Избалованные физикой, мы и от других наук ожидаем формул - или, по крайней мере, «законов». А между тем, нынешние проблемы биологии вряд ли удастся уложить в это прокрустово ложе. Возьмем фундаментальную проблему морфогенеза: выяснение того, как оплодотворенная яйцеклетка превращается в сложный организм со многими дифференцированными тканями и
(
Read more... )
Но это и не отказ от идеологий. Отказ уже был - вот постмодернизм, истины нет, пойдёт что угодно. Это тоже не правда, что угодно не пойдёт. В обществе есть структуры, смыслы, более и менее эффективные ходы. Естественный порядок вещей, которым можно пользоваться, до некоторой степени инструментализировать - да - но нельзя полностью понять и нарисовать свой, новый, с нуля. Отказ от простых ответов в пользу сложных это не отказ от идеологии это отказ от редукции.
Reply
Личность Христа не поспевает? Арифметика не поспевает за передним краем математики? Или может пианисты не поспевают за средствами звукоизвлечения? Не вполне понятно что имеется в виду.
Атомные бомбы отменяет науку? Ну, вряд ли. Хотя, конечно, очень бы хотелось безобидную альтернативу. Но получается то плацебо, то коммунизм.
Reply
Ну как же непонятно: горячо обсуждаемые ныне проблемы абортов, гей-браков и т.д. Не говоря уже о гелиоцентрической системе мира, биологической эволюции и прочих битвах прошлого. Церковь ведь претендует не только на создание моральных ориентиров, но и на создание глобальной картины мира, и крайне неохотно принимает какие-то поправки к ней.
"Атомные бомбы отменяет науку? Ну, вряд ли. Хотя, конечно, очень бы хотелось безобидную альтернативу"
Наука - это не цель, а средство, которое можно применять по-разному, как и, например, топор: им можно наколоть дрова для печки, а можно убить старушку. Вопрос о выборе цели применения науки лежит за ее пределами. Джордан Питерсон написал об этом аж 20 страниц, но, похоже, и этого мало?
Reply
Норма должна оставаться нормой. Поспевать за отменой эталонов вообще не нужно. Давайте дадим лет триста на эксперименты там где людям очень хочется, потом посмотрим. С коммунизмом урок не усвоен?
> Вопрос о выборе цели применения науки лежит за ее пределами.
В самом деле так. Но я больше о науке как об общественном институте и последствиях его существования. Ведь проблема крестовых походов (или индульгенций) не в Христе и Библии, а в церкви и политике - вполне определенных перегибах вполне определенных институтов. Цели при этом проясняются, уточняются, святые люди делают дела, достойные примера и эталон только укрепляется.
Reply
Reply
> Напомню, нормой считалось рабство, и не только во времена Аристотеля, но даже и во времена Джефферсона
Верно. Следует разделять статистическую норму и норму как эталон. Я в данном случае про второе. В общем идея, что рабов не бывает была высказан хоть и после Аристотеля, но задолго до Джефферсона и именно давление этой идеи привело к отказу от этой расхожей практики. Приближение к эталону.
> Но, заметьте, эти люди почему-то появились на свет в результате непорочного зачатия, воскресли после смерти и т.д.
Абсолютное большинство отцов церкви появились на свет как обычные люди и на постоянной основе не воскресали (хотя бывает и появлялись тут и там по разным поводам). Чудеса тут совершенно вторичны, первичен данный эталон, дух, тропос бытия. Ему следует посвятить себя. Чисто прагматично. Только он способен провести между крайностей в бесконечность, которую мы все в глубине души жаждем.
> мы сами в ответе за свои поступки и сами должны решать, что есть добро, а что зло.
Мы всегда в ответе за свои поступки и всегда сами решаем, что есть ( ... )
Reply
Reply
Верно, "постоянно эволюционирует". К обозначенному две тысячи лет назад стандарту. Т.е. к самопожертвованию, правде и честному диалогу, творческому, а не формальному следованию заповедям, отказу от эгоизма, взращиванию своего таланта, равенству людей в Боге. Вот к этому и эволюционирует ) А там где не эволюционирует, а решает идти своим коммунистическим путём - рушится и потом строится заново опять на тех же основаниях.
Значительное число наших современников, особенно не интересовавшихся этим вопросом или воспринявших советское отношение к религии некритично не вполне улавливают роль явленного ценностного эталона, который звучит во всех достижениях современной цивилизации. Дело не в том, что "ах, религия", а в том, что религия внутри, в ядре откровения выражает объективно оптимальную форму взаимодействия сознаний воплощенных в форме человека. Это как метафорическое описание гравитации, а метафорично оно только потому, что строгое или ясное выражение этих закономерностей слишком сложно для нашего ума. Это меняется, мы подходим к ( ... )
Reply
Reply
В библейские времена он включал рабство. А библия и церковь (патристика) рабов во христе не видела. Или вот. Привести норму к эталону в этом заняло очень много лет.
Ну и собственно центральная идея эталона в этом плане непосредственно в каноне:
Несть Иудей, ни Еллин: несть раб, ни свободь: несть мужеский пол, ни женский: вcи бо вы едино есте о Христе Иисусе. Гал 3:28
Нынче вот сто лет боремся за равенство полов. Ох, актуальная тема.
А еще лет через двести окажется, что люди теперь самореализуются, не закапывают свой талант от ужаса по отношению к реальности. И это станет нормой. Пока не так. Но уже сейчас есть некоторый вайб, правда?
А дальше... есть запас у нас и пребольшой, есть куда расти.
Reply
Reply
Можно перейти к кратким пересказам глав )
Я могу попробовать, но у меня получится не только книги, а Питерсона вместе с лекциями и чем попало, да ещё и с явным перекосом в то, что мне интересно, а это будет совсем не Питерсон, это будет "Рабинович напел". Ну и вот, наша дискуссия во много про это, а идёт тяжело. Т.е. мало того, что напел, так ещё и непонятно напел.
Может пойдём с другой стороны? Расскажите (максимально кратко, конечно) какова ваша картинка работы человека с "миром действий", в противоположность "миру фактов". Какой у этого мира ландшафт, какие правила, какие следы он создаёт в культуре и наоборот как из культуры мы собираем его в себе? Я предполагаю, что вам скучно или потому, что вопрос этот вообще не стоит или потому, что он решён каким-то совсем другим способом.
Reply
"Расскажите (максимально кратко, конечно) какова ваша картинка работы человека с "миром действий", в противоположность "миру фактов". Какой у этого мира ландшафт, какие правила, какие следы он создаёт в культуре и наоборот как из культуры мы собираем его в себе?"
Прежде чем отвечать на конкретные вопросы о "мире действий", надо ведь сначала договориться, что именно под ним понимаем, а также, а зачем нам вообще нужна эта концепция? Поскольку Вы уже давно варитесь среди метафор Питерсона, у Вас такого вопроса не возникает, но для постороннего человека это совсем не очевидно.
Reply
Reply
Не продолжайте. Согласны и хорошо, давайте каждый пойдёт своей дорогой, мы свои впечатления друг о друге уже составили, конструктивной беседы, очевидно, не случится.
Reply
Раздел первый. Основные положения
Глава 1. Основы конституционного строя
Статья 13
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Мне кажется, что происходящее в РФ не прагматизм и не идеология, а пропагандистская идея реставрации прошлого как форма закрепления госвласти.
Reply
Leave a comment