такое сближение не было возможным без пересмотра некоторых положений в вере. В 60-е годы, было признанно, что все христианские церкви имеют священный статус, так как в глазах Божьих все они имеют свою ценность. В богослужебный обиход православия вошла служба о неделе молитв о христианском единстве. В 1971 году, в Троице-Сергиевой лавре открылся Собор, который являлся самым представительным в истории Соборов. Все в один голос твердили о передовых законах в СССР которые касались религии. Собор отменил проклятия в адрес старых обрядов и методов спасения, которые существовали еще с 1656 года. Патриархом стал Пимен, в миру Извеков.
Весь Советский период церкви был в целом положительным. Не смотря на Хрущевскую политику и действия властей страны, РПЦ продолжало двигаться вперед, имея неплохие возможности для издания своих трудов, ведя международную деятельность, имея свой пенсионный фонд, который существует с 1948 года. Вот и вся история РПЦ. Расставим все по своим местам. Православие и Россия явления неотделимые, как и старообрядчество с сектантством. Крещение Руси имело значение на начальном этапе в области международных сношений. Язычество и традиции России не умерли со временем, они, видоизменяясь, дошли до наших дней. Христианство играло в России роль стабилизации общества. С одной стороны, православие объединило Русь в единое государство и повело державу отличным путем от Европы, с другой Россия стала развиваться как анклав, который шел своим неповторимым путем, на котором было мало точек соприкосновения с культурой Запада. Такое положение позволили стране сохранить свою неповторимость и встать на дорогу спасения мира от греха, но в то же время, народы страны стали отставать от прогрессивного развития общества, по которому шла Европа. Хорошо это или плохо? Время показало, что Европейская цивилизация превратилась в довольно примитивное образование, Русь же сохранила духовность. РПЦ всегда являлось не только как институт эксплуатации народов России, выступая вместе с властью и тем самым, стабилизируя страну. РПЦ всегда была в трудные годы вместе с народом, защищая его в годы войны и разрухи. РПЦ принесла духовную свободу человеку будущей империи, и в этом ее главная заслуга. Несомненна заслуга православия и других религиозных течений Руси включая и Ислам, и Буддизм, в развитии культурного наследия страны, создания ее уникальности во всем.
История Европы являет собой героическую страницу в мировом сообществе. Стремление выжить в сообществе разных народов, и одновременно как-то сопротивляться экспансии Католицизма, сделало Европу таким сообществом, которое выбрало единственно верную дорогу. Героизм в сражениях и волю духа во всем, постепенно заменяло другое качество, которое казалось, поставит Европу выше остального мира. Это было качество предпринимательства во всем, с регламентацией всех сторон жизни в обществе. Католическая вера объединяло Европу под едиными знаменами. Но такое объединение играло положительную роль временно. Им пользовались исходя из конкретных исторических условий и вызова времени. Общество Европейское это двоякое состояние стран. Они вынуждены учитывать интересы своих соседей, так как это их дом, это один континент связанный и верой и связями между странами. Но такое общественное устройство было устроено таким образом, что при малейшем ослаблении «соседа», на него тут же набрасывались бывшие друзья и товарищи. Все это происходило на фоне постоянного уничтожения наций и народностей, которые населяли континент. Такое устройство всех общественных отношений, обязано просто существовать за счет наживы других цивилизаций и постоянной экспансии как физической, так и идеологической. Агрессия Европейской цивилизации это вынужденная мера, без такой агрессии Европа прекратит свое существование. Поэтому история Европы это постоянные попытки агрессивных действий против всего мира. Российская история это постоянная оборонительная позиция от такой агрессии. Но Европе нужен был весь мир - поэтому ее политика в отношении колоний носила откровенный грабеж и эксплуатацию местного населения. Агрессивный тип человека, который создавался в Европе, был не способен на принятие других взглядов и цивилизационных основ. Другой для него был и чужим и непонятным. Европейская философия, которая повернулась к нуждам человека, была просто и понятна каждому. В такие догмы, другие установки для жизни не принимались и не изучались. Европеец просто не в состоянии понять, что существуют в мире отличия не только в цвете кожи, но и в восприятии мира как картины. Именно вся история Европы шла к созданию доктрины нацизма, и Гитлер это сын европейской мысли. Он ее кровь и плоть. При этом Гитлера в его время никто не воспринимал как злодея всемирного масштаба, и это нужно понять и сказать во весь голос. Европе нужно каяться только вот России не в чем.
Европейская цивилизация неразрывно связанна с борьбой народов ее стран с католической верой. При этом такая борьба шла не против самой веры в Бога, а против материальных претензий папского института. В такой борьбе были выработаны свои условия поведения, которые касались приземленных устремлений. Католическая вера постепенно превращалась в историческую силу, смысл которой был в земных делах, а не в небесных. Дух в таких условиях уступал материальным качествам человека. История католической веры все время скатывалась на уровень материального. Земные потребности власти и богатства выходили на первый план над духовным состоянием человека. Бог в таких условиях приобретал значения земного действия. Это приводило и к разработке доктрины нацизма, в которой другие нации приравнивались к животным, и к пониманию мира как объекта для стремления к райской жизни за счет других. Под словом "другие" подразумевались не только иноземцы, но и свои сограждане. Конкуренция во всем привела к созданию человека хищника. Инквизиция уничтожала не просто ересь, которая выражалась в несогласии с основными догматами веры, хотя смысл в такой борьбе в этом был. Главная причина инквизиции намного глубже. Она скрыта за словами попов веры и разглагольствованиями политиков того времени. Это была первая попытка объединения Европы в единый кулак под руководством одной веры. Ошибка католичества была в том, что использовались методы конкуренции, которые заключались в физическом насилии. На другие способы католическая вера была просто не способна. Инквизиция это не просто физическое уничтожение человека на костре или при помощи пытки. Это своего рода религиозный ритуал, в котором было расписано все, от правил ведения следствия до правил убийства. Ритуальность убийства сохранялось вплоть до Гитлера, который создал магический орден «СС». Бог в этом случае выступал как помощники и судья таких действий. Инквизиция пыталась влезть в закон стран Европы, и ей это удавалось. Колдовство и чародейство Европы, и их магический смысл придавал всему континенту видимость связи с неизвестным и непознанным человеком. Колдун, таким образом, становился выше церковных деятелей, так как своими знаниями он мог выйти за рамки земного смысла. Церковь не могла допустить скатывание Европы к культу магии. Магия предполагает уход народа от служению церкви, и обращение взгляда к поиску истинны в неподвластном уму человеку, областях. Инквизиция уничтожила магию в жизни, возродят ее вновь в новом времени, но уже в другом качестве. Человек Европы в ходе эволюции понял, что одна единственная сила на земле ему мешает. Эта сила Россия, как наследница Византии, которую Европейцы уничтожили как варварскую империю. Мировой игрок, считал, что с уничтожением Византии, он повернет мир по своему пути и к своей цели. Считать в то время, что «эстафету» Константинополя подхватит Русь, было на грани гениальности. Игрок и есть гений, ибо он бессмертен. Но его гениальность не смогла «вычислить» Россию. И рано или поздно, вопрос бы о существовании этих двух полюсов встал бы во весь рост. Этим человеком стал Гитлер, который, выражая волю всей Европы, в последний раз попытался решить вопрос военным путем. Можно удивляться истории как Божественному промыслу, что именно в то время началась война двух цивилизаций, когда развитие оружия, еще не достигло уровня возможностей уничтожения всего живого на планете. И этот бой был войной не СССР и Германии, как принято считать.
И большевизм и коммунистическая идеология тут не при чем. Это была война двух взглядов на мир и на Бога, двух вер и двух типов людей. Миллионы погибших с обеих сторон, и эту цену Европа платила осознанно. И СССР как потомок Российской империи и Святой Руси, воистину сражался с сатаной в обличие демократии. Такого героизма всех граждан страны не знала мировая история. Европа же в этой войне выступила не с героической стороны. И мало народов в ее составе такой героизм показали. В то время Европа являла собой несколько стран, сторонников войны. Те же, кто выступил против геополитического проекта как Югославия, поплатились за такую точку зрения. Европа не прощает никого и никогда. Сегодня речи о войне нет, хотя раздаются и такие голоса. Война с Гитлером, вывела СССР на передовые места в мире. Поэтому заслуга Гитлера в том, что он научил Европу, как нужно и можно отказаться от военных планов. США - ОША, как последовательница Европы, оказалась умнее, так как эту страну создавали самые авантюрные люди из Европы, которые ехали в неизвестность и которые добивались успехов за счет своей протестантской идеологии. Метод был прост. Если война бесполезна, значит нужно перевоспитать людей противника. Разницы между военными действиями и перевоспитанием в духе свободы нет. Европеец развивался и рос, как говорится, в условиях постоянной экспансии. Ему не приходилось бороться с природой, находиться на грани подвига каждый день. И жить так, из в года в год, из века в век. Его агрессия по отношению к России имела свои черты. Дело в том, что такая агрессия не ставила целью вовлечение захватываемых территорий и народов в свою культуру. Не приобщение тех наций, которые, по их мнению, варварские, в лоно своей цивилизации. Тем более речи о синтезе не было и не идет до сих пор. Эти нации и народности просто эксплуатировались или уничтожались. Поэтому Россиянин защищал не просто независимость страны, речь шла о жизни своих близких и родных. Эксплуатацию собственных властей он еще воспринимал, но покушение на свою внутреннюю свободу нет. Русская нация и всех народов, которые проживали в России, характеризуется вот этим понятием внутренней свободы, которое недоступно для ума Европейца. Европеец выбрал город как основу своей цивилизации, где человеческое сознание может переломить любую идею, доведя ее до абсурдного состояния. Россия это страна деревень. Крестьянин, который являлся человеком общины, в своем миросозерцании был похож на первобытного человека. Я сейчас не пытаюсь ответить на вопрос, хорошо это или плохо. Дело в том, что такая психология и религиозность основывается на мифотворчестве и заветах предков. Борьба с природой и постоянный трудовой подвиг, заставляли его придавать явлениям природы мифический характер. Поэтому вера народа и официального православия имела свою специфику. Даже священники, которые жили непосредственно рядом с народом, с одной стороны стремились к наживе и упрочению своего социального статуса. Так как такая должность давала им такие возможности. С другой стороны, они не знали основных догматов церкви и были неотъемлемой частью народов. Нося крест, православный на груди, они были близки к язычеству и мифологии. Тут возникло противоречие, которое заключается в том, что российский человек не воспринимал свою Родину целиком. Такое положение дел особенно закреплялось после введения крепостного права. Да это была эксплуатация и мощное давление на простого человека. Да, после реформ Петра, Русь стала делиться на два народа со своей культурой и речью. Все это бесспорный факт. Факт и то, что меньшая часть населения, прозвавшая себя со временем, интеллигенцией, обратила свой взор на цивилизацию городов, имея синтез сознания деревенского и городского. И неизвестно чья сторона занимала в душе большее место. Все это было.
Но было и другое. Русь, а затем Россия сохранила Божественное в своем мировидении. Теперь я слышу много голосов о трагедии христианства на Руси. Все слезы заключаются в том, что новая вера уничтожила самобытность Руси, и есть призывы вернуться к язычеству. Но такая точка зрения наивна. Русь с принятием христианства стала единой державой. И синтез религии и сознания славян, явил миру сегодня особенный тип людей. Конечно же, Европа стала развиваться на пути к прогрессу, и Россия стала, выброшена из этого процесса, и вина в этом церкви есть, конечно же. Мы еще до конца не осознали так называемое иго, которое почему-то, не трогая веру на Руси, громило католиков в Европе. Оставим это для ученых мужей. Нам же важно понять, что главной стороной такой изоляции и закрепощения крестьян, было то, что человек России обладал «варварским» знанием и сознанием, вплоть до 1917 года, после которого Ленинская партия стала образовывать все слои населения. Такое сознание присутствует и сейчас. Россия сохранила, таким образом, свою неповторимость. Можно конечно говорить об анахронизме такого состояния сознания. И на первый взгляд такая глупость бросается в глаза. Невозможно порой понять логику человека, который приносит с собой мифологическое сознание в среду городского жителя. И он кажется смешным и нелепым.
Оглавление:
1.
Россия в "четырёх словах". Слово первое (Мой архив 1993) 2.
Россия в четырёх словах. Слово второе (мой архив 1993) 3.
Россия в четырёх словах. Третье слово. (Мой архив 1993) Дополнение:
1.
Европа в "двух словах" № 1 (мои записки 1996-1999) 2.
Европа в двух словах № 2 (мои записи 1996-1999)