К тому времени, когда я достигла сознательного возраста, имя этого героя оказалось уже основательно забытым. Так что, встретив упоминание о «кумире Георгии Юматове» в чьих-то мемуарах, я заинтересовалась: кто такой, почему не знаю? Благо, в наш век интернета можно быстро восполнить подобные пробелы в своем образовании.
Фильмография у него та еще:
«Они были первыми» (1956) - послевоенная вариация на тему «Юности Максима»;
«Жестокость» (1959) - чекист-комсомолец погибает в борьбе за правду;
«Один из нас» (1970) - завербованный НКВД красный командир разоблачает диверсантов на военном заводе;
«Офицеры» (1971) - персональный заказ военного министра Гречко. Примечательно, однако, что исполнитель этих ролей никогда не состоял не только в партии, но даже в комсомоле - что почти невероятно для советского человека его года рождения. А вот солдатом был - сигнальщиком на торпедном катере: мальчишкой прошел войну, проявив в бою отчаянную храбрость. Так что его
киногероизм - непосредственно из личного опыта.
В кино он попал случайно. Красавцем не был: физиономия у него самая что ни на есть «рязанская», хотя улыбка - именно лучезарная. Выразительная «животная» пластика. Своеобразная, мгновенно узнаваемая манера речи. Неотразимость
«первого парня на деревне». Темперамент и лукавство. От него на экране и вправду невозможно оторваться, хотя среди фильмов с его участием есть хорошие, но нет ни одного великого. (Должен был играть красноармейца Сухова - но сорвалось). Ex ungue leonem даже в эпизодических ролях - как в
«Двух жизнях» (1961) или
«Седьмом спутнике» (1967). Особенно же он был хорош там, где нужно показать неоднозначность или развитие характера - как, например, в
«Порожнем рейсе» (1962). И с возрастом становился только
еще лучше.
Кадр из фильма «Офицеры» (1971)
Оказалось, что о нем есть биографическая
книжка, за которую ее автор, некая Наталья Тендора, даже получила
награду. Прочитав ее, я не поверила своим глазам: примерно на 90 процентов она состоит из транскрипции вышедшего несколько ранее неплохого
документального фильма о Юматове. Я было подумала, что, может, фильм сделан той же Натальей? Нет, Виктором Невежиным. Формально вроде придраться не к чему, потому что ведь она воспроизводит слова, сказанные в фильме Невежина друзьями и коллегами актера, как слова этих самых друзей и коллег. Не говоря уже о том, что хорошо, что есть хотя бы такая книжка о Юматове - по сравнению с тем, как если бы не было никакой. Но ведь по сути то, что совершила эта дама - настоящий разбой, а?
Более того, выяснилось, что она уже выпустила книги и о других замечательных советских актерах: Леониде Быкове, Вячеславе Тихонове и Изольде Извицкой. Мне страшно даже подумать, кого еще она ограбила для этой цели? И как далеко она намерена пойти? Отрадно, что друзья Извицкой оказались достаточно боевыми, чтобы высказать
публичное возмущение методами сей леди.
Что же касается трагедии, произошедшей с Юматовым в конце жизни, то самое поразительное здесь то, что ее, почти во всех деталях, описал его друг Борис Васильев в своей повести
«Суд да дело» - за десять лет до случившегося. По ней был поставлен
хороший фильм, где героя отлично сыграл Михаил Жигалов.
А вот
обсуждение более ранней версии этого текста в сообществе
staroe__kino и
изложение основных фактов юматовской биографии в сообществе
chtoby-pomnili.