В отличие от Ника Бострома, бестселлер которого мы
здесь уже обсуждали, Стюарт Рассел - не философ, а bona fide компьютерщик, разработчик ИИ, и знает дело из первых рук. Уважаемый
109 отыскал
его книжку, предназначенную для чайников широкой аудитории, и она понравилась мне больше, чем трактат Бострома, вышедший за пять лет до этого.
(
Нам что делать, людям неприкаянным? )
ЛеКун - мировая знаменитость в области machine learning и AI, такой же величины, как Stewart Russell или Andrew Ng.
Там он интересные мысли высказывает про consciousness, которых я раньше не слышал.
Типа - у нас только один "процессор" в голове, поэтому мы не можем одновременно делать несколько дел, которые требуют полной концентрации. И сознание - это такой supervisor, который определяет, чем заниматься процессору в данную секунду.
Reply
Это похоже на модель, развиваемую Майклом Грациано: сознание - это схема распределения нашего собственного внимания. Мне его книжка понравилась - показалась на редкость внятной для такого расплывчатого предмета. Правда, и в этой схеме не очень понятно, как объяснить свободу воли, если мы ее вообще дупускаем.
Reply
Исключения же бывают иногда, иногда всплывают решения проблем, над которыми сознательно не думал, и это совсем не ощущается как свобода воли.
Кажущееся противоречие тут только от того, что у нас всё-таки не один процессор, как в компьютере, а некий мыслительный континуум, и задействовать его весь для решения одной задачи - это недостижимый идеал.
Reply
Reply
Ну вот это решение в вашем вопросе, это же результат какого-то мыслительного процесса, так? С учётом этого, мне кажется, я на ваш вопрос уже ответил:
"это ощущение, возникающее при обратной связи от процессора к супервайзору, типа вот он дал процессору работу думать, а вот результат раздумий"
Reply
Решением было бы допущение, что в основе и сознательного, и бессознательного решения лежит обычная механическая интергация всех внешних и внутренних стимулов. При этом в случае сознательного решения у нас возникает некая иллюзия "agency", то есть, возможности влиять на события. Но такой взгляд предполагает абсолютно жесткий детерминизм мироздания (или, наоборот, отдает дело на волю случая, если мы добавим в это уравнение квантовую неопределенность), а это мало кого устраивает.
Reply
Также непонятно, почему вы хотите одну из этих сетей назвать гомункулусом
Reply
Reply
В вашем тексте - извините заранее, не хочу обидеть - мало смысла. Вы используете плохо определенные понятия, чтобы задать вопрос. Ответ зависит от того, что вы вкладываете в слова "наши собственные волевые усилия".
Вообще, ваше рассуждение напоминает аргумент про китайскую комнату, или рассуждение 18 или 19 века о том, почему машина никогда не сможет играть в шахматы. Не встречали такое? Очень логично, очень смешно, и немножко обидно, что половина наших рассуждений сегодня будет так же смотреться лет через 50.
Reply
Меня занимает то субъективное ощущение трудности, которое у нас возникает, когда мы заставляем себя делать то, что нам делать не хочется, но мы считаем, что делать нужно. Чтобы лежать на диване, волевого усилия не нужно, а вот чтобы встать и пойти на работу - да. Какова природа этого усилия, откуда оно берется?
Reply
На одном - это instrumental goal (о которых Бостром тоже пишет), возникающая при оптимизации over long time horizon. Если учитывать только короткий горизонт, такой цели нет. "Трудность" - это feedback from short-term systems.
Некоторые животные, попавшие в капкан, отгрызают себе ногу. Там short-term systems вообще взрываются от отрицательного фидбэка, а вот поди ж ты. Это я специально привожу extreme example, чтобы континуум очертить.
Ответ на другом уровне похож на ответ, что ощущение consciousness - это просто byproduct работы супервайзора.
ЛеКун explicitly упоминает и неправильно заданные вопросы, и китайскую комнату. Жаль, что вы не нашли.
Reply
"ощущение consciousness - это просто byproduct работы супервайзора"
А объясните, пожалуйста, подробнее, что же представляет собой этот "супервайзор", а то мне кажется, что это тот самый гомункулюс, о котором я писала в предыдущем комментарии? На всякий случай поясню, что условный "интегратор", упомянутый выше - это механизм, просто подводящий баланс, он не способен к волеизъявлению (то есть, принятию произвольного решения). Вопрос в том, есть ли в мозгу что-то, что к нему способно, и если да, то каков механизм его действия?
Reply
also вот тут, https://youtu.be/rK7ux_JhHM4?t=8133, Joscha говорит примерно то же, что и я
Reply
Reply
Ну и плюс мы тут с вами по кругу в основном ходим. Чтобы был прогресс, нам обоим нужно прилагать усилия - в частности, в форме ознакомления с тем, что по этому поводу думают ведущие мыслители.
И я прямо трепещу от предвкушения, как вы послушаете Джошу Баха и перескажете своими словами. Это должно быть феерически интересно.
Reply
Reply
Leave a comment