Самое ветренное место в Новороссийске, конечно же, набережная. Продувается насквозь, горы бухту не защищают. Набережная красивая, знакомая по всяческим фильмам, постерам и открыткам.
У одного из причалов красуется корабль-музей - крейсер "Михаил Кутузов".
Фотографии в альбоме «
Михаил Кутузов»
ed2210 на Яндекс.Фотках
Официально этот корабль - филиал Севастопольского морского музея. Реально у "Кутузова" тот же статус, что и у крейсера "Аврора", только без пролетарского и российско-японского прошлого.
"Михаил Кутузов" был заложен в 1951 г. на судостроительном заводе в Николаеве, а спущен на воду в 1954-ом (главный конструктор А.С. Савичев).
210 м в длину, 23 в ширину, 52,5 в высоту, 7,5 м осадка. Водоизмещение 18640 т.максимальная скорость 35 узлов.
Дальность плавания 7400 миль, в автономке мог провести 30 суток.
100-мм броня, мог взять на борт до 60 мин различной модификации.
Ходил со всем этим вооружением в 50-60 годы в походы в Румынию, Болгарию, Алжир, Египет, Албанию, Сирию (вспоминайте новейшую историю и сопоставляйте, зачем). Всего прошел 211 900 миль.
Более 700 членов экипажа за это время получили боевые награды, и "Михаил Кутузов", как значится на бронзовой надраенной табличке у входного трапа, "дал путевку в жизнь 17 адмиралам и 73 капитанам 1 ранга Военно-Морского Флота России".
В 1987 году выведен в резерв и стал музеем.
В табличке сейчас отражаются дежурные в черных шинелях и экскурсанты в олимпийских "чебурашках". Смешно сочетается биография генералиссимуса Кутузова с отражением его "потомка" в черноморской морфлотовской ушанке, отвязанного такого.
Фотографии в альбоме «
Михаил Кутузов»
ed2210 на Яндекс.Фотках
Команда в прежние времена составляла 1200 человек. Сейчас на крейсере служат 30. Есть командир корабля и вообще военная его часть, а есть сугубо гражданская и с "женским лицом" в лице директора музея Ирины Александровны Озолиной.
Причем это лицо в лице редкостно приятное, приветливое и умное. Мы с ней зашли познакомиться, когда поднялись на "Кутузова". Как раз эти ребята в ушанках - дневальные - ей и позвонили. Она нас пригласила к себе, напоила кофе. Рассказала про корабль, причем как-то так рассказала, не "обезличенно", по-человечески и заинтересованно.Что на нем есть, что на нем было, как тут все устроено, что вокруг музея творится...
Филолог по образованию, к своему плавучему музею директор относится трепетно. Хотя посмеивается, что, мол, военные "женщину на корабле" воспринимают по определению свысока. Вот краску купили - ничего им спрашивать не требовалось, а потом "Ирина Александровна, поставьте подпись под списанием". Фигушки. Кто покупал, тот пусть и списывает".
Как любому филиалу, музею живется не особо жирно. Тем более что головной офис на Украине, в Крыму. Билеты стоят 50 рублей взрослый и 30 р. детский. Летом посетителей много, зимой затишье. Зато договорились с городскими властями, что за место у причала платить не надо.
"Ирина Александровна умная и добрая. Поэтому и музей живет. А ее все любят", - сказала нам вот буквально этими словами экскурсовод Алена, которая провела нас по всем палубам, кают-компании и даже верхней рубке над мостиком, где были приборы радионавигации. Именно были - сейчас нет, увезли куда-то, но раз такое дело, теперь там уже можно фотографировать. Алена, кстати, сама - выпускница Морской Академии им. Ушакова(где мы в тот день побывали, кстати), по образованию штурман. Их было на курсе человек 5 девушек. Алена вышла замуж, родила ребенка и с профессией пришлось проститься, а ее однокурсница в море вполне себе ходит (но она без семьи).
Ну вот, а сам корабль производит впечатление внушительное, особенно на сугубо штатского человека типа меня. Тем более что разрешили залезть на самую верхотуру, откуда и вид открывается на все четыре стороны, и технику можно разглядеть вблизи.
Командировка у меня была перед самыми майскими. На корабле вовсю шло использование закупленной краски по назначению. Поэтому крейсер заставлял всплыть в памяти сразу два анекдота:
1.
- Рабинович, почему вы покрасили корабль только с одной стороны?
- По договору!
- ???
- Вот смотрите, в договоре сказано: "Рабинович, с одной стороны, и Одесское пароходство, с другой стороны, заключили договор о покраске парохода..."
2. Всплывает в нейтральных водах американская подводная лодка и видит российский противолодочный корапь. Ну что, спрашивает командир, положено поздороваться? Неееет, отвечает боцман, не надо. Русские - они чокнутые. Чуть что, сразу "Пятая батарея! Огонь!" Да ладно, говорит командир, я только поприветствую, что они нам сделают? И машет с мостика: "Хеллоу, рашен!"
"Чё он сказал? Чё? Хреново покрашен? Ах ты гнида американская! Пятая батарея! Огонь!!!"
Посмотреть на Яндекс.Фотках Краткая прогулка по разным палубам корабля. Кают-компания, орудия, пост радиолокации (это где из всей техники "секретной" сейчас только часы под старину остались). На посту стояла еще раскладушка, на которой ночевал вахтенный, он ее шустро убрал.
И простор, конечно, который вокруг открывается. И ветер. Ух, какой там ветер!
Фотографии в альбоме «
Михаил Кутузов»
ed2210 на Яндекс.Фотках
А потом, после "Кутузова", пошли мы по делам своим командировочным в Морскую Академию им. адмирала Ушакова. Это на Малой Земле. Там тоже корабли и памятники. И десанту новороссийскому, и адмиралу, и первым парусным судам. Но уже не в натуральную величину и не действующие модели, конечно.
Ветер тот же, еще хлеще.
Фотографии в альбоме «
Михаил Кутузов»
ed2210 на Яндекс.Фотках
В общем, "гордо реет наше знамя" над всяческими морями. И вроде как дальше тоже намерено реять. Судя по количеству курсантов в этой академии и судя по тому, что лица у них несли явную печать интеллекта. Было приятно это видеть.
Посмотреть на Яндекс.Фотках