10 лет каторги

Aug 16, 2007 05:29

зачем нужна школа - там уже 6 стр. камментов, но ссылки в своей ленте на этот замечательный материал я пока не видел. Нового особо ничего нет (как и с темой легализации оружия, к примеру), но сказано всё чётко и по делу. Перекликается с идеями Лимонова - да и просто стоит ссылка на соответствующую главу из книги "Другая Россия", ну и с моими мыслями - тоже.

Правда там нет существенных моментов (либо автору со школой повезло). Для меня школа была адом. Внешне я выглядел как мальчик, который "хотел учиться" или "любил учиться", но это было не так. Чаще всего учиться было нечему и незачем (впрочем, по ссылке всё изложено очень подробно). Но я, в отличие от большинства маленьких товарищей по несчастью, обладал способностью к рефлексии - для меня нетрудно было понять, что раз сюда попали, то выход один - учиться, взять из этой ситуации всё что можно. А практически все остальные выбрали тактику бессознательного саботажа - в результате (поскольку времена стояли либеральные и мер воздействия типа "коленями на горох" уже не было) не меньше половины времени уходило на наведение дисциплины. Даже у самых жёстких учителей. 10 лет по полдня - в обстановке постоянного скандала. Вспоминаю это время с ужасом, а что я ещё и умудрялся учиться - то был героизм.

30 детей на одного препода - идиотская идея. Ещё более идиотская идея - школа вообще, собирать такую кучу детей вместе. Я ещё в школе понял (да и повесть прикольная была об этом у одного из наших детских писателей) - собравшись в кучу дети всегда ориентируются "по худшему". Толпа детей - это как раз та среда, где задают тон пороки, где принцип "чем хуже - тем лучше" главенствует. Это даже хуже чем двор, так как во дворе дети ещё могут собираться в компании по интересам и темпераменту, так что есть шанс что ребёнок попадёт не в самую плохую среду - если хоть чуть-чуть не глуп. В школе же собираются все подряд и кто там верховодит - понятно. И в наши времена ещё не было наркотиков... по крайней мере я не встречал (в Москве уже были).

По разным предметам, бегло. Биология, с её "системным" и "научным" подходом. Невероятно низкий КПД. Мне уже 30 исполнилось, когда я узнал, что оказывается кролики и зайцы - два разных биологических вида, и даже не скрещиваются. Зато я знаю что такое виды!
Физика. В институте её учат заново. КПД - ноль.
Алгебра, геометрия, тригонометрия, мат. анализ - кому в жизни нужно больше арифметики? Инженеру. Инженером из всего класса стал я один. КПД можете подсчитать.
Химия, любимый в школе предмет. Учитель был хороший, учебники замечательные как раз появились. Первые места на олимпиадах. В итоге, если даже мне, инженеру, почти ничего не пригодилось, что же и зачем изучали остальные?
Черчение - очень хорошая вещь, много подчерпнули. В институте изучали заново. Так чем я занимался в школе и для чего?
Рисование - из вещей практических узнал про перспективу. Воспользоваться не смог - нет таланта художника, ну не моё это.
Музыка - примерно 4 учителей мы довели, прежде чем появилась тётка с баяном и железными нервами. Пели хором песни под её руководством - полезное занятие. До этого успел узнать про 7 нот, хотя их вообще-то 12.
Русский язык - умение правильно писать вещь нужная. 5 лет его изучают, не считая начальных классов. Вообще-то есть такая книжка (в советские времена жуткий дефицит, мне достали по блату), где просто изложены правила русского языка. Как сказал мой товарищ, отвечая на вопрос как он сдал экзамен в ГАИ: "Да просто прочитал правила дорожного движения, там всё написано". Так вот, эта книжка, не особо толстая - был первый секрет нашего замечательного учителя русского языка, мир её праху. А второй - её довольно простой метод, занятий на 20-40, после которых писать правильно мог любой неглупый и старательный человек. А чего мы делали 5 лет? Русский язык изучали. Я просто выходил и читал оболтусам книжки, чтоб время зря на уроках не пропадало. Заодно Любовь Николаевна, как человек опытный, неравнодушный и наш классный руководитель, успела нам вдолбить в голову несколько вещей, которые могли кому-то просто спасти жизнь. Не было в школе предмета "криминал и способы выживания в нашем мире"...
Про идеологические предметы - историю и литературу - разговор особый. Казусы типа "информатики" не беру. Зачем была нужна физкультура, когда все пацаны и так занимались в спортивных секциях - мне тоже трудно понять. Уроки труда - если мы конечно не пахали на соседнем предприятии или на овощебазе, то представить что 1 мастер может обучить чему-то 15 гавриков - можно, в теории. На практике - "чему-то" учат.

И в итоге, летом перед последним классом школы я купил сборник заданий для поступающих в вуз. Физику и математику знал на отлично - в пределах школьной программы. Но посмотрев на эти задачи я был в ужасе! Я думал что я отличник - а в книге 99% заданий были мне не по зубам. Через год, конечно, я тамошние задачи как орехи щёлкал - но для этого пришлось готовиться специально, вне школы (хотя и учителя помогали, особенно наша замечательная учительница математики Валентина Сергеевна).

Так что я делал в школе? И что там делали остальные?

Даже в начальных классах - что я делал? Учился сидеть смирно? Читать умел ещё до школы - и читал вполне взрослые книги. Детские тоже читал, букварь в школе дали - прочёл и его, не помню за час или за день. Считать умел, вплоть до деления "на бумажке" - мама научила. Писать научили. Потом, в институте, пришлось переучиваться, потому что писать там как в прописях нельзя - лекции не успеешь записывать, либо непонятно будет. Буквы "т" и "р" писать как в школе учат просто нельзя, это извращение, а вот букву "ш" писать с подчёркиванием внизу - это от предков, а не от школы - опять же в лекциях не разберёшь её, если писать как в школе учили.

Разговоры про "нашу самую лучшую в мире систему образования" и "американские школы для дебилов" - одни из самых глупейших. Достаточно посмотреть где США, а где мы.

Между прочим, со сходных рассуждений начинается роман Майн Рида "Квартеронка", которому уже полтора века. Вот и мы, как и его герой, учились так же - и с тем же результатом. Отличия есть - я вот успешно занимался химией, а мог бы и древнегреческим - разницы никакой.

Майн Рида в школе не проходят. Зато изучают рассказ как глухой идиот утопил любимую собаку и ушёл в деревню - почему нельзя было взять собачку с собой?!

Впрочем, об идеологических предметах я зарекался сейчас писать, так что обрываюсь.
Previous post Next post
Up