Производство модернизированных броневиков началось в декабре 1939 года. Основной отличительной особенностью БА-10М стали вынесенные из отделения управления наружу в бронированные короба на задних крыльях бензобаки, а также новая бронировка курсового пулемёта. Но были и другие отличия от выпускавшихся до этого БА-10, равно как и не обошлось без изменений в ходе производства.
Установка баков на задних крыльях вынудила перенести укладки овероллов и ЗИП, находившиеся там на БА-10, на корму. Для поддержки овероллов на корме БА-10М сделали полку. На её центральную часть снизу повесили приспособление для натягивания овероллов, до этого располагавшееся на правом крыле. А чтобы овероллы не болтались, они притягивались к центральной части полки сверху длинным крючком.
Поначалу полка была именно в виде единой детали, как хорошо видно на этой машине:
Это пока единственный известный мне на фотографиях БА-10М с цельной полкой. Вероятно, таких машин сделали очень мало и вскоре полку разделили на три отдельные части, как видно на следующих иллюстрациях, показывающих отличия от БА-10.
На БА-10М отказались ото всех планок, прикрывавших на БА-10 сварные швы между бронедеталями корпуса (на башне планки остались). На этих фотографиях не видно, но небольшой участок шва снизу за дверью и до начала колёсной ниши на БА-10 также закрывался планкой.
За карманом выброса воздуха по правому борту на БА-10 была лишь одна заклёпка. Она указана стрелкой. На БА-10М заклёпок стало две. Впрочем, этот момент мной ещё недостаточно изучен. Есть подозрение, что изменение произошло чуть позже, и на самых первых БА-10М заклёпка всё ещё была одна.
Кроме того, иногда на фотографиях БА-10М этих заклёпок как будто бы нет вовсе. А порой нет не только заклёпок, но и болта с конической головкой, отмеченного выше кружком.
Изменились уголки, на которых лежит пол отделения управления. На БА-10М расстояние между заклёпками, крепящими эти уголки, заметно увеличилось. Но, опять же, возможно, на самых первых БА-10М конструкция была ещё прежняя.
Полки овероллов заставили чуть опустить крепление домкрата возле правого крыла. Также были перенесены буксирные рымы.
На БА-10 нижний кормовой лист, тот самый, что сперва был с лючком для доступа к реактивной штанге, подвешен на петлях, а чтобы не болтался, прикручен шестью болтами к уголкам на стенках колёсных ниш, по три с каждой стороны. На БА-10М, очевидно, процесс доступа к задним мостам решили упростить, и вместо болтов установили защёлки, язычки которых крепились на внутренней стороне листа парой заклёпок каждый.
Цеплялись эти язычки за крючки, приклёпанные с внутренних сторон стенок колёсных ниш тоже двумя заклёпками (которых не было на БА-10).
Курсовой пулемёт получил новую бронировку, состоящую из неподвижной части, которая приваривалась к лобовому листу...
и маски, прикручивавшейся к пулемётному яблоку.
Крышки люков доступа к двигателю по бокам капота на БА-10 и БА-10М с единой полкой имели по одной завёртке, ближе к корме машины. Далее на БА-10М с раздельными полками ввели по второй завёртке симметрично ближе к носу. В абсолютном большинстве случаев на фотографиях БА-10М встречаются именно такие крышки.
В это же время, то есть, вероятно, с разделением полок, башенный люк получил новые петли, крепившиеся тремя заклёпками вместо двух до модернизации. Кроме того, на приклёпанной к крыше части петли сильно увеличилось в высоту ребро, предотвращающее опрокидывание крышки вперёд.
А в правом углу люка с внутренней стороны добавился стопор крышки в открытом положении.
Некоторое время на корме БА-10М, сохранялся ящик ЗИП, как на БА-10. Его видно и на машине с единой полкой, и на некоторых машинах с раздельными полками.
Но такие броневики на фотографиях встречаются всё же относительно редко. Чаще встречаются БА-10М уже без ящика.
Следующее заметное изменение произошло не так скоро и касалось запора башенного люка. До этого момента с самого начала производства БА-10 запор представлял из себя завёртку с ручкой. На одной из машин марта 1938 года, что участвовали в испытаниях, видно, что ручка крепится снаружи болтом с конической головкой, а на современных находках ручка крепится винтом в потай. Болт этот или винт находился рядом с краем крышки и часто, особенно если фотография не очень качественная, заметен слабо или не заметен вовсе (видимо, потому скорее в основном это винт, а болты были только на самых ранних БА-10).
Новый запор представлял из себя ручку-эксцентрик, связанную с выдвижным язычком. Ось ручки снаружи имела массивную шляпку и сместилась примерно до середины между колпаком вентиляции и краем крышки, потому на фотографиях открытого люка обычно хорошо заметна.
Обратите внимание на разницу в петлях. Первая крышка может быть как от не слишком раннего БА-10 (уже присутствуют приваренные с внутренней стороны профильные планки), так и от БА-10М первых выпусков - петли на двух заклёпках.
На второй крышке (планки с внутренней стороны оторваны, но остались следы их приварки) петли на трёх заклёпках, и центральная заклёпка имеет заметную полукруглую шляпку с внутренней стороны крышки.
Особняком стоят БА-10М, не построенные с нуля, а переделанные из БА-10. Насколько я понимаю, пока не известно количество таких переделанных машин, но судя по редкости на фотографиях их было мало.
Собственно, переделки касались лишь топливных баков, а все остальное оставалось нетронутым.
Эта машина из относительно ранних - ранняя установка курсового пулемёта, нет ручек на крыше корпуса и башне. Что интересно, тормозной валик передних тормозов и тяга к нему тут явно отсутствуют, хотя в прошлый раз мы видели их на БА-10 более позднего выпуска, да и чуть выше на некоторых фотографиях чистокровных БА-10М тормозные валики можно разглядеть…
А этот БА-10 уже из поздних - башня самая поздняя и поздняя установка курсового пулемёта.
Уже после начала Великой Отечественной БА-10М претерпел ещё ряд довольно глобальных изменений, связанных, по-видимому, с упрощением конструкции. Когда именно эти изменения были введены, и сколько таких броневиков было выпущено, мне не известно.
Одно из изменений - упразднение лючка для вентиляции двигателя в крыше капота:
Такие крыши иногда находят в наше время. На данный момент в сети мне встречались фотографии четырёх таких деталей, и все они были найдены в Ленинградской области.
На немецких фотографиях потерянные в боях такие броневики мне пока не попадались. А вот несколько советских фотографий, опять же, из Ленинграда или с Ленинградского фронта, известны.
На этом БА-10М, принадлежавшем, согласно архивной подписи, 119-му ОТБ 54 армии в районе Кондуя в марте 1942 года как раз ни лючка, ни даже заклёпок его петель не видно.
(источник фото: сайт
«Памяти сожжённых деревень Ленинградской области...» и
ЦГАКФФД СПБ)
Тут же можно приметить ещё одну особенность: отсутствие заклёпок на стыке верхнего лобового листа корпуса с бортами.
Эта же группа броневиков снята в обратном направлении:
Ещё лучше отсутствие заклёпок на стыке лба с бортом можно наблюдать на фотографии с «Балтийского завода», завода №189, куда то ли ещё в августе (по Максиму Коломийцу), то ли в начале сентября 1941 года (по
Андрею Рябкову) было перенесено производство БА-10М.
В ЦГАККФД СПБ есть ещё пара фотографий из этой фотосессии за авторством Михайлова Александра Алексеевича, и подписаны они 26-м ноября 1941 года:
Ар 22741 и
Ар 10089.
Скорее всего, такой БА-10М упрощённой конструкции мы видим на этой широко известной фотографии 1942 года.
Об этом говорит отсутствие двух заклёпок на борту корпуса, сразу за концом крыши отделения управления.
Небезынтересно будет привести фотографии домкрата, которым, по всей видимости, комплектовались эти броневики позднего выпуска. Дважды такие находили вместе с крышей капота без лючка вентиляции.
Вот, пожалуй, и все основные изменения конструкции за всё время производства БА-10 и БА-10М, которые пока удалось приметить по фотографиям и хоть как-то систематизировать хронологически.
Вероятно изменений было больше, и что-то ещё предстоит обнаружить.
Приведу ссылку на разбор матчасти БА-10
Андреем Фониным, который и предшествующие ему обсуждения на форумах в некотором роде послужили отправной точкой и для моих изысканий.
Фотографии современных находок деталей взяты мной с сайтов
forum.ww2.ru и
smolbattle.ru. Фотографии, чьи источники не указаны, найдены на форумах и в сети.