В 1937 году в столичных магазинах начали продавать новые продукты, ставшие для покупателей любимыми - мороженое, майонез, шампанское и даже «хамбургеры».
Летом 1936 года руководитель советской пищевой промышленности Анастас Микоян (в газетах его называли «любимым наркомом») собрался с женой и пятью сыновьями на отдых в Сочи. Зашел попрощаться со Сталиным, но тот круто изменил его планы: «Зачем тебе Сочи? Отправляйся-ка лучше в Америку!». И пояснил: «Там ты и отдохнешь, и опыта наберешься». «А семья?», - спросил огорошенный Микоян. «Можешь взять с собой Ашхен, - благосклонно кивнул Сталин. - А дети в Крыму отдохнут». Нарком возглавил делегацию, которая отправилась в двухмесячную (!) командировку в США перенимать передовой опыт. Гостям из СССР предстояло изучить заокеанский продуктовый рынок. Подробности той поездки Микоян спустя много лет изложил в своих мемуарах «Так было»: Я поручил всем членам нашей группы не только записывать все новое, что они увидят на американских заводах, но и обязательно выделять при этом все то (хотя бы и незначительное), что следует внедрить у нас, а заодно подумать и о тех практических мероприятиях, которые должны нам в этом помочь.
Впечатлений оказалось немало. И многое советских специалистов поразило, ибо ничего подобного они не видели, а именно: автоматизированные кафетерии, столовые самообслуживания, гигантские
холодильники, фабрики мороженого, заводы - хлебопекарный, мясных и рыбных консервов, сухарей и бисквитов, сухого молока, шоколада, конфет. (
Маяковский)
В Нью-Йорке Микоян и другие специалисты провели дегустацию нескольких сортов мороженого. Им понравились ванильное, фруктовое, сливочный и молочный пломбир, крем-брюле, эскимо, так что советская делегация привезла домой технологию промышленного производства этих видов. Затем в Советский Союз доставили оборудование для фабрики мороженого, которое было построено при московском
холодильнике № 8. В продаже новые сорта появились только 4 ноября 1937 года в Москве. Многие могут спросить: а разве не было мороженого в столице раньше? Было, но его выпускали кустарным способом и небольшими партиями. В 1925 году вышла книжка Самуила Маршака «Мороженое». В этом стихотворении есть такие строки: «Взял мороженщик лепешку, / Сполоснул большую ложку, / Ложку в банку окунул, / Мягкий шарик зачерпнул, / По краям пригладил ложкой / И накрыл другой лепешкой….». Перед Великой Отечественной войной, 12 марта 1941 года, был введен ГОСТ 117-41 «Мороженое сливочное, мороженое пломбир, фруктово-ягодное, ароматическое». За его производством следили очень строго. Использовались там только натуральные ингредиенты, о каких-либо консервантах в это время и не слыхивали.
Так что неудивительно, что «любимый нарком» был увлечен новшеством, да так, что Сталин как-то заметил: «Ты, Анастас Иванович, такой человек, которому не так важен коммунизм, как решение проблемы изготовления хорошего мороженого». Непонятно, чего больше было в этих словах - похвалы или упрека....(
Колбаса/сыр)
Торговцы мороженым были одеты в специальную форму: на киоскерах и велоразвозчиках были белые фуражки или колпаки, фартуки или
платья с белыми нарукавниками. Для лоточниц выпускали форму, утвержденную по эскизам «Главхолодопрома». Если раньше мороженое поступало в продажу «с наступлением теплых дней до начала осенних дождей», то теперь оно стало внесезонным. И даже в морозы пользовалось популярностью, и на эту тему есть даже одна интересная история. Поздней осенью 1942 году премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль прибыл в Москву. Его автомобиль остановился у светофора на Кузнецком мосту, и сквозь стекло англичанин разглядел человека, который стоял и ел мороженое. Не поверив своим глазам, сэр Уинстон спросил у сопровождающего: «Он действительно ест мороженое?». Тот согласно кивнул. Тогда Черчилль произнес фразу, ставшую легендой: «Народ, который в такой холод ест мороженое, непобедим»
Многие москвичи, возможно, помнят фирменное мороженное, которое продавалось в ГУМе, ЦУМе и «Детском мире». Едва появлялась продавщица с лотком, как к ней со всех сторон тянулись руки с деньгами. Мороженое расхватывалось за считанные минуты! И кстати, в середине 70-х годов в Москве появилось даже томатное мороженое. Продавалось оно в картонном стаканчике с деревянной палочкой. Лакомство было, что называется, на любителя, но изобретательность специалистов хладокомбината следует отметить. (
Советская стройка)
Технологию производства продукта, получившего название «майонез провансаль», также привез Микоян из США. Когда новинка появилась в Москве, охотников до нее было немного, хотя майонез усиленно рекламировали - в частности, в гастрономе «Смоленский». Покупатели с удивлением смотрели на подносы, где лежал хлеб, намазанный чем-то белым. «Новый сорт сметаны?», - спрашивали они у симпатичных девушек. «Нет, это майонез», - отвечали они улыбкой.
Но прошло совсем немного времени, и майонез стал традиционным компонентом праздничных салатов. Впрочем, многие лакомились майонезом и в будни, намазывая аппетитную приправу на хлеб. А уже через год с легкой руки наркома в СССР начался массовый выпуск другого обязательного атрибута праздника - шампанского. «Товарищ Сталин сказал, что стахановцы сейчас зарабатывают много денег, много зарабатывают инженеры и трудящиеся, - говорил Микоян в 1936 году. - А если захотят шампанского, смогут ли они его достать? Шампанское - признак материального благополучия, признак зажиточности» По словам Микояна, Сталин предпочитал полусладкое и сладкое шампанское. Сухое и «брют» он не любил, предлагал даже прекратить их производство. «С трудом я отстоял эти сорта, сославшись на требования экспорта», - признавался нарком.
К производству шампанского привлекли известного винодела Антона Фролова-Багреева, который получил известность еще до революции.
Он стал заведующим кафедрой Московского технологического института пищевой промышленности и главным шампанистом страны. В 1942 году Фролов-Багреев получил Сталинскую премию третьей степени - за изобретение новой аппаратуры и метода изготовления шампанских вин.
Благодаря Микояну было также закуплено оборудование для выпекания «городских» булочек, для производства разнообразных консервов, фруктовых и овощных соков, сухарей, бисквитов, конфет и шоколада. В те годы из Америки пришла вареная колбаса, кукурузные хлопья, кетчуп, сгущенное и сухое молоко. (
Советское село)
Не все новинки, однако, удалось забрать с собой из той командировки. Москвичи, да и жители всего Союза, оказывается, вполне могли увидеть хот-доги и прочий фаст-фуд на прилавках еще 80 лет назад, в 1937 году. И тогда же запивать их кока-колой. Но произошло это куда позже. Во время прогулки по Нью-Йорку Микоян обратил внимание на популярное блюдо: котлеты, которые в горячем виде продавались вместе с булочкой. Это были «хамбургеры». Сеть американских закусочных быстрого питания произвела на него большое впечатление. Он планировал перенести этот опыт в СССР. «Трудящиеся должны иметь в своем распоряжении фабричный продукт или полупродукт, требующий лишь небольшого подогревания, должны иметь к этому продукту приправы любых рецептов», - говорил Микоян.
Нарком заказал образцы машин, производящих подобные котлеты, а также уличные жаровни. В 1937 году в Москве, Ленинграде, Баку, Харькове и Киеве начался массовый выпуск мясной новинки по единому стандарту. Столичных едоков привлекал красочный плакат: «Горячие московские котлеты с булочкой», так что торговля шла бойко. Но потом они, котлеты, куда-то исчезли. До сих пор неведомо: то ли производство кушанья оказалось нерентабельным, то ли другие обстоятельства помешали массовому производству советского фаст-фуда. По словам Микояна, этому помешала война.
Большой интерес советской делегации в США вызвало и производство безалкогольных напитков. В то время в Советском Союзе выпускалось большое количество фруктовых вод, но их качество оставляло желать лучшего. Гости изучили процесс производства кока-колы, и она в прямом смысле пришлась им по вкусу.
Но, подсчитав затраты, они были вынуждены отказаться от идеи напоить этим напитком советских людей. К тому же американцы не захотели продавать рецепт кока-колы, а предлагали лишь поставки концентрата. Так что кола появилась в СССР в конце 70-х годов, перед Олимпиадой в Москве, а первый «Макдоналдс» открылся в столице только в 1990 году. (
Колхоз+
МТС)
Еще одну действительно полезную во всех отношениях вещь Микояну привезти в Союз не удалось, причем по весьма странным причинам. На заводе «Дженерал Электрик Компани» нарком посетил цех по производству домашних
холодильников, где ежегодно выпускалось свыше 100 тысяч изделий, пользовавшихся огромным успехом. (
Пуля дура) Он писал: «Возвратившись из США, в беседе со Сталиным я поставил вопрос о том, чтобы приступить и у нас к массовому производству домашних холодильников, причем организовать производство на нескольких наших наиболее крупных машиностроительных заводах (что впоследствии и было сделано)». (
космос) Однако Сталин не согласился с Микояном. Мол, на большей территории СССР - длинная зима, и поэтому особой надобности в
холодильниках нет, а в летние месяцы наше население привыкло держать продукты в ледниках и погребах. Последний аргумент стал, возможно, решающим. Вопрос был «разморожен» лишь спустя много лет - в 1950-м, когда в Москве начали выпускать «холодильные шкафы». (
некрополь)
И все же, выражаясь современным языком, Микоян был эффективным менеджером - он знал, что нужно народу и как лучше организовать производство этих продуктов и напитков. Он не только налаживал выпуск тех или иных изделий, но и непременно дегустировал их. «Ни один продукт не выпускался ни одним предприятием, пока мне не давали его на пробу, - говорил Микоян с гордостью. - Я пробовал все». (
Передвижение зданий)
Впрочем, так действовали и другие советские руководители. Сталин, к примеру, собирал своих соратников, и они вместе рассматривали и отвергали или утверждали новые сорта мыла. Вкусы власти - так было и в других сферах жизни - становились нормой для миллионов советских людей. (
Детство в СССР)