И цвет расцветшей саги в безгласности певуч

Jan 08, 2025 09:00



Экранизация «Саги о Форсайтах» 1967 года была первым сериалом БиБиСи, проданным в СССР. Тогда я была еще слишком мала, чтобы заинтересоваться этой передачей, но отчетливо помню разговоры взрослых о ней. Незнакомые слова названия я услышала как «Сага Афарсайдех» и думала, что это имя и фамилия героини :) В юности я прочла книжку, и она на долгие ( Read more... )

книги, кино

Leave a comment

Comments 116

lj_frank_bot January 8 2025, 14:01:39 UTC
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Кино, Культура, Литература.
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Reply

egovoru January 8 2025, 23:08:12 UTC
В точку, Фрэнк!

Reply


amado January 8 2025, 14:10:23 UTC

Конечно, лицемерие. И жестокость, обыкновенная материнская жестокость.
Читая Ваш пост, я невольно исправляла Айрини на Ирэн)
Настоьько запомнился мне этот образ в аристократичных серых нарядах, как сдержанный, эмоционально прохладный. И имя Ирэн - такое же) А Айрини рисует другой образ. Я сериал ( возможно, первый в Сов.Союзе?) не смотрела, но помню, как ВСЕ смотрели и обсуждали. Мне, кажется, было 17 и я жила уже отдельно от родителей без телевизора
Или, если это было в 67, мне было 14-15? Ну, не смотрела.

Reply

egovoru January 8 2025, 23:18:03 UTC
"Конечно, лицемерие. И жестокость, обыкновенная материнская жестокость"

Значит, я не одинока в таком восприятии персонажа :)
Но, конечно, может, это только нам сегодня так кажется, а в начале 20-го века эта героиня воспринималась иначе? Все же за это время социальное положение женщин очень сильно поменялось, а с ним поменялись и идеалы, на которые следует равняться.

А кто у Вас в "Саге" любимый герой/герои?

"имя Ирэн - такое же) А Айрини рисует другой образ"

Задним числом не может не поражать, что переводчикам не у кого было спросить, как произносится это имя (не знаю, в чьем именно переводе я читала "Сагу", и не знаю, сколько существует русских переводов). Характерно также, что переводчики выбрали французское произношение.

"помню, как ВСЕ смотрели и обсуждали"

Вот, и у меня такие же воспоминания: этот сериал был прямо как впоследствии "Семнадцать мгновений весны" - улицы пустели, когда начиналась очередная серия :)

Reply

amado January 9 2025, 02:43:37 UTC

У меня определённо любимой героиней была Ирэн)

Reply

egovoru January 9 2025, 12:43:44 UTC
Вот это да - то есть, она Вам понравилась, даже несмотря на свое лицемерие и жестокость, которые Вы тоже отметили? А что же Вы нашли в ней такого привлекательного, что перевесило эти неприятные черты?

Reply


alex_new_york January 8 2025, 14:19:05 UTC
Не читал, но осуждаю 😊

(Читал, читал, конечно. Лет в 15. Надо бы перечитать)

Reply

egovoru January 8 2025, 23:30:41 UTC
Да, мне кажется, эта книжка должна неплохо восприниматься и в зрелом возрасте. Примечательным в ней мне кажется развитие характеров героев, вернее, изменение авторского отношения к ним. В первую очередь это касается самого Сомса, который сначала показан как отвратительное чудовище, но от книги к книге у него постепенно появляются и симпатичные черты, в частности, бескорыстная привязанность к дочери. Мне почему-то кажется, что в этом сказывается изменение отношения автора не столько к самому герою, сколько ко всему социальному слою, который этот герой представляет. Сдается мне, с течением времени Голсуорси научился ценить привлекательные черты этого (своего) класса :)

А Вам кто из героев больше всего понравился или запомнился? И видели ли Вы экранизации?

Reply

alex_new_york January 9 2025, 00:17:39 UTC
Экранизацию не видел (но осуждаю 😊), а из персонажей мне, наверное, больше всего запомнились Сомс, Флёр с Джоном и Ирэн. Помню, что Сомс мне сразу понравился и вызвал сочувствие. И Флёр вызвала те же ощущения, я почувствовал, что, как и Сомсу, ей сильнее всего предстоит ранить саму себя. Так и вышло. А насквозь положительные Ирэн, молодой Джолион и Джон почему-то особой симпатии у меня не вызвали

Reply

egovoru January 9 2025, 00:59:20 UTC
Интересно, что Ирэн (Айрини) кажется Вам "насквозь положительной" :)

Джон (сын Флер) - какой-то совершенно бесцветный, а вот с молодым Джолионом интересно: в книжке он мне не особенно понравился, а вот в новом сериале Руперт Грейвс его так хорошо сыграл, что я изменила свое отношение к этому персонажу. И Босинни в этом сериале идеальный (правда, мне Гриффит нравится в любой роли), хотя, конечно, этот герой слишком эпизодический, о нем трудно судить.

Мой же любимый персонаж, как я уже упомянула в посте - это Майкл Монт, который кажется мне воплощением человека, обладающего достоинством - и при этом он не скучен. В сериале Майкл годный, но там показано только самое начало его истории. Жаль, что сериал не стали продолжать - у Голсуорси ведь еще много романов в этом цикле, и характер Майкла как следует выявляется только в истории с Уолтером Дезертом, до которой ни новый, ни, если я правильно помню, старый сериал не доходит.

Reply


verum_corpus January 8 2025, 17:56:48 UTC
Я не читал и не смотрел, но для христианина брак нерасторжим, поэтому выйти за кого-то, а потом оставить, значит обречь его на безбрачие. (То же самое зло, конечно, и если женятся на девушке, а потом её оставляют - она не может просто выйти за другого).

Reply

egovoru January 8 2025, 23:36:07 UTC
Что-то я не припомню в "Саге" ни одного эпизода, из которого было бы видно, что ее герои - христиане. Может, конечно, я просто не обратила внимания, но точно, что Сомс возмущается поведением своей жены вовсе не по христианским мотивам. Насколько я понимаю, Голсуорси не был особенно религиозным.

Reply

verum_corpus January 9 2025, 09:02:14 UTC
Ну надо посмотреть законодательство страны в описываемую эпоху, возможно, оно уже стало к тому времени в этом плане совсем либеральным. Ведь и протестантская церковь возникла в Англии в своё время из-за затруднений с разводом Генриха VIII-го.
Вот в Италии развод легализовали довольно поздно.

Reply

egovoru January 9 2025, 13:13:29 UTC
Насколько я понимаю, в конце 19 в. развод в Великобритании был вполне возможен. Сомс в конце концов идет на это и после развода женится на другой женщине, француженке. Флер - его дочь от этой второй жены, не от Айрини. Сама же Айрини выходит замуж за молодого Джолиона, и у них рождается сын Джон. Роман Флер и Джона становится шоком для старшего поколения, и его представители делают все возможное, чтобы ему помешать и в конце концов преуспевают: Флер выходит замуж за Майкла Монта, а Джон находит себе невесту в США, куда он и мать уезжают на несколько лет, чтобы оправиться от потрясений.

Reply


old_grumbler January 8 2025, 19:53:03 UTC
Когда-то, лет 30 назад, Голсуорси был чуть ли не любимым моим писателем :) Уж точно - одним из них. А вот сериалы по нему я так и не посмотрел...

Reply

egovoru January 8 2025, 23:38:46 UTC
Мне как-то раз попался какой-то рассказ Голсуорси не о Форсайтах, и я поразилась, какой он откровенно бездарный - похоже, этот писатель мог писать только на одну тему :)

А что Вам больше всего из "Саги" запомнилось - или в ней особенно понравилось?

Reply

old_grumbler January 9 2025, 20:48:45 UTC
Удивительно :) Я как раз очень любил именно короткие рассказы, у меня была (и даже есть) книжечка "Новеллы". Один из самых сильных образов (для меня), который я почерпнул из литературы за всю жизнь - образ «мужества без надежды», старика, который торгует птичьим кормом -
«В любую погоду, хромая, на искалеченной в несчастном случае ноге, он приходит на свое постоянное место, чтобы продать собранные ранним утром семена крестовника для веселых канареек и получить немного денег, которых едва хватает на жизнь ему и больной жене» (рассказ "Надежда").
-----
Конечно, Голсуорси безнадежно, безумно сентиментален, да и пишет о какой-то поза-поза-поза-прошлой жизни... но образы его очень ярки, а наблюдения за жизнью - интересны.


... )

Reply

egovoru January 9 2025, 21:57:30 UTC
Что-то мне сдается, что у меня тоже была именно эта книжка - обложка кажется мне знакомой, но конкретно "Надежду" я, увы, не помню. Мне показалось, что ко времени Голсуорси подобная сентиментальность уже изрядно поизносилась, но она есть у него и в "Современной комедии". Одна из побочных линий там - история клерка Биккета, который попадается на краже книг в издательстве, где работает Майкл Монт. Узнав, что у того больная жена, Майкл пытается им помочь, но из этого мало что выходит.

Reply


Leave a comment

Up