Продолжение...Декрет ВЦИК о приобретении прав российского гражданства 1 апреля 1918 г.
Приобретение прав российского гражданства иностранцами
определяется следующими условиями:
1. Каждый иностранец, проживающий в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, может приобрести права российского гражданства.
2. Для приобретения прав российского гражданства иностранец делает о том заявление в местный, по месту жительства, Совет рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, с указанием рода своих занятий и сообщением сведений о том, не подвергался ли он судебному преследованию по обвинению в общеуголовном преступлении, а если подвергался, то за какие деяния.
3. Самоличность делающего заявление, при отсутствии других средств к ее установлению, удостоверяется свидетельством полноправных граждан Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
Примечание. За представление заведомо ложных сведений для приобретения прав российского гражданства виновные подвергаются уголовной ответственности, как за дачу ложных показаний, и могут быть лишены приобретенных ими прав.
4. В случае признания заявителя удовлетворяющим требованиям ст.ст. 1 и 3 настоящего декрета, Совет выдает ему надлежащее удостоверение о приобретении им прав российского гражданства.
5. В исключительных случаях допускается принятие в число российских граждан иностранцев, пребывающих за пределами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Заявления таких иностранцев подаются ими непосредственно или через ближайшего дипломатического представителя Российской Социалистической Федеративной Советской Республики за границей на имя председателя Центрального Исполнительного Комитета и рассматриваются Центральным Исполнительным Комитетом.
6. Совет рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов сообщает о принятых им в российское гражданство иностранцах в Комиссариат внутренних дел, который их регистрирует, публикует их списки во всеобщее сведение и через Народный комиссариат по иностранным делам извещает государства, гражданами которых они состояли.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов Я. Свердлов.
Секретарь Центрального Исполнительного Комитета В. Аванесов.
Резолюция в связи с объявлением Украинской Народной Республики самостоятельной федеративной Советской Республикой 3 апреля 1918 г.
Принимая к сведению декларацию чрезвычайного посольства Народного секретариата Украины и постановление Второго Всеукраинского съезда Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов об объявлении Украинской Народной Республики самостоятельной федеративной Советской Республикой, Совет Народных Комиссаров шлет горячий, братский привет Рабоче-Крестьянскому правительству, Народному секретариату и Центральному Исполнительному Комитету Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Украины.
Вынужденное теми тяжелыми условиями, которые получили исчерпывающую характеристику в резолюции московского Чрезвычайного съезда Советов, вступить в договор согласно мирному трактату с центральными державами и с Киевской радой Советское правительство России выражает свое восторженное сочувствие геройской борьбе трудящихся и эксплуатируемых масс Украины, являющихся в настоящее время одним из передовых отрядов всемирной социальной революции.
Совет Народных Комиссаров выражает свою непоколебимую уверенность в том, что близко то время, когда революционные массы Украины, рука об руку с пролетариатом и крестьянством России, поддержанные революционным социалистическим пролетариатом всего мира, выйдут победителями из борьбы против империалистического и капиталистического гнета, за полное освобождение рабочего класса и за социализм. (Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том II. 17 марта - 10 июля 1918 г. М.: Гос. издат-во политической литературы, 1959.)
Предписание всем Советам о недопустимости увольнения лесных специалистов 5 апреля 1918 г.
ВСЕМ СОВЕТАМ РАБОЧИХ, КРЕСТЬЯНСКИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ
Вследствие получения сведений о массовых увольнениях лесных специалистов от должностей и вовсе от службы Совет Народных Комиссаров считает необходимым сообщить, что:
1) с момента революции лесоводы не оставляли своих постов и не прекращали работы, продолжая связь мест с центром и тем давая возможность государственному лесному хозяйству действовать;
2) что имеющихся во всей России лесных специалистов далеко не достаточно для проведения в жизнь тех широких задач, кои намечаются основным лесным законом;
3) что лесных специалистов нельзя заменить другими без ущерба для леса и тем самым - для всего народа: лесное хозяйство требует специальных технических знаний;
4) что поголовное увольнение лесоводов лишит лесное ведомство опытных и ценных работников и Правительство не в состоянии будет провести в жизнь все требования народа;
5) что наследие несчастной войны оставило громадные площади оголенных мест, которые необходимо в интересах народа немедленно засадить и засеять лесом;
6) что все леса нужно привести в известность, описать и организовать в них хозяйство;
7) что все леса не составляют собственности ни сел, ни уездов, ни губерний, ни областей, представляют собою общенародный фонд и ни в коем случае не могут подлежать какому-либо разделу и распределению ни между гражданами, ни между хозяйствами.
Произвести всю эту работу скоро и полно, дать все исчерпывающие сведения вашим представителям - это может сделать только налаженный технический аппарат, иначе все останется на бумаге.
Заявляйте народному комиссару земледелия о всех нежелательных лицах, но не сменяйте техников, командированных для технического содействия в местные органы Советской власти, которая может предъявить отвод против любого из них по общественным и политическим основаниям. Право же окончательного увольнения лесных специалистов от службы и перемещения из одного губернского Совдепа в другой принадлежит исключительно Центральному лесному управлению.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
За народного комиссара земледелия А. Колегаев.
Правительственное сообщение о начале японской интервенции на Дальнем Востоке 5 апреля 1918 г.
НАПАДЕНИЕ НА РОССИЮ С ВОСТОКА ЯПОНИЯ ВЫСТУПИЛА ПОХОДОМ НА СОВЕТСКУЮ РЕСПУБЛИКУ, ВЫСАДИВ ДЕСАНТ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ АНГЛИЯ, ПО-ВИДИМОМУ, СЛЕДУЕТ ПО СТОПАМ ЯПОНИИ
Из Сибири от советских властей Владивостока и Иркутска получено сообщение о том, что адмирал Като, командующий японским флотом, высадил во Владивостоке десант и обратился с воззванием к местному населению, извещая его о том, что Япония берет на себя охрану порядка. В качестве повода для десанта указывается на происшедшее во Владивостоке убийство двух японцев неизвестными лицами.
Об этом убийстве, его причинах, обстановке и виновниках Советскому правительству в данный момент еще не известно ничего. Но ему известно, как известно всему миру, что японские империалисты уже в течение нескольких месяцев подготовляли высадку во Владивостоке. Правительственная японская печать писала, что Япония призвана восстановить порядок в Сибири до Иркутска и даже до Урала. Японские власти искали подходящих предлогов для своего грабительского вторжения на территорию России. В генеральном штабе Токио изобретались чудовищные сообщения о состоянии Сибири, о роли германских военнопленных и пр. и пр. Японский посол в Риме заявил несколько недель тому назад, будто пленные немцы вооружены и готовятся захватить Сибирскую железную дорогу. Это сообщение обошло печать всего мира. Военные власти Советской Республики отправили английского и американского офицеров по Сибирской линии и дали им полную возможность убедиться в лживости официального японского сообщения. Когда этот довод оказался выбит из рук японских империалистов, им пришлось искать других поводов. Убийство двух японцев явилось с этой точки зрения как нельзя более кстати. 4 апреля произошло убийство, а 5 апреля японский адмирал, не дожидаясь никакого расследования, уже произвел свою высадку.
Ход событий не оставляет никакого места сомнениям в том, что все было заранее подготовлено и что провокационное убийство двух японцев составляло необходимую часть этой подготовки.
Таким образом, давно подготовлявшийся империалистический удар с Востока разразился. Империалисты Японии хотят задушить Советскую революцию, отрезать Россию от Тихого океана, захватить богатые пространства Сибири, закабалить сибирских рабочих и крестьян.
Буржуазная Япония выступает как смертельный враг Советской Республики. Какова программа действий остальных правительств Согласия: Америки, Англии, Франции, Италии?
До настоящего момента их политика в отношении грабительского замысла Японии была явно колеблющейся. Американское правительство, по-видимому, было против японского вторжения. Но сейчас положение не может долее оставаться неопределенным. Англия высадила десант вслед за Японией. Значит ли это, что Англия собирается идти рука об руку с Японией в деле разрушения России?
Этот вопрос должен быть поставлен великобританскому правительству со всей категоричностью. Такой же вопрос должен быть поставлен дипломатическому представительству Соединенных Штатов и остальных стран Согласия. Тот или другой ответ и, главное, те или другие действия союзных стран должны будут по необходимости иметь большое значение для ближайшей международной политики Советской власти.
Предпринимая соответственные дипломатические шаги, Советская власть отдает в то же время распоряжение Советам Сибири оказывать сопротивление всякому насильственному вторжению на территорию России.
Рабочие и крестьяне! Честные граждане!
С Востока идет новое страшное испытание. Внутри страны поднимают голову темные силы. Буржуазия Сибири протягивает руку чужеземным насильникам. Городская дума Владивостока, состоящая из меньшевиков и правых социалистов-революционеров, вынесла резолюцию, приветствующую вооруженное вторжение Японии. В стремлении задушить русскую революцию, отнять у рабочих и крестьян власть, землю, контроль над производством, русская буржуазия и ее слуги, меньшевики и эсеры, действуют заодно с японскими хищниками. Отпор японскому вторжению и беспощадная борьба с их агентами и пособниками внутри страны есть вопрос жизни и смерти для Советской Республики, для трудовых масс всей России.
Декрет об учреждении Чрезвычайного комиссариата Южного района 9 апреля 1918 г.
Чрезвычайному комиссару Совета Народных Комиссаров, тов. С.Орджоникидзе, поручается организовать под своим председательством временный Чрезвычайный комиссариат Южного района, объединяющий деятельность Крыма, Донской области, Терской области, Черноморской губернии, Черноморского флота и всего Северного Кавказа до Баку.
Цель Комиссариата: неуклонное проведение директив центральной Советской власти на суше и на море, концентрированная борьба с буржуазной контрреволюцией, упрочение Советской власти в районе своей деятельности, поддерживание прямой связи областей с Советом Народных Комиссаров.
Чрезвычайный комиссариат составляется из председателя и из представителей областей и флота по одному от каждой, по соглашению между полномочными органами областей и председателем Комиссариата.
Чрезвычайный комиссариат имеет право контроля над деятельностью всех советских учреждений в районе. Совнаркомы, Совдепы, ревкомы, ревштабы района, как и полномочный орган флота действуют в полном контакте с Чрезвычайным комиссариатом, как представителем центральной Советской власти в районе.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Народные комиссары: И. Сталин. Чичерин. Луначарский.
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Вл. Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Н.П. Горбунов.
Декрет о памятниках Республики 12 апреля 1918 г.
В ознаменование великого переворота, преобразившего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет:
1) Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера.
2) Особой комиссии из народных комиссаров по просвещению и имуществ Республики и заведующего Отделом изобразительных {96} искусств при Комиссариате просвещения поручается, по соглашению с художественной коллегией Москвы и Петрограда, определить, какие памятники подлежат снятию.
3) Той же комиссии поручается мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции.
4) Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в день 1 мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и поставлены первые модели новых памятников на суд масс.
5) Той же комиссии поручается спешно подготовить декорирование города в день 1 мая и замену надписей, эмблем, названий улиц, гербов и т.п. новыми, отражающими идеи и чувства революционной трудовой России.
6) Областные и губернские Совдепы приступают к этому же делу не иначе, как по соглашению с вышеуказанной комиссией.
7) По мере внесения смет и выяснения их практической надобности ассигновываются необходимые суммы.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Народные комиссары: А. Луначарский. Сталин.
Секретарь Совета Горбунов.
Декрет об организации управления почтово-телеграфным делом 16 апреля 1918 г.
Почтово-телеграфное дело Российской Социалистической Советской Республики переживает период тяжелой разрухи. Среди многих причин этой разрухи главное место занимает отсутствие соответствующего организационного аппарата по управлению почтово-телеграфным делом на местах, отвечающего новым началам жизни Советской Республики.
Ввиду этого, в целях обновления административного механизма почтово-телеграфного ведомства, устранения вмешательства местных органов власти в жизнь ведомства и подчинения их деятельности общей системе работы последнего, а также в целях окончательного подавления попыток отдельных групп почтово-телеграфных служащих тормозить дело обновления ведомства, постановляем:
1) В почтово-телеграфном ведомстве вводятся коллегиальные начала управления.
2) Должности начальника почтово-телеграфного округа, почт-директора, начальника управления телеграфов, начальника отдела перевозки почт по железной дороге, их помощников и главных механиков упраздняются.
3) На первое время коллегиальные начала управления распространяются на почтово-телеграфные округа и равные им самостоятельные единицы ведомства.
4) Народному комиссару почт и телеграфов предоставляется право распространять в дальнейшем коллегиальные начала управления на другие административные единицы ведомства в порядке циркулярных распоряжений.
5) Во главе коллегии по управлению почтово-телеграфным округом стоит комиссар, утверждаемый народным комиссаром почт и телеграфов из числа кандидатов, представленных областным или губернским органом Советской власти.
6) Остальные члены коллегии по управлению округом утверждаются народным комиссаром почт и телеграфов из числа кандидатов, представленных соответствующими организациями почтово-телеграфных служащих и местным Совдепом, причем эти организации пользуются правом мотивированного протеста против представленных к утверждению кандидатов.
7) Правом участия в выборе административных лиц и правом отвода их пользуются лишь организации почтово-телеграфных служащих, стоящие определенно на платформе признания и поддержки Рабоче-Крестьянской власти.
8) Почтово-телеграфное дело по техническим условиям своей работы требует строгой централизации и единообразия в постановке дела как в центре, так и на местах. Порядок приема и отправления как почтовой, так и телеграфной корреспонденции, исполнение сметных ассигнований, штаты и оклады служащих, прием, увольнение и перевод последних должны регламентироваться определенными правилами, установленными для всего ведомства в целом, причем в этих правилах должны быть точно предусмотрены случаи, когда к решению указанных вопросов должны привлекаться местные органы Советской власти. Помимо этих случаев всякое вмешательство местной власти в деятельность почтово-телеграфных учреждений, без предварительного сношения с полномочными лицами ведомства, совершенно недопустимо.
9) С момента установления коллегиальных начал управления в ведомстве все почтово-телеграфные комиссары, избираемые местными органами Советской власти, всецело подчиняются директивам окружных комиссаров.
10) Все центральные, федеративные и областные органы Советской власти не имеют права непосредственного вмешательства в дело управления учреждениями почтово-телеграфного ведомства, а осуществляют свои пожелания через Комиссариат почт и телеграфов.
11) В случаях явного саботажа со стороны почтово-телеграфных чиновников, а равно каких-либо контрреволюционных выступлений реакционной части почтово-телеграфных чиновников, местные Совдепы уполномочиваются принимать самые решительные и беспощадные меры подавления.
12) Настоящий декрет вступает в силу немедленно со дня опубликования его в газете Рабочего и Крестьянского правительства и в "Собрании Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства", причем народному комиссару почт и телеграфов поручается в особой инструкции определить порядок проведения в жизнь настоящего декрета.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Народный комиссар почт и телеграфов В. Подбельский.
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров В. Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Н. Горбунов.