Знакомые с этой книгой по классической голливудской экранизации считают ее любовным романом. А ведь она вовсе не о любви; в ней исследуется многообразие реакций индивидуума на социальные потрясения. Четыре ее главных персонажа, как четыре темперамента, позволяют привести это многообразие в удобную для анализа систему. Хоть действие и разворачивается в конкретный момент конкретно американской истории, наблюдения автора - универсальны, и те же типы легко обнаруживаются и сегодня при взгляде вокруг себя.
Эшли - платоновский царь-философ; крах старого порядка, где он занимал высокое положение, приводит и к его личному крушению. Его антипод Ретт - добровольный изгой, чей звездный час настает именно после катастрофы. Скарлетт - кошка, всегда падающая на четыре ноги, воплощение конформизма: чтобы удержаться, она готова на все, что в данный момент требуется - хоть носить корсет, хоть нанимать каторжников. И, наконец, Мелани - как и Эшли, она отказывается меняться вместе с временами, но, в отличие от него, не ломается. Мелани физически не выжила бы без Скарлетт; но и общество, состоящее из одних Скарлетт, с ее короткой памятью, тоже едва ли окажется жизнеспособным.
В фильме же лучше всех сыграл Кларк Гейбл, и Ретт - вершина его актерской карьеры. Вивьен Ли, по-видимому, психологически слишком уж далека от своей героини; во всяком случае, Скарлетт у нее получилась разве что удовлетворительная (то ли дело - ее Бланш Дюбуа!). А вот Хaуэрд и де Хэвиленд - вроде бы вполне подходящие актеры на свои роли, но сценарий уж слишком задвинул в тень их персонажи.
Click to view