(
Здесь начало) 17 сентября 1857 года родился Константин Эдуардович Циолковский - русский советский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории воздухоплавания, основоположник современной космонавтики.
Хотя Константин Эдуардович Циолковский и родился в России - ещё дореволюционной, Циолковским он стал лишь в СССР. Царской России, как и современной олигархической Россиянии никакой Космос был не нужен и даже вреден. Шанс для развития идей Циолковского дала Великая Октябрьская Социалистическая Революция. Захлестывающий Страну Советов энтузиазм строительства Нового Общества был неразделим для русского человека с мечтой о других мирах.
Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935) - русский советский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля; основоположник современной космонавтики. Родился в семье лесничего. После перенесённой в детстве скарлатины почти полностью потерял слух; глухота не позволила продолжать учебу в школе, и с 14 лет он занимался самостоятельно. С 16 до 19 лет жил в Москве, изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 экстерном сдал экзамены на звание учителя и в 1880 назначен учителем арифметики и геометрии в Воровское уездное училище Калужской губернии. К этому времени относятся первые научные исследования Циолковского. Не зная об уже сделанных открытиях, он в 1880-81 написал работу «Теория газов», в которой изложил основы кинетической теории газов. Вторая его работа - «Механика животного организма» (те же годы) получила благоприятный отзыв И. М. Сеченова, и Циолковский был принят в Руское физико-химическое общество. Основные работы Циолковского после 1884 были связаны с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий. С 1896 г. Циолковский систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. После Октябрьской революции 1917 года Циолковский много и плодотворно работал над созданием теории полёта реактивных самолётов, изобрёл свою схему газотурбинного двигателя; в 1927 г. опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке.
Первым печатным трудом о дирижаблях был «Аэростат металлический управляемый» (1892), в котором дано научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой. Прогрессивный для своего времени проект дирижабля Циолковского не был поддержан; автору было отказано в субсидии на постройку модели. Обращение Циолковского в Генеральный штаб русской армии также не имело успеха. В 1892 Циолковский переехал в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище. В этот период он обратился к новой и мало изученной области летательных аппаратов тяжелее воздуха.
Циолковскому принадлежит идея постройки аэроплана с металлическим каркасом. В статье «Аэроплан или Птицеподобная (авиационная) летательная машина» (1894) даны описание и чертежи моноплана, который по своему внешнему виду и аэродинамической компоновке предвосхищал конструкции самолётов, появившихся через 15-18 лет. В аэроплане Циолковского крылья имеют толстый профиль с округлённой передней кромкой, а фюзеляж - обтекаемую форму. Циолковский построил в 1897 первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью, разработал методику эксперимента в ней и в 1900 г. на субсидию Академии наук сделал продувки простейших моделей и определил коэффициент сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и др. тел. Но работа над аэропланом, так же как над дирижаблем, не получила признания у официальных представителей русской науки. На дальнейшие изыскания Циолковский не имел ни средств, ни даже моральной поддержки. Много лет спустя, уже в советское время, в 1932 он разработал теорию полёта реактивных самолётов в стратосфере и схемы устройства самолётов для полёта с гиперзвуковыми скоростями.
Важнейшие научные результаты получены Циолковским в теории движения ракет (ракетодинамике). Мысли об использовании ракетного принципа в космосе высказывались Циолковским ещё в 1883 г., однако строгая теория реактивного движения изложена им в 1896 г. Только в 1903 г. ему удалось опубликовать часть статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой он обосновал реальную возможность их применения для межпланетных сообщений. В этой статье и её продолжениях (1911, 1912, 1914) он заложил основы теории ракет и ЖРД. Рассмотрение практической задачи прямолинейного движения ракеты привело Циолковского к решению новых проблем механики тел переменной массы. Им впервые была решена задача посадки КА на поверхность планет, лишённых атмосферы. В 1926-29 гг. Циолковский разработал теорию многоступенчатых ракет. Он рассмотрел (приближённо) влияние атмосферы на полёт ракеты, а также вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли.
Циолковский - основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, доказав осуществимость межпланетных полётов. Он первым изучил вопрос о ракете - искусственном спутнике Земли и высказал идею создания околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца, и промежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полетах. Циолковский написал ряд работ, в которых уделил внимание использованию ИСЗ в народном хозяйстве. Циолковский выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. Им предложены: газовые рули (из графита) для управления полётом ракеты и изменения траектории движения её центра масс; использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки КА (во время входа в атмосферу Земли), стенок камеры сгорания и сопла ЖРД; насосная система подачи компонентов топлива (для уменьшения массы ДУ); оптимальные траектории спуска КА при возвращении из космоса и др. В области ракетных топлив Циолковский исследовал большое число различных окислителей и горючих для ЖРД; рекомендовал топливные пары: жидкие кислород с водородом, кислород с углеводородами и др. Циолковский явился первым идеологом и теоретиком освоения человеком космического пространства, конечная цель которого представлялась ему в виде полной перестройки биохимической природы порожденных Землей мыслящих существ. В связи с этим он выдвигал проекты новой организации человечества, в которых своеобразно переплетаются идеи социальных утопий различных исторических эпох.
Циолковский - автор ряда научно-фантастических произведений, а также исследований в др. областях знаний: лингвистике, биологии и др. При Советской власти условия жизни и работы Циолковского радикально изменились. Циолковскому была назначена персональная пенсия и обеспечена возможность плодотворной деятельности. Его труды в значительной степени способствовали развитию ракетной и космической техники в СССР и других странах. За «Особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР» Циолковский в 1932 награжден орденом Трудового Красного Знамени. Накануне 100-летия со дня рождения Циолковского в 1954 АН СССР учредила золотую медаль им. К. Э. Циолковского «3а выдающиеся работы в области межпланетных сообщений». В Калуге и Москве сооружены памятники учёному; создан мемориальный дом-музей в Калуге; его имя носят Государственный музей истории космонавтики и педагогический институт, школа в Калуге, Московский авиационно-технологический институт. Именем Циолковского назван кратер на Луне. (Источник: Энциклопедия «Космонавтика», изд.: "Советская энциклопедия" 1985г.)
17 сентября 1985 года в СССР состоялся запуск космического корабля "Союз Т" (командир корабля - В.В. Васютин, бортинженер - Г.М. Гречко и космонавт-исследователь - А.А. Волков). 9-я экспедиция на космическую станцию "Салют-7".
Газета «Правда». Александр Трубицын: " Мне кажется, что нормальному человеку просто трудно представить гомерическое невежество и некомпетентность Путина в истории страны, управлять которой он очередной раз берётся. Я, например, сталкиваюсь с таким впервые. «Демократическая» Государственная дума - это, конечно, не Верховный Совет СССР, и за годы её работы с трибуны такие водопады глупости и лжи лились, что в приличных домах уже давно бы от дома отказали, но - «демократы» же за «свободу слова», то есть за возможность беспрепятственно лгать, хамить, клеветать, обманывать, балаболить, паясничать и заниматься иными видами «политической деятельности».
Но заявление Путина, что наша экономика 70 лет производила только галоши, которые покупали только африканцы, - это просто чудовищно даже для юриста по образованию, который уверен, что электрические лампочки растут на дереве, называющемся «электрический скат», а токарь-револьверщик - это тот, кто делает наганы и кольты. Раз уж Путин упомянул про Африку - начнём с Африки. Египет, Нил, Асуанская плотина. Идея её постройки «вентилируется» с XI (!) века, с проекта Ибн аль-Хайсама. Но реально взялись строить три сэра: Уиллкос, Бейкр и Эрд в 1899 году. Строили-строили и, наконец, построили - в 1902-м. Но так по-сэрски построили, что пришлось надстраивать дважды - в 1907-м и в 1929-м. А когда и эту надстройку стало затапливать, то поняли, что плотину вообще надо строить на шесть километров выше. Это - справка для Путина, как самые западные и капиталистические сэры из самой Великой Британии поработали. А теперь - как работали советские, сталинской школы, инженеры из «Гидропроекта». В открытом конкурсе они победили фирмы Англии, Франции, Швеции, Голландии. И не просто победили - разгромили, показав заказчику испытанную близ Запорожья модель плотины в масштабе 1:50, реально продемонстрировав, что советский вариант будет самым надёжным и самым дешёвым. А в плотине надо установить гидротурбины - и опять советские турбины признаны лучшими в мире, двенадцать турбин заказаны Ленинградскому электромеханическому заводу, двенадцать генераторов общей мощностью 2 миллиона 100 тысяч киловатт - ленинградской «Электросиле». Более высоких технологий и более высокого качества силовых электроаппаратов в мире не было. Маленький штрих - из того, с чем довелось познакомиться самому: сердечники электромашин набирались из огромных листов специальной прокатки текстурованной стали с высочайшими электромагнитными параметрами, но теряющей их даже от лёгкого механического воздействия (высокие технологии - дело даже не тонкое, а тончайшее!) Так, для разметки и вырезки деталей был сделан цех, где разметчики и слесари как бы летали в воздухе на специальной площадке над пластинами, чтобы не наступать на них. И мощнее станции на африканском континенте нет и сейчас - такая вот «галоша».
Как тут не вспомнить куплетистов из фильма «Москва слезам не верит»:
Пусть нас лапотной Россией
Называет Вашингтон -
Мы сегодня запустили
«Лапоть» свыше пяти тонн!
Это они пели о советском спутнике, который, как сообщал ТАСС, «весом свыше пяти тонн», - американцам было ещё далеко до этого! А сегодня Путин подпевает Вашингтону, заменив только «лапти» на «галоши».
Более 400 объектов стратегического значения для экономики в полусотне стран не только Африки, но и Латинской Америки, Азии и Европы, в Сирии, Пакистане, Германии, Греции, сделанные «Гидропроектом», - это «галоши»?
А металлургический завод в Бхилаи, в Индии, на 2,5 миллиона тонн стали в год - это тоже «галоша»? Американцы и англичане не смогли такую «галошу» сделать, а советские специалисты смогли. А самый мощный в мире пресс, который понадобился Франции и никто в мире не брался его изготовить, был сделан в СССР, на воронежском «Тяжмехпрессе». Я попал на его наладку, подивился французским финтифлюшкам - напечатанным на лейкопластыре цифирькам, чтобы удобнее помечать провода. Но ведь сам пресс-то французы в СССР заказывали. И не только они - итальянцы, немцы, шведы и ещё полтора десятка стран на «Тяжмехпрессе» себе «галоши» заказывали. А тяжёлый пресс - это уникальная машина, соединение науки и высочайших технологий, очень немногие страны способны их выпускать.
Коломенский завод тяжёлого станкостроения выпускал уникальные станки - их перевозили в разобранном виде, один станок занимал один-два железнодорожных эшелона. А эшелоны шли в Бельгию, Финляндию, Германию - в 45 стран мира. В Японию ушёл самый большой станок, поставленный СССР за границу, - гигантский карусельный станок КУ-299.
Справка для Путина: на карусельном станке не катаются и не карусели делают, без такого станка не построишь мощную турбину или супертанкер, атомную подводную лодку или синхрофазотрон. Полезная в хозяйстве вещь и намного сложнее и дороже галоши. Но путинской, капиталистической России такие станки, как и специалисты, их производящие, как и учёные, их разрабатывающие, не нужны. Завод обанкрочен, уникальное оборудование и технологии уничтожены. Как уничтожен и легендарный завод «Москвич», который не галоши за рубеж поставлял, а автомобили. В 1958 году на международной выставке в Брюсселе «Москвичи» получили золотые медали, в 1977-м - миллионный «Москвич» ушёл за рубеж. А «за рубеж» - это не только соцстраны, но и Франция, Греция, Германия (капиталистическая ФРГ), скандинавские страны. Для Англии выпускали праворульный вариант. Заводы отвёрточной сборки «Москвичей» работали в Бельгии и Болгарии. И особо отметим, что качество советских автомобилей отмечалось и призами в международных ралли, и оценкой специалистов в прессе, и цена их была отнюдь не демпинговой, полностью соответствовала рыночной в своём классе.
Когда Россией руководили коммунисты, а Китай был развивающейся страной, мы поставляли в Китай автомобильные и мотоциклетные заводы, наши грузовики «ЗиС» там выпускались под маркой «Ветер с Востока», а мотоциклы «Иж-49» - «Большой скачок». А теперь, когда Китай стремительно развивается под руководством Компартии, а капиталистическая Россия перешла в разряд «развивающихся», китайцы ставят в России свои автозаводы.
Но - уйдём от плотин и турбин, машин и галош. Всё это низменно и материально. Давайте вознесёмся в самые эмпиреи, где только чистейшая квинтэссенция мысли, характеризующая интеллектуальный и технологический потенциал Советской страны. А если есть квинтэссенция мысли - так всё, что надо, придумаем-сделаем запросто! Была в советское «тоталитарно-авторитарное» время организация «Союзпатент», через которую - и только через которую! - советским изобретателям можно было продавать свои мысли, идеи и изобретения за рубеж. Естественно, не всё шло изобретателям, организация брала и себе процент, и всякие там налоги-сборы оплачивала, а авторам - что после вычетов оставалось. Классическая рыночная практика. Так вот, в год «Союзпатент» получал из-за границы как риэлти (оплату за право пользоваться советскими изобретениями) 450 миллионов долларов. А за экспорт высоких советских технологий, изобретений и ноу-хау - до 45 миллиардов долларов. Вот такие неизносимые нематериальные «галоши» шли за рубеж. И, понятно, в самые высокоразвитые страны, там, где они нужны и приносят владельцам или правообладателям куда большие деньги, чем они выплачивали. Уж это, как юрист, Путин понять может?
А вот плоды его президентского руководства в этом аспекте оцениваются так: патентный потенциал страны снизился с 1,7 миллиона авторских свидетельств до 110 тысяч патентов РФ в год (данные журнала «Изобретатель и рационализатор», № 6, 2005 год). Так что кроме нефти и газа Путину остаётся только галошами торговать: НИИ и КБ разгромлены, научные школы уничтожены, интеллектуальный потенциал молодёжи = ЕГЭ + пиво, чубайсовские нанотехнологии стали долгоиграющим анекдотом, отдачи от Сколкова можно ждать до морковкина заговенья. Так что очередное президентство Путин начал с точного попадания в галошу.
P.S. Уже потом вспомнились великолепные строки Лермонтова, пощёчиной хлестнувшие по физиономии самовлюблённого Дантеса:
…Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы,
Не мог щадить он нашей славы…
И в самой полной мере эти строки ложатся на щёку Путина. Для него славные, признанные во всём мире достижения советской науки, в том числе и в области высоких технологий, - «галоши для Африки».
Чем, кроме ответного презрения, может ответить на эту путинскую выходку любой порядочный человек?