История ухода от мифов. 1

Jul 09, 2015 05:57

Принятие Христианской веры на Руси имело свои особенности. Отмечу их основные черты, которые интересны для нашей темы.
Во-первых: Принятие Христианства на Руси имело характер обложки. Народная вера и традиции вписались в эту доктрину, но, неся в Христианство свои особенности, так и не стала православной в догматическом виде.
Во-вторых: Народы России в святых и в Божествах не видели истину в последней инстанции. Их учения и догматы веры, не являлись авторитетными. Их можно было задобрить определенными действиями и молитвами.
В-третьих: Появление новых институтов веры на Руси, несли в себе и новые методы эксплуатации населения. Это приводило к сопротивлению народов, которые видели в священнослужителях не образец веры и благочестия, а угрозу своему благосостоянию.
В-четвертых: Вера во Христа использовалась политической элитой в своих интересах. Власть была неотъемлемой частью от веры. Но вера власти и народов страны имела схожие черты в понимании веры. Противоречие между стремлениями к владению богатством и пониманию веры церкви и элитой, присутствовало всегда.
В-пятых: Русь так и не стала православной страной. И процесс принятия Россией православной веры, идет до сих пор.
Первая часть статьи - "История ухода от мифов" - (http://egor-23.livejournal.com/71198.html)
Русь до Владимира Мономаха, это страна, которая имеет связи с Европой. Международная политическая жизнь ее, является неотъемлемой частью общих процессов в мире. Монгольское иго, не понятое до сих пор, имело огромное значение для становления Русской цивилизации, как отличного от Европейской по геополитическим задачам и по традициям в повседневной жизни.


Отношение к "монгольским" завоеваниям, имеют разные оценки до правления Петра и после. Я же, не вдаваясь в подробности, сделаю вывод, что с одной стороны Русь подверглась тяжелым испытаниям. Так как война приносила ей всеразличные бедствия. С другой стороны, именно это время принесло церкви расцвет в ее основах. События 15-16 веков, это постепенный переход власти к Москве, и централизации Руси вокруг единого центра. При этом потомки и родственники ханов, принимая православие, служили как церкви, так и государству. Таким был и племянник Батыя, в последствии канонизированный церковью, Петр. Сын Черкиза, Андрей Черкизов, командуя своими полками, сражался на Куликовом поле. Это событие в истории страны, привело к тому, что народы России стали терпимее к Азии, и ее народам. Русский характер стал носить в себе черты терпимости к чужой вере. Русская цивилизация принимала к себе народы и нации на условиях равного существования. И те, кто выбивался в элиту, воспринимались народами как свои сограждане.
В-шестых: Принятие Христианства на Руси, не носило ярко выраженный характер насилия. Борьба церкви за умы сограждан, имела свои цели, которые выражались, прежде всего, в упрочении своих позиций, а духовный подвиг носителей религии играл роль второго плана.
В-седьмых: Монастыри в России являлись и духовными центрами страны, и силой, которая раздвигала границы будущей империи. Не смотря на иногда неприглядную роль в повседневности, монахи выполняли исторические задачи, которые стояли перед страной.
Важной страницей в истории России, служат события раскола. Изучая историю Родины, невозможно говорить о каких то важнейших событиях без религиозной составляющей. Жизнь простого человека, что сейчас, что и в те времена, основана на определенных мировоззренческих концепциях. Повседневность, быт и отношение к окружающему, это результат определенных верований. Человек, воспитываясь в определенной среде, мало обращает на действия властей, если такие действия его устраивают.
Время Никона, это время, когда перед церковью возникли важнейшие задачи, которые диктовало и экономическая составляющая и общественные отношения в государстве. Церковные представители, и образ их жизни, представлял угрозу для церкви в целом. К тому же все церковные книги имели расхождения в своих основах. Если Византия и Восточная церковь в целом, имела четкие правила в служении веры, то на Руси, таких четких правил не было. И верхушка власти и церкви осознавало это. Осознавал это и царь Алексей Михайлович. Цели, которые ставились перед властью, были простыми. Это нравственность священников и приведение всех обрядов и служб к одному знаменателю. Никон же ставил вопрос шире. Он заявил, что власть духовная выше светской. За это и поплатился, умерев простым монахом. Основная суть реформы сводилась к установлению единообразия в вере. На первый взгляд вроде простая задача. На деле все выглядело печальнее. До появления технологии печатания книг, все труды переписывались в ручную. Эти рукописные изделия, которые производили специальные переписчики по местным технологиям и традициям, представляли собой труды, в которых различия не были столь существенны и заметны. Они использовались для местных обрядов и служб. С появлением печатания, встала проблема общих образцов для всех книг. Само обращение к тому или иному авторитету церкви, должно иметь общее в названии его звания и сана. Но образца для такого исправления не было. Единственным образцом, являлись греческие книги со своими догматами. Дворянская церковь стремилась к единообразию, и Никон обратил свой взор на Константинополь.


Он стал консультироваться по таким судьбоносным вопросам, посылая письма в которых задавал определенные вопросы. Но ответы Паисия, главы Восточной церкви, мало устраивали Никона, так как его ответы расходились с общим видением патриарха Руси. Никон просто не понял Паисия, хотя греческую обрядность ставил выше всего. Сходство обрядности церкви Константинополя и России, открывало множество возможностей для властей страны. На соборе в 1654 году, отмечалось, что общему понятию мешали все различные вставки авторами в книги, и расхождения с греческими канонами. При этом древних рукописей было мало, а те которые были, расходились в трактовке основных понятий. К этому времени, церковь Руси не имела вид целостной организации. Верхушка ее еще как-то была объединена в основных понятиях, то низшее духовенство разнилась иногда в разы. И Никон с последователями признали греческие книги как образец для Руси. Вместе с ними, славянские требники. Это явилось точкой старта реформы. Казалось бы, нужно было просто привести книги к общему знаменателю, проделав титаническую работу, и вопрос будет снят. Весь процесс сводился к переводам с греческого языка, и последующих вставок и исправлений Никоном, основанных на славянских особенностях. Но дело в том, что после Владимира уже прошло семь столетий, и за это время, греческий богослужебный чин изменился до не узнаваемости. Византия уже давно молилась с использованием троеперстия, все песнопения претерпели изменения, чины стали короче. Поэтому в ходе работы, встал вопрос о догмах, который принял Стоглавый собор. И они были отменены. Поэтому все старые принципы богослужения должны были быть заменены на абсолютно новые.
Церковь до Никона и церковь после его, это совершенно две разные веры. Все службы по исповеданию, отпеванию, венчанию и крещению, были в корне изменены. Это не могло не встретить яростного сопротивления со стороны народов страны и многих священников. Это было не голословное сопротивление, а четко обозначенное и разъясненное. Священники Лазарь и Никита даже проделали огромную работу в этом направлении. Они проанализировав все книги, подали царю челобитную, в которой четко доказали все разногласия и противоречия. На простых примерах, они доказывали, что изменения в священных книгах, вносили все больше путаницу и неразбериху. При этом введение новых обращений и оборотов в речь, оценивалось ими отрицательно. Разные книгопечатники, расставляли стихи и предложения как им угодно. Да и местное священство, получая новые книги, приходили в недоумение, так как переход к новому требовал переучиваться, что было просто невозможно. Резко выступили против монахи Соловецкого монастыря, которые, не церемонясь, высказали все в открытую. И их претензии носили характер обоснованный. Поэтому новая вера, потребовала от всех институтов власти, новых священников, которые бы заменили старых, не желавших перехода исполнения всех требований. А это касалось всей церкви от низших клерков до высших ее представителей. Начался поток челобитных, и в стране разгорелась война между новым и старым. При этом представители старой веры, нисколько не уступали в теологических спорах. Они считали, что замена имени Иисус на Иисус является кощунством, что догматы Стоглавого Собора имеют магическую силу, говорили о традициях, которые идут с местных святых, и которых теперь стали игнорировать. Двуперстие, как понятие Иисуса и святых на иконах, важнее непонятной троицы, из которой и состоит вера. Их возмущало вычеркнутая «аз» в новых книгах. В таких спорах и царь, и Никон заняли проигрышную позицию, приводя в аргументы только авторитет Греческой церкви и ее исторических заслуг. Это оправдание встретило еще больше негодование, так как до этого, «Книга о вере» уже признала греческую церковь как неправильную. В ней отмечалось, что священные книги ее печатались еретиками протестантами в Европе. Что Лютеранская и другая ересь заполонила истинную веру. Поэтому отцы церкви, такие как Федор, Аввакум, и другие, говорили уже о насилие над истинной верой Руси. И власть стала защищаться. Единственный противник в стане царя и Никона, Павел Коломенский, был сослан в Палеостровский монастырь. В 1656 году, те, кто крестился двумя перстами, признанны еретиками. Аввакума отправили в Сибирь. Таким образом, вся оппозиция была разгромлена. В это же время выходит знаменитый «Скрижаль», который признал всю старую обрядность ересью. Большой Московский Собор 1667 года, окончательно одобрил реформы Никона. И только в 1971 году, церковь православная приравняла молитву старообрядцев к своей, сказав, что различия в обрядности не имеют значения для общей цели спасения души после смерти. А после 1667 года, на воевод возложили обязанность поиска еретиков. Идеология старой веры потерпела поражение, так как не покаявшихся просто сослали, а о вооруженном сопротивлении не могло быть и речи. Те же, кто не согласился с новыми веяниями уши в «раскол», а Московская патриархия стала все более усиливать свое влияние.


Результатом таких реформ, в середине 17 века, стали все различные выступления противников новой веры. Центром таких выступлений стал Соловецкий монастырь. Этот монастырь отличался от остальных тем, что он играл важную роль в военном отношении. Как и все монастыри Руси, он имел вид отдельной феодальной единицы в общей экономики державы. Власть настоятеля Соловецкого монастыря распространялась на весь Поморский край. Если другие монастыри в годы Смуты, постепенно теряли свою экономическую независимость, то Соловецкий только усиливал. При этом в монастырь ссылались неугодные царю и церкви, где, не смотря на приказы держать их под замком, чувствовали себя вольготно. В его стенах соединилась ересь как церковная таки и крестьянская, представители которой объединялись и вырабатывали свое понимание веры. В 1658 году, сюда поступили новые книги, но монахи, заперев их под замок, продолжали вести службу по старым традициям. Один монах, было, согласился на перемены, но вынужден был запереться у себя в келье и не выходить, опасаясь расправы. Москва не могла спокойно смотреть на такую оппозицию, и прислало Варфоломея, который, встретив сопротивление, вынужден был вернуться в Москву. Одновременно из монастыря, подписанные старцами, идут челобитные царю с просьбой назначить своего настоятеля. После падения Никона, монахи стали говорить о возвращении старой веры, но Москва прислала Сергия, который требовал ведения службы по-новому. Сергия даже хотели убить, и он вынужден был так же покинуть стены монастыря. Никанор, который предлагался монахами в настоятели, был вызван в Москву и там покаялся. Война с Разиным, привела к тому, что возле монастыря стали появляться ссыльные разинцы и казачья "оппозиция". При этом отношению к Разину было положительным, так как Степан выступал против троеперстия считая это ересью. Но последователи Разина стояли за догмат антихристианской природы власти царя. Это привело к тому, что в самом монастыре начались смуты. И постепенно власть перешла к «бельцам». Религиозный культ в монастыре стал походить на сектантский. Руководил обороной сапожник Фадейка. Так начался знаменитый бунт, воспетый в старообрядческой культуре. Благодаря предательству, царские стрельцы проникли в обитель, и осада была снята. Никанора и остальных его товарищей казнили, и монастырь был введен в лоно истинного православия.
Но, помимо брожения умов в монастырях и в деревнях, в Руси стала возникать ересь и городская. И до этого, православие не являло собой нечто целостное и фундаментальное. Теперь же, после Никона, церковь вынуждена была бороться уже с определенной идеологией, которая представляла ее же саму. Тот же Аввакум, как представитель старой веры, имел в Москве довольно мощных покровителей в лице Морозовых и Урусовых. Его поддерживали и Хованские и Соковнины. Даже царь, борясь с Никоном, приласкал Аввакума. Но вскоре он был сослан. Но сам факт поддержки его веры со стороны элиты Руси, довольно показателен. В это же время, власть, привлекая иностранный капитал, предоставляла ему льготы. И иностранцы не церемонились, усиливая эксплуатацию городского населения страны. Все это вызвало очередной поток челобитных царю. И посадские люди не воспринимали новые веяния в вере, приравняв ее к ереси Лютеранства и Европы. И раскол в городе охватил все слои населения. Он встретил отклик у купцов, которые стали открывать множество домашних церквей. Это время дало множество апостолов из посадского населения, которые появились на улицах городов с проповедями. Это Новгородский Лаврентий и Иван Дементьев и другие. Такие проповеди имели понимание и среди стрельцов, представители которых относили себя к народу. Им были ненавистны иностранные полки и наемники, которых стали в то время использовать.


После смерти в 1682 году, царя Федора Алексеевича, бояре вдруг решили, что настало их время. И лозунг старой веры тут пригодился как нельзя лучше. Но, используя агитацию на возвращение к истинной веры, многие из политической элиты Руси, искренно верили в догматы старинных обычаев и традиций. В результате Софья, уничтожив Нарышкиных, которые в нарушении традиций престолонаследия протолкнули Петра, стала правительницей. Во главе стрельцов был поставлен Хованский. Это был представитель древнейшего рода Руси, и являлся ярым сторонником старообрядчества. В результате, стрельцы стали выступать опорой старой веры. Началось противостояние с властью, которое окончилось победой Софьи. Хованский погиб на плахе, со стрельцов была взята клятва о верности. И Софья вернулась в столицу в ранге правительницы, и начались репрессии против раскольничества.
В результате раскола на Руси сложилась уникальная ситуация.
Во-первых: Сама реформа церкви была направлена на централизацию всех сторон жизни в стране. Она проводилась сверху, и не учитывала менталитет народов России.
Во-вторых: Сопротивление такой реформе привело к тому, что народы России стали раскалываться на разные верования в институте православия. Официальная церковь, поддерживаемая властью, все более укреплялось, а старообрядчество, не имея единого центра и единой идеологии, раскалывалось на разные течения.
В-третьих: Противники реформ в среде священства и политической элиты, вынуждены были мигрировать по стране. В результате, во многих регионах Руси, стали образовываться целые старообрядческие районы. Так князья Мышецкие образовали Выгорецкую обитель. Стали образовываться поселения в Стародубье, члены которых переселились на остров Ветку возле литовско-польского государства.


В-четвертых: Уникальность такого явления заключалось в том, что члены раскольнической церкви, считали царя антихристом только до того момента, пока он их не признавал. Но как только ситуация изменилась, они признавали за царской властью святость и истинность.
Не отставали от города и крестьяне. Этот период истории в России, связан с постепенной отменой договорных отношений крестьянина с помещиком. На смену таким отношениям приходила полная крепостная зависимость. А язва в 1654 году, которая поразила Русь, привела крестьян к мысли страшного суда. Болезнь, голод и деятельность Никона, привело к появлению пророков, которые все беды объясняли деятельностью властей. Крестьянин сам по себе консервативен в своих взглядах. Ему не важны были ни теократические споры, ни действия властей, пока они не были направлены против него лично. Но реформа церкви затронула его сильно, так как она нарушала и угрожала его устоям и традициям. И мысль о приходе антихриста овладела всем крестьянством в стране. Новым пророком стал Аввакум, в которого и поверили. Сам Аввакум постоянно боролся с бесами в лице различных начальников и представителей церкви. Он утверждал, что его устами говорит дух Божий, и проповеди его нашли отклик у крестьян, хотя они были довольно примитивны по отношению к официальной теологии. В его проповедях был призыв не только вернуться к старой вере, но и все его слова были направлены в будущее к суду над теми, кто сверг истинную веру. В итоге, начиная с 1668 года, на полях мало кто работал, все ждали страшный суд. Окончательной датой суда, был назван 1702 год. Петр первый своими действиями еще более укрепил такую идею. Его действия на срезание бород и поругание святынь, воспринималось как личное оскорбление и унижение.
Говорить о крестьянских верованиях сегодня довольно затруднительно. Но общие тенденции нам известны. Сопротивление крестьян принимало формы пассивного противостояния. По всей Руси, вера в Бога простого народа отличалась от официальной церкви. Часты крещения и обряды без попов, в среде народа всегда были и пророки, и роль колдунов не умолялась, а существовала как неотъемлемая часть веры. В том же Воронежском уезде проповедовал Василий Желтовский, который вообще отрицал молитву в храме. Обряд венчания во многих местах Руси не принимался. И крестьяне, уходили от антихриста в самые затаенные уголки страны. В таких уголках они организовывали селения и хозяйствование. В это же время получает распространение самоубийство, методом самосожжения. Такой метод ухода от жизни, получает распространение в конце 17 века, и продолжался до середины 18-го. Именно в этот период, власть делала все возможное для поимки беглых людей и розыску старообрядцев. Пророки же и учителя, которые призывали к сожжению, такие как известный Дометиан, проповедовавший на Тоболе, основывали этот акт на догмате, что мир есть порождение Антихриста. Первый этап как уход от такого мира в глубь страны, не означал освобождение от сатаны. Главное в этом акте это водное крещение и последующее огненное. Раскольники стремились в неизведанные дали. Их путь лежал в Зауралье, в Поморье, на Дон, уходили за границу в Польшу и Пруссию. Особенно манил Дон.


К этому времени на Дону уже были и богатые казаки и голытьба. Москва видела в них, прежде всего дешевую военную силу. Домовитые казаки снабжали оружием голытьбу, которая и добывала добычу. Голытьба это была еще та банда. Они и составляли поддержку Разину, они же его и выдали, как известно за 100 ведер вина. С 1666 года, на Дону начинают свою деятельность Досифей и Корнилий. Это были представители старой веры. В 1672 году, центром такого движения становится пустынь на реке Чире, которую основал монах из Москвы, Иов. Находившаяся тут церковь манила старообрядцев, так как все службы в ней проводились по старым правилам. И Дон в отличие от других методов сопротивления, дал новое направление в борьбе. Казачество мечтало пойти походом на Москву и освободить Россию от антихриста. Известны и практики в таком действии. Это и Васька Симонов, и Савка Грешнов и Самойло Лаврентьев. Проповедник такого похода, Кузьма Косой, в 1667 году, пытался организовать беглых раскольников. Москва применяла разные методы репрессий, но все это движение привело к бунту Булавина в 1705 году.
В-пятых: Реформы Никона и последующие преобразования Петра, привели к тому, что официальная церковь, стала отделяться все больше от народа. Это сопровождалось сопротивлением разных слоев населения страны.


Православие на Руси играло неоднозначную роль. Выступая как сила веры в деле уничтожения последствий смутных времен, и являясь знаменем борьбы народов страны за целостность и независимость, она же, одновременно превращалась в мощный институт власти. Церковь после преобразований сама открестилась от народов страны, преследую раскольников, и, помогая власти укрепить институты крепостничества в стране. Церковь являлась крупным землевладельцем, и свое богатство получала не только в городе из все различных источников, но и проводя единую политику с политической элитой на закрепощение крестьян. В то же время, православие играло и положительную роль, в том плане, что выступала за целостность страны, и поддерживала власть в ее чаяниях. Несмотря на издержки, которые диктовало время, и нравы которым соответствовали жившие тогда люди, в историческом контексте, роль церкви трудно переоценить или недооценить. В целом она была положительной.


В-шестых: Реформа Никона, разрушая старую веру, вводила новых святых и новые обязательные для всех, традиции службы в церкви. Для разработки новой теологической доктрины, были привлечены умные мужи из Киева, которые подвели все новые веяния к истинной миссии Христа на Земле. Вплоть до 19 века, такая доктрина веры, распространялась по России, при этом, оставаясь действующей только в Киеве, где образование священников уже строилось по-новому.
Следующим шагом в развитии страны, являлись реформы Петра, которые я оцениваю с отрицательной стороны.
В 1700 году умер патриарх Адриан. Петр в это время находился в действующей армии, где руководил боевыми действиями против шведов. Петр и его сторонники давно уже вынашивали планы о лишении церкви огромных возможностей, которые она имела, эксплуатируя крестьян и городское население. Для этих целей и прибыл из Киева Стефан Яворский, который был обязан многому царю, но был чужд русской верхушке церкви. В 1711 году, был учрежден Сенат, который и стал управлять церковными делами.


С 1701 года, стал действовать монастырский приказ, которые имел право отчуждать монастырские земли и передавать их светским властям. Петр шел на то, что бы платить жалование священникам, тем самым, убирая возможность наживы за счет подданных империи. Монастырский приказ даже устанавливал определенную численность монахов для каждого монастыря. Эти меры помогли властям, страны уменьшить финансовую зависимость церкви. При этом оппозиция по отношению к царю, с ведением новых органов управления церковью, свелась к минимуму... Продолжение следует.
Previous post Next post
Up