Сознание - разломанный челнок в качаньи вод, в просторе океана

Sep 04, 2024 09:00



До середины 19-го века психология считалась разделом философии. Постигать внутренний мир человека надлежало интроспекцией, но в отсутствие экспериментально проверяемых гипотез разные школы люто враждовали друг с другом. Реакцией на это печальное состояние дел стал бихевиоризм, предлагавший ограничиться анализом поведения, не пытаясь проникнуть в ( Read more... )

сознание

Leave a comment

Comments 162

lj_frank_bot September 4 2024, 14:01:30 UTC
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Психология.
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Reply

egovoru September 4 2024, 23:12:56 UTC
Скорее философия, Фрэнк!

Reply


evgeniirudnyi September 4 2024, 14:46:47 UTC
Это помогло Вареле убедить себя, что буддизм является лучшей из всех философий.

Reply

egovoru September 4 2024, 23:28:16 UTC
Я должна признаться, что буддистскую часть я не смогла осилить. Эта книжка показалась мне смесью тривиальных утверждений, которые авторы выдвигают как некое новое слово (вызывая у меня недоумение), и непонятных мне рассуждений. Пример тривиального утверждения: "The core idea of enaction is that the living body is a self-organizing system. This is in contrast to viewing it as a machine that happens to be made of meat rather than silicon". Пример непонятного мне рассуждения: "The opposition between self and other is not a matter of abstract reflection but is built into the engagements of a consciousness birthed via the skandhas or, in our terminology, enacted without awareness of its nature". Подозреваю, мне не хватает философского образования, чтобы понять, что авторы хотят сказать. Они вроде бы опираются на феноменологию, а я так и не смогла понять, что это такое - правда, вот как раз Мерло-Понти я никогда не пыталась читать, а они называют именно его своим предшественником. А Вы знакомы с его идеями?

Reply

evgeniirudnyi September 5 2024, 05:45:58 UTC
Я как-то листал Мерло-Понти, но его стиль написания на уровне Гуссерля - я такое читать не могу. В то же время у Мерло-Понти вроде бы действительно больше внимания уделяются телу. Если у Гуссерля в поле сознании находится абстрактное "Я", то Мерло-Понти разбивает поле сознания на тело и окружение.

В целом Варела борется против мозгоцентризма, что может быть и неплохо. Но у него, насколько я видел, заканчивается тем, что нервная система живет в мире своих репрезентаций. Я не знаю как в этой книге, но в статьях, которые были в книге про радикальный конструктивизм, дело обстояло именно так.

Reply

egovoru September 5 2024, 11:45:05 UTC
"его стиль написания на уровне Гуссерля - я такое читать не могу"

Увы, если это как Гуссерль, то это и не для меня. Г. я пробовала читать, но далеко не продвинулась.

"В целом Варела борется против мозгоцентризма, что может быть и неплохо"

А есть ли тут с чем бороться? Я уже заметила по другой ветке, что мне все эти разговоры об embodied mind кажутся пустым сотрясением воздуха, в том смысле, что мы ведь никакого другого, не embodied, ума и не знаем? Голову профессора Доуэля или мозг в банке еще никто не видел, не говоря уже об индивидуальном сознании, перенесенном в компьютер. Неужели Варела думал, что кто-нибудь из его противников этого не понимает?

Ну и, конечно, очень странно выглядят пассажи типа того, что живое - это саморегулирующаяся система, выдаваемые в качестве откровения :)

Reply


marigranula September 4 2024, 14:53:57 UTC

"Набор всех мыслительных процессов, сознательных и бессознательных? Или только один сознательный процесс из многих?"

Ну да, множество параллельных когнитивных процессов, в большинстве своем вне сознания. Я не понял, в чем у автора проблема с этим?

Reply

egovoru September 4 2024, 23:39:39 UTC
Ему кажется, что бессознательного мышления не бывает, и что мышление - это не манипуляция символами. Правда, понять, что же такое мышление в представлении этих авторов (там еще двое соавторов, кроме Варелы, но он явно главный), мне не удалось. Вот что они пишут ( ... )

Reply

marigranula September 5 2024, 03:19:08 UTC

Я всегда исхожу из той мысли, что кто ясно мыслит - тот ясно излагает
. Я думаю что в приведенном Вами отрывке авторы в первую очередь хотели сказать что они очень умные. Во вторую очередь пассажи типа The nervous system does not process preexistent information in the traditional computationalist sense; it creates information in concert with the rest of the body and the environment. говорят о том, что если авторов как следует расслабить, они начнут говорить о дхарме, Кришне, и карме..

Reply

egovoru September 5 2024, 11:36:58 UTC
Да, они именно что говорят о дхарме и т.д. - в буквальном смысле, поскольку считают, что буддизм предоставляет некий ценный подход для понимания сознания. Меня в этой книжке интересовали не столько идеи самих авторов, сколько излагаемая ими история "я"-концепции. Следующий пост будет о том, что думал по этому поводу Юм - и чего я тоже не поняла :(

Reply


greygreengo September 4 2024, 17:23:52 UTC
Когда в основы мирозданья,
Или иного естества,
Найдутся нужные слова,
Чтоб временам придать звучанье,
Тогда природою своей
Весь мир насилья мы исправим,
Понавтыкаем новых правил,
Залезем глубже в суть вещей.
Сознанья когнитивна суть,
А естество метафорично.
Про то рассказано публично,
И ты о сем не позабудь.

А памяти известна суть -
В ней лишь редукции чуть-чуть.

Reply

egovoru September 4 2024, 23:41:48 UTC
Новые правила - или по крайней мере новые термины - авторы действительно придумали, но вот чтобы они залезли глубже в суть вещей, в этом я сомневаюсь. Или, может, они залезли уже так глубоко, что там ничего не видно? :)

Reply

greygreengo September 4 2024, 23:53:29 UTC
Собственно, придумать новую терминологию не так сложно. Сложно дождаться времени, когда все носители старой отомрут естественным образом, чтобы старую терминологию никто не помнил, а все общались исключительно на новой. А такого времени ни у кого из нынешних авторов то и нет.

Reply

egovoru September 4 2024, 23:57:14 UTC
Мне кажется, большинство новых терминов просто быстро отмирают, и все? Подозреваю, что с этой enactivation будет то же самое - уж очень она мутная какая-то.

Reply


hyperboreus September 4 2024, 19:34:43 UTC

Если считать мыслью манипуляцию символами, то, на мой взгляд, для начала надо бы выяснить, действительно ли она может осуществляться бессознательно? //

Тут главное различие в другом. Символами вполне оперирует и компьютер, у которого нет сознания, а есть "китайская комната". А вот смыслами он, в отличие от человека, не оперирует. Стало быть, когнитивизм теряет (игнорирует) смыслы, которые для меня, как осмысляющего все вокруг и не желающего пребывать в бессмыслице, важны в первую очередь. Другое дело, что и энактивизм тут не особо помогает, перепоручая телу то, что традиционные когнитивисты приписывали одному мозгу. Ну хорошо, не мозг-компьютер, а тело-организм, а все равно - откуда берутся смыслы, почему они важны и почему важен "я" как центр и творец этих смыслов?

Reply

oogl September 4 2024, 23:27:06 UTC
Допустим, у компьютера есть символ "птица" к которому привязано некое определение птицы, привязан текущий контекст в котором символ птицы используется в данный момент.
В чём будет разница между операцией смыслом и операцией символом?

Reply

greygreengo September 4 2024, 23:55:35 UTC
Разной скоростью обучения и различному объему занимаемой памяти.

Reply

oogl September 5 2024, 00:08:29 UTC
Из таких слов можно сделать вывод, что не отличаются ничем. Потому как операции с символами у нас никак и ничем не ограничены.

Reply


Leave a comment

Up