Ольга Лепешинская. Легенда русского балета

Dec 10, 2013 17:09



Лепешинская Ольга Васильевна (1916 - 2008)

Ольга Лепешинская родилась в Киеве в дворянской семье. Ее дед - Василий Павлович Лепешинский - участвовал в «Народной воле», а позже построил в своем имении школу и обучал в ней грамоте крестьянских детей. Отец Ольги - Василий Васильевич - был известным инженером-строителем. Своим делом он продолжал заниматься и после революции.
С детства Ольга, которую за буйный темперамент и мальчишеские повадки родные предпочитали называть мальчишеским именем Леша, обожала танцы. Лето 1925 года Лепешинские провели в Крыму. По соседству отдыхала семья художника Большого театра Федорова. Однажды его жена, в прошлом балерина, увидела «выступления» девочки и стала уговаривать мать Ольги Марию Сергеевну отдать дочь в хореографическое училище. Мать решила показать Олю приемной комиссии Московского балетного техникума. Девочку сочли недостаточно способной и не приняли, но Ольга упорно продолжала заниматься хореографией, и эта настойчивость была вознаграждена - в конце концов ее все же зачислили в техникум. Когда Лепешинская пришла на занятия, выяснилось, что она ни в чем не отстает от своих соучениц, занимавшихся в техникуме уже несколько месяцев.


В 1933 году Ольгу Лепешинскую зачислили в труппу Большого театра. Впервые на сцене этого театра юная балерина выступила в 10-летнем возрасте. В прологе оперы «Снегурочка» из кустов выскакивали озябшие птички, приветствующие весну. Одной из этих «птичек» и была Оля Лепешинская. А в 1932 году она танцевала партию Феи Драже в балете «Щелкунчик». Дебютом Лепешинской в качестве солистки балета была партия Лизы из грациозного и веселого балета «Тщетная предосторожность». В этом же году Ольга Лепешинская исполнила роль Амура в балете «Пламя Парижа». В ее репертуар вошла также партия Сванильды из балета «Коппелия».


Ольга Лепешинская - Сванильда

Однако самый громкий успех принесло молодой балерине исполнение роли Суок в балете по сказке Юрия Олеши «Три толстяка» в 1935 году. В 1936 году состоялась премьера балета «Спящая красавица», в которой Лепешинская танцевала принцессу Аврору. Газета «Литература и искусство» писала об этой роли: «В искусстве Лепешинской всегда подкупают неизбывная молодость и бойкое, деятельное жизнелюбие».



Суок в "Трех толстяках"

В 1938 году Лепешинская исполнила роль Полины в балете «Кавказский пленник» по поэме А.С. Пушкина. Зрители были в восторге, но актриса осталась недовольна своим исполнением этой партии. Балерина всегда была по отношению к себе самым строгим критиком и не раз отрицательно оценивала те роли, которым рукоплескала публика. Не принесла ей удовлетворения и партия Маши в «Щелкунчике», и даже та партия, о которой мечтает каждая балерина - Одетты-Одиллии в «Лебедином озере».



"Лебединое озеро"

Она сама не находила в себе тех качеств, которые позволили бы ей слиться с этими образами, создать их совершенное сценическое воплощение. Несмотря на громкую славу, которую принесло ей «Лебединое озеро», Лепешинская попросила руководство Большого театра освободить ее от участия в этом спектакле. Впрочем, упаднические настроения балерины отчасти объяснялись проблемами в личной жизни - ее первый брак с режиссером Ильей Траубергом потерпел крах. Отдавая всю себя балету, Ольга не смогла сохранить семью... Впрочем, она была еще так молода, всего 24 года. Верилось, что все лучшее впереди.


Илья Трауберг

В 1940 году Ольга Лепешинская включила в свой репертуар новую партию, которая стала для нее одной из любимейших - партию Китри из балета «Дон-Кихот». Балет этот стал премьерой не только для Лепешинской, но и для всего Большого театра. Ранее он исполнялся в старой постановке Петипа, а потом на несколько лет название балета вообще исчезло с афиш Большого театра. Новая постановка балета произвела фурор. Партнером Ольги Лепешинской был блистательный танцовщик Асаф Мессерер. Танец Лепешинской называли «сгустком танцевально-динамической энергии». Она в полной мере проявила здесь великолепное мастерство классического танца и стала одной из лучших исполнительниц этой роли.



Китри

Накануне Отечественной войны была учреждена Сталинская премия, и Ольга Лепешинская оказалась в числе ее первых лауреатов в марте 1941 года. После начала войны Ольга, как комсомолка, побежала в райком ВЛКСМ и попросила, чтобы ее направили на фронт - она прекрасно сдала все нормы ГТО и получила значок "Ворошиловский стрелок". Но ей посоветовали пойти на курсы медсестер, а потом решили, но для балерины лучше продолжать танцевать.
Вскоре Ольга Лепешинская вместе со всей балетной труппой Большого театра эвакуировалась в Куйбышев. Несмотря на бытовые неудобства, работа не прекращалась и в эвакуации. На протяжении всех военных лет Лепешинская не только продолжала выступать на балетной сцене, но и объездила с шефскими концертами множество городов, поселков, госпиталей. Бывала она и на линии фронта как член фронтовой бригады Большого театра. Воодушевляя бойцов своим искусством, Лепешинская часто танцевала в совершенно неподходящих условиях, порой без сцены, прямо на земле. При исполнении фуэте ее нога просто-таки ввинчивалась в почву, но балерина не обращала внимания на мелкие травмы...


Выступление в рабочем клубе

В Куйбышеве силами артистов Большого театра состоялась постановка балета «Алые паруса» В. Юровского по романтической повести А. Грина. Лепешинская в первых спектаклях не участвовала, так как была занята концертной деятельностью. Партию Ассоль она исполнила уже после возвращения Большого театра в Москву в 1943 году.



"Алые паруса"

9 мая 1945 года О.В. Лепешинская встретила в Варшаве. А на следующее утро получила телеграмму из театра. Хореограф Р.В. Захаров сообщал, что ставит для нее балет «Золушка» на музыку С.С. Прокофьева, и просил срочно приехать. Партия Золушки стала продолжением балетной романтики и естественным развитием образа, созданного Ольгой Лепешинской в «Алых парусах».


В конце 1945 года была завершена работа над балетом по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Критики отмечали, что «Лепешинская удивительно тонко показывала процесс «перевоплощения» Лизы то в простую крестьянскую девушку, то в чопорную барышню, нигде не теряя грации, меры и такта. При всем простодушии и непосредственности в ее лице была артистичность, блеск от природы одаренной натуры... Все танцевальные краски и приемы, предложенные балетмейстером, органично соединялись ею в цельном образе жизнерадостной, доброй и лукавой русской девушки».
Образами, полными возвышенной романтики и очень близкими по духу самой Ольге Лепешинской, стали партии Жанны (балет «Пламя Парижа») и Тао Хоа (балет «Красный мак»).


Тао Хоа, "Красный мак"

В 1949 году Лепешинская стала первой исполнительницей роли Мирандолины из одноименного балета. Работа над этим образом увлекала балерину, поскольку дала ей возможность в полной мере проявить свою блестящую хореографическую технику и незаурядное комедийное дарование.
Дальнейшая судьба Ольги Васильевны складывалась непросто. 1951 год стал для Ольги Лепешинской очень тяжелым - был арестован ее второй муж, один из руководителей Министерства государственной безопасности Леонид Райхман. Брак этот многим казался странным - не все верили, что знаменитая балерина добровольно и по любви вышла замуж за приближенного Берии. Но как бы то ни было, когда муж оказался в тюрьме по одному делу с Абакумовым и Эйтингоном, Лепешинская за него хлопотала, пыталась воспользоваться своими связями... Однако Райхман оставался под арестом.


Леонид Райхман, высокопоставленный сотрудник НКВД, генерал-лейтенант

Саму Лепешинскую, в отличие от других "членов семей врагов народа" от репрессий спасло лишь то, что Сталину очень нравились спектакли с участием балерины, которую он называл «стрекозой». У отца народов было особое отношение к балерине - случалось, что после спектакля в Большом театре Сталин подвозил ее домой на правительственной машине, а иногда, как сплетничали в Москве, и заходил в гости. В том же 1951 году Лепешинской было присвоено звание народной артистки СССР.


Александр Герасимов. Портрет балерины Лепешинской

В 1952 году была осуществлена постановка балета «Фадетта», в котором Лепешинская танцевала главную партию. И снова - грандиозный успех. Следующая работа Лепешинской - партия Сари из спектакля «Тропою грома» стала последней премьерой Ольги Васильевны. Лепешинская продолжала выступать в своих прежних ролях, однако количество выступлений балерине пришлось сократить из-за последствий перенесенной в 1953 году серьезной травмы. Танцуя в балете «Красный мак», Лепешинская внезапно ощутила резкую боль в ноге, но не прервала выступление. После окончания спектакля выяснилось, что ее нога сломана сразу в четырех местах.
После длительного лечения Лепешинская вновь вышла на сцену, но последствия травмы не могли не сказываться.
Ее муж Леонид Райхман был освобожден в мае 1953 года, уже после смерти Сталина, и даже получил высокий пост в Министерстве внутренних дел, но в августе был вновь арестован. Отношения супругов за тот короткий период, что Райхман был на свободе, так и не восстановились. Новое следствие тянулось три года. В 1956 году Л.Ф. Райхмана приговорили к 8 годам заключения, но через год он был выпущен по амнистии.



Дом № 17 на Тверской (улице Горького). В нем проживала Ольга Лепешинская. В Москве были уверены, что фигуру девушки на крыше здания скульптор "делал" с Лепешинской. Она не подтверждала, но и не отрицала этого, и относилась к "девушке на крыше" как-то по-родственному. В начале войны Лепешинской приходилось дежурить на крыше и гасить бомбы-"зажигалки", и после каждого налета кто-нибудь звонил в штаб ПВО и спрашивал: "Лепешинская цела?", имея в виду скульптуру, а не саму балерину. Впрочем, шутки об этом монументе ходили разнообразные... Здание даже называли "дом под юбкой"... К началу 1960-х, когда Лепешинской стало отказывать здоровье, по странному стечению обстоятельств начала рассыпаться и фигура на крыше. Когда у скульптуры отвалилась рука, ее демонтировали. Лепешинская шутила: "Нас сняли одновременно".

Хореографическая карьера О.В. Лепешинской закончилась в 1962 году после внезапной смерти ее третьего мужа, видного советского военачальника, генерал-полковника Алексея Антонова.


Алексей Антонов

Познакомились они случайно. Как-то после приема в Кремле за Лепешинской не пришла машина, а на улице был сильный дождь. Какой-то военный чин предложил подвезти ее на своем автомобиле. Дорогой они разговорились... Вскоре Лепешинская и Антонов стали мужем и женой. Это было самое сильное чувство в ее жизни. Но судьба подарила Ольге не так уж много счастья - на шестом году брака Антонов неожиданно скончался от сердечного приступа.


Алексей Антонов - участник Ялтинской конференции (стоит четвертый слева)

Шок от потери близкого человека был таким сильным, что балерина ослепла. После лечения в Италии зрение восстановилось. Ольгу Васильевну уговаривали вернуться в театр, но Лепешинская решила оставить сцену. Она говорила о себе: «из моего танца ушла радость».
К сожалению, опыт и талант Лепешинской оказались невостребованными в Большом театре. И в течение двадцати пяти лет Лепешинская вела педагогическую деятельность за рубежом - в Италии, Венгрии, Германии, Японии, других странах, помогая формировать национальные балетные труппы. О.В. Лепешинская стала почетным гражданином Западного и Восточного Берлина в тогда еще разделенной Германии, Белграда, Стокгольма, многих других городов. Ольга Васильевна была первой представительницей советского балета, награжденная в Швеции почетной медалью имени Карины Ари, известной шведской балерины.


Много лет О.В. Лепешинская была заместителем председателя Комитета советских женщин, заместителем председателя правления общества «СССР - Япония», членом правления общества «СССР - США» и председателем Оргкомитета международных конкурсов артистов балета в Москве. Более 50 лет Ольга Васильевна являлась заместителем председателя Центрального дома работников искусств. Именно в ЦДРИ она организовала выставку никому не известного тогда художника И. Глазунова. Теперь признанный мэтр живописи, Илья Сергеевич называет О.В. Лепешинскую своей крестной матерью в искусстве.
В последние годы жизни Ольга Васильевна Лепешинская - президент Российской хореографической ассоциации, академик Международной академии творчества, действительный член четырех иностранных академий, член-корреспондент Академии искусств Германии, доктор гуманитарных наук Филиппин, профессор. Она возглавляла государственную экзаменационную комиссию на кафедре хореографии ГИТИСа.


О.В. Лепешинская - народная артистка СССР, четырежды лауреат Государственных (Сталинских) премий СССР. Она награждена орденами Ленина, Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» III степени, медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», орденами и медалями Албании, Германии, Венгрии, Румынии, Швеции, Югославии. Заслуги балерины отмечены Большим янтарным крестом Русской академии искусствоведения и музыкального исполнительства «За Талант, Труд, Честь и Постоянство».
Несмотря на все разнообразие своей жизни и творческой деятельности, Лепешинская на всю жизнь сохранила верность комсомольским идеалам своей юности. Даже в 1990-х годах, когда политическая ситуация поменялась и подобные настроения вызывали в лучшем случае улыбку, Лепешинская добивалась, к примеру, возвращения в школьную программу романа "Как закалялась сталь" и выступала на торжественном заседании в честь 80-летия комсомола с рассказами о комсомольском прошлом. Но при этом люди самых разных взглядов и убеждений относились к ней с большим уважением.
В декабре 2008 года Ольга Лепешинская скончалась на 93 году жизни.


Могила Ольги Лепешинской на Введенском кладбище

балет, история России, личности, театр, искусство

Previous post Next post
Up