Пост об интерьерах в русской живописи вызвал неожиданно большой интерес и рекордное (для моего ЖЖ) количество перепостов. Развивая тему, предлагаю материал о признанном мастере пейзажа и интерьера Станиславе Жуковском.
Станислав Жуковский. Гостиная с роялем
Жуковского в нашей искусствоведческой литературе называют по разному: русско-польским художником, польско-белорусским художником, но факт остается фактом - он был человеком русской культуры (и сам декларировал свое особое пристрастие к русской культуре первой половины 19 века, пушкинских времен). Мало кому удавалось так передать атмосферу старинной усадьбы и лиричность пейзажа России.
Станислав Юлианович Жуковский
Родился Станислав Жуковский в 1873 году в Гродненской губернии в знатной, но обедневшей семье польских дворян. Родственники Станислава были причастны к польскому национальному восстанию 1863 года, из-за чего потеряли имения, а некоторые даже угодили в ссылку. Отец будущего художника, лишившись родовой усадьбы, продолжал заниматься сельским хозяйством, но уже не как помещик, а как арендатор. Семья жила небогато. Когда Станислав подрос, он вопреки воле отца уехал в Россию учиться живописи.
Библиотека в помещичьем доме
В 1892 году Жуковский поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учится он у Левитана, и с 1895 года принимает участие в Передвижных выставках. На рубеже 19 и 20 веков Жуковский становится одним из самых популярных московских художников. Его работы для своей галереи приобретает Третьяков, "Мир искусства" приглашает художника для сотрудничества и участия в выставках.
Усадьба Брасово
Хотя художник постоянно проживает в Москве, он много путешествует по средней России, стараясь увековечить мир русской усадьбы, передать ее стиль, поэтическую атмосферу, волшебный мир жизни в тесном единении с природой. На полотнах Жуковского появляются и усадьба Брасово, принадлежавшая брату императора, великому князю Михаилу Александровичу, и роскошное Рождествено - усадьба миллионеров Рукавишниковых, перед самой революцией, в 1916 году по завещанию Василия Рукавишникова перешедшая к его любимому племяннику, юному Владимиру Набокову, будущему знаменитому писателю. Но и скромные деревянные дома, почти избы небогатых помещиков из российской глубинки дороги и интересны художнику... Да и старые деревеньки он не обходил вниманием.
Интерьер
В старом доме
В 1907 году Жуковский открывает в Москве собственную частную школу живописи, которая действует вплоть до революции 1917 года.
После революции Жуковский из голодной и кровавой Москвы перебирается в Вятку, в свою любимую тихую русскую провинцию, где "вихри враждебные" веют не с такой силой, и продолжает работать. В 1921 году он устраивает выставку в Москве, на которой его ждет настоящий разгром - "революционные" художники обвиняют "певца дворянских гнезд" во всех смертных грехах...
Жуковский понимает, что его любимой России больше нет и его творчество отныне никому не нужно, подает просьбу о возвращении на родину в Польшу и в 1923 году навсегда покидает в Москву.
Брошенная терраса
В старой усадьбе
В 1930 годах, когда в Советском Союзе развернулась кампания по возвращении эмигрировавших творческих деятелей, Жуковского уговаривали вернуться в новую, социалистическую Москву. К нему приезжали "парламентарии" - Бродский и другие художники. Но возвращаться Жуковский не захотел.
Во время войны в оккупированной Варшаве Станислав Жуковский, будучи уже немолодым человеком, примкнул к антифашистскому движению. В 1944 году, когда в Варшаве началось восстание против оккупантов, Жуковский принимал в нем участие. Большинство восставших погибло - немцы жестоко подавили этот взрыв отчаяния. Художник оказался в гестапо, а потом в концлагере. Выйти оттуда на свободу ему было уже не суждено.
Весенние лучи
Интерьер
Лето. Интерьер
Комната в Брасово
Летняя ночь. Жасмин и пионы
Пасхальный стол
Подснежники
Поэзия старого дворянского дома
Терраса в Рождествено
Праздник весны
Ненастье. На террасе
Еще одним любимым направлением творчества художника стал русский пейзаж. Но эта тема требует отдельного рассказа.