До середины 19-го века психология считалась разделом философии. Постигать внутренний мир человека надлежало интроспекцией, но в отсутствие экспериментально проверяемых гипотез разные школы люто враждовали друг с другом. Реакцией на это печальное состояние дел стал бихевиоризм, предлагавший ограничиться анализом поведения, не пытаясь проникнуть в
(
Read more... )
Comments 162
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Психология.
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team
Reply
Reply
Reply
Reply
В целом Варела борется против мозгоцентризма, что может быть и неплохо. Но у него, насколько я видел, заканчивается тем, что нервная система живет в мире своих репрезентаций. Я не знаю как в этой книге, но в статьях, которые были в книге про радикальный конструктивизм, дело обстояло именно так.
Reply
Увы, если это как Гуссерль, то это и не для меня. Г. я пробовала читать, но далеко не продвинулась.
"В целом Варела борется против мозгоцентризма, что может быть и неплохо"
А есть ли тут с чем бороться? Я уже заметила по другой ветке, что мне все эти разговоры об embodied mind кажутся пустым сотрясением воздуха, в том смысле, что мы ведь никакого другого, не embodied, ума и не знаем? Голову профессора Доуэля или мозг в банке еще никто не видел, не говоря уже об индивидуальном сознании, перенесенном в компьютер. Неужели Варела думал, что кто-нибудь из его противников этого не понимает?
Ну и, конечно, очень странно выглядят пассажи типа того, что живое - это саморегулирующаяся система, выдаваемые в качестве откровения :)
Reply
"Набор всех мыслительных процессов, сознательных и бессознательных? Или только один сознательный процесс из многих?"
Ну да, множество параллельных когнитивных процессов, в большинстве своем вне сознания. Я не понял, в чем у автора проблема с этим?
Reply
Reply
Я всегда исхожу из той мысли, что кто ясно мыслит - тот ясно излагает
. Я думаю что в приведенном Вами отрывке авторы в первую очередь хотели сказать что они очень умные. Во вторую очередь пассажи типа The nervous system does not process preexistent information in the traditional computationalist sense; it creates information in concert with the rest of the body and the environment. говорят о том, что если авторов как следует расслабить, они начнут говорить о дхарме, Кришне, и карме..
Reply
Reply
Или иного естества,
Найдутся нужные слова,
Чтоб временам придать звучанье,
Тогда природою своей
Весь мир насилья мы исправим,
Понавтыкаем новых правил,
Залезем глубже в суть вещей.
Сознанья когнитивна суть,
А естество метафорично.
Про то рассказано публично,
И ты о сем не позабудь.
А памяти известна суть -
В ней лишь редукции чуть-чуть.
Reply
Reply
Reply
Reply
Если считать мыслью манипуляцию символами, то, на мой взгляд, для начала надо бы выяснить, действительно ли она может осуществляться бессознательно? //
Тут главное различие в другом. Символами вполне оперирует и компьютер, у которого нет сознания, а есть "китайская комната". А вот смыслами он, в отличие от человека, не оперирует. Стало быть, когнитивизм теряет (игнорирует) смыслы, которые для меня, как осмысляющего все вокруг и не желающего пребывать в бессмыслице, важны в первую очередь. Другое дело, что и энактивизм тут не особо помогает, перепоручая телу то, что традиционные когнитивисты приписывали одному мозгу. Ну хорошо, не мозг-компьютер, а тело-организм, а все равно - откуда берутся смыслы, почему они важны и почему важен "я" как центр и творец этих смыслов?
Reply
В чём будет разница между операцией смыслом и операцией символом?
Reply
Reply
Reply
Leave a comment