Верней, из воспалившихся гортаней туннель в психологическую даль

Dec 04, 2024 09:00



Томас Метцингер выделяется среди современных философов сознания пристальным интересом к успехам нейронаук, однако используемый им понятийный аппарат для меня все же трудноват. Его самую известную книжку (есть и русский перевод) я уже прочла когда-то, но мало что из нее запомнила и потому решила перечитать. Начать с того, что его главная метафора, ( Read more... )

сознание

Leave a comment

egovoru December 21 2024, 11:31:30 UTC
"разделение на "материю" и "сознание" - чисто искусственная операция философского анализа"

В духе этого утверждения Карло Ровелли делает следующий шаг: не только сознание является не вещью, а процессом (с чем я охотно соглашаюсь), но в мире вообще не существует ничего, кроме процессов! Я согласна с тем, что квантовое поле не приходится считать вещью в обыденном понимании, но мне трудно представить процесс, протекающий сам по себе. Процесс - это ведь изменение в чем-то, разве нет? Значит, говоря о процессах, мы должны признать существование чего-то, что меняется.

Reply

bzdenis December 21 2024, 12:48:55 UTC
> говоря о процессах, мы должны признать существование чего-то, что меняется.

Во всяком случае я не процесс; по крайней мере во мне есть что-то, что не является процессом.

Если идти от эмпирического опыта, то есть то, что заведомо можно относить к материи. Проблемы возникают, когда мы приближаемся к области, где кажется, что границы стираются. Мы плохо понимаем, что происходит на квантовом уровне, но в конечном счёте это ведь служит "конструктором" для материального мира.

Reply

egovoru December 21 2024, 13:26:26 UTC
Слово "материя", мне кажется, тоже отслужило свой срок, как и слово "сознание", из-за того, что его смысл уже очень много раз менялся на протяжении истории. Мне больше нравится словосочетание "физическая реальность", включающая и фермионы, и бозоны. А то иначе возникают всякие бессмысленные вопросы вроде "свет - это материя или нет?" :)

Reply

bzdenis December 21 2024, 13:29:38 UTC
Можно и так. А можно считать, что материя - часть физической реальности (способная превращаться в другую её часть - энергию, насколько я знаю). А можно и просто этим не заморачиваться )) Пока не прижмёт, конечно.

Reply

yoginka December 21 2024, 15:45:35 UTC
//мы должны признать существование чего-то, что меняется.//
- Это и есть нейтральный монизм (по определению). Что и требовалось доказать :)))

Reply

egovoru December 21 2024, 16:09:21 UTC
Ровелли идет дальше - если я правильно поняла его идею, мы вообще ни о чем не можем сказать, что оно существует :)

Reply

yoginka December 21 2024, 21:57:02 UTC
Это очень логично и не им придумано. Типичное "нети-нети" из Упанишад ("не то, не то"). Впрочем перевод не нужен, санскрит местами очень похож на русский, и это как раз тот случай. А смысл такой: любое утверждение насчет Единого (Брахмана) заведомо неверно.

Reply

egovoru December 22 2024, 10:44:05 UTC
Мне кажется, это немного другая идея, похожая на апофатическую теологию в авраамизме. Ровелли же не утверждает, что мы ничего не можем сказать о физической реальности; он просто хочет подчеркнуть, что лежащее в ее основе квантовое поле (ну, или то, чего мы еще не обнаружили - суперструны и т.д.) не слишком-то похоже на вещь в ее обыденном понимании.

Reply

yoginka December 22 2024, 14:53:25 UTC

Адвайта-веданту тоже часто называют апофатической. А вообще древние философские концепции имеют много общего, хотя и выражают это разными словами (применительно к той или иной культуре).

И Ровелли тоже об этом, не вижу принципиальной разницы.

Reply

egovoru December 22 2024, 15:19:15 UTC
"Адвайта-веданту тоже часто называют апофатической"

Да, в той статье по ссылке из предыдущего поста она тоже упоминается.

"Ровелли тоже об этом, не вижу принципиальной разницы"

Мне трудно об этом судить, потому что я ничего не знаю об этой адвайте. А вот что имеет в виду Ровелли ( ... )

Reply

yoginka December 22 2024, 16:02:24 UTC

Это что-то конкретное, без контекста трудно судить. Выше Вы писали о более общем его высказывании: //не только сознание является не вещью, а процессом (с чем я охотно соглашаюсь), но в мире вообще не существует ничего, кроме процессов! //.

Reply

egovoru December 22 2024, 16:15:50 UTC
В этом интервью он излагает ту же мысль: предложение перестать думать о вещах, а сосредоточиться на процессах. Но процесс - это ведь изменение или взаимодействие вещей, разве нет? Говорить о взаимодействиях, когда нет того, что взаимодействует, довольно сложно.

Reply

yoginka December 22 2024, 21:30:31 UTC
"Процесс" - тоже многозначное слово. "Изменение" - пожалуй, да. Но не обязательно "вещей". Поля могут взаимодействовать и менять конфигурацию.

Reply

egovoru December 23 2024, 11:24:51 UTC
Согласна, поле трудновато назвать вещью, но и отказать ему в существовании тоже нелегко. Перефразируя Декарта, если нечто меняется, значит, оно существует, разве не так?

Reply

yoginka December 23 2024, 19:42:56 UTC
Невозможно ответить на такой вопрос, Вы же сами не раз писали, что понятие "существует" очень многозначное. Кстати, "поле" с некоторых пор перестали относить к "материи" даже в русскоязычной литературе (по примеру англоязычной).

Reply

egovoru December 23 2024, 20:54:14 UTC
В дружественном журнале как раз тоже тоже обсуждают тему сущностей и процессов :)

Reply


Leave a comment

Up