Социальный психоанализ и антропология. Статья "Зеркала".

Jul 03, 2010 22:46

Одна из заметок, которые я пишу в стол для систематизации собственных мыслей и исследований.

Искать в других то, чего не хватает в себе. Искать черты, похожие на собственные. Видеть в других недостатки, которые были или стали твоей главной проблемой. Относиться к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Очевидно, что окружение, важнейшей частью которого являются люди, является основополагающим критерием самоидентификации. С развитием рефлексов, суть животных черт, все остальное ребенок перенимает у мира. Не способный к образному мышлению мозг записывает все происходящее. Чистота записи впечатляет, порой воспоминания в, например, годовалом возрасте проявляются при сеансах гипноза с небывалой точностью. Потому как разум на начальной стадии идеален для обучения. Запоминаются действия, манеры родителей, нянек, сверстников, всего вокруг. Параллельно развивается кругозор, с возрастом мир тоже растет.

Аналогичный процесс должен происходить со знаниями человека и его чувствами. В данном случае важен элемент сравнения себя с окружающими. Чисто физиологическим, что поначалу приравнивается к познавательным действиям, и лишь потом к рефлексии. Если отрицать существование объективной истины, то понятие "светлый", "крупный" и другие эпитеты если и есть на свете, то исключительно в статистическом виде. Допустим, на свете живет всего один челочек, и ему не с кем сравнить свою скорость. А если сто - критерии появляются. Поначалу в счет идут лишь технические характеристики, как быстро человек сможет догнать и вручную расправиться с гепардом. Сравнение таких способностей у разных людей вполне можно назвать объективным. Но человек при этом является самым сложноорганизованным существом в пока известном нам пространстве.

Логично заключить, что растет не только индивид, но и по тем же законам вся цивилизация, а критерии с примитивных расширяются до комплексных. Появляются интеллектуальные профессии, и вот между собой соревнуются не только охотники, но врачи и писатели. Появляется потребность в искусстве. А многообразие подразумевает и различные методы, которые вызывают споры. В процесс эволюции включены как прорывы, так и ошибки, что заставляет людей выбирать все новые алгоритмы жизнедеятельности. С примитивной основы система разветвляется, а свои взгляды люди готовы защищать с оружием, в том числе массового поражения. Конфликты вырастают на том месте, где когда-то были одни объективные критерии. Безо всяких парадоксов, на абсолютно закономерных основаниях при факторе многообразия они становятся субъективными. Что касается запросов на эстетические темы, то есть появление красоты и родственных терминов, это происходит одновременно с достижением общества комфортности. Так как мыслительные вопросы никак не приоритетнее физических, к ним обращаются, когда есть еда и кров.

Высшая форма развития социального многообразия, соответственно, находится на краю развития цивилизации. Когда у людей есть свободное время, которое появилось за счет взаимодействия индивидов в обществе, свои моральные проблемы они формируют и решают по тем же принципам, что и вопросы непосредственного выживания. Изменяются лишь детали. Как выглядит мир глазами человека? Он видит часть себя, других, себя в зеркале, других в нем же, все это при искаженной в разной степени перспективе. Это относится к поступкам, внешности, уже всем возможным критериям. Развитие технологий лишь развивает этот субъективизм. С точки зрения возможностей, интернету нет равных в деле развития социальных коммуникаций в последние десятилетия. И его смысловым мейнстрим-элементом являются так называемые "социальные службы", которым можно отнести различные мессенджеры, такие как ICQ, AOL и Skype, форумы, дневники с системами комментариев, и, конечно же, социальные сети - Facebook и все международные клоны и идейные родственники этого сервиса.

При технологическом равноправии всех участников социального процесса в интернете, априори различный контенет и создает субъективный эффект. Мессенджер работает у всех одинаково, но контакт-лист и настройки всегда отличаются, даже если эта разница незначительна. Таким образом, сервисы являются продолжением уникального взгляда каждого человека, только возможности оного намного расширяются. При определенном подходе, все это помогает самопознанию, которое необходимо после решения насущных проблем. Другая сторона дела - рефлексия из зачаточного состояния может вырасти в разы. Вместо одного взгляда на окружение, человек получает новые наборы глаз. Он видит, как ведут себя другие люди, и сознательно или подсознательно сравнивает себя с ними, как и раньше, но с увеличенным размахом.

Если принять коммуникации как расширение возможностей и без того субъективного восприятия мира, то подобному росту подвергнутся и личные качества человека. Важно, что они существуют в объективном или субъективном виде и могут изменяться по смыслу и форме. Получая и отдавая массив информации, человек показывает и себя. В таком случае, реакция на какие-то раздражители аналогичные существующим в реальном, не сетевом мире, может усилиться. Стеснительность разовьется в полноценный страх, раздражительность в манию, ироничность в социопатию, а сомнение, например, в дисфункцию, синонимичную потере индивидуальности. Если к такому поведению изначально существует предрасположенность, стоит пересмотреть степень своего участия в процессе.

Возникает обоснованный вопрос результата всех упомянутых действий. В разной степени всем людям необходимо проверить полученные при коммуникации знания на прочность, в данном случае, не выходя за рамки интернет-социума, получить отдачу, реакцию. Однако для остальных он часть мозаики, каждый элемент которой влияет на происходящее. По тому же принципу мозаики, значение одного индивида для другого варьируется - реципиент может быть кем угодно, от статистической погрешности до приоритетного источника данных, в зависимости от интенсивности и содержания его действий. Определение своего комплексного значения и значения конкретного для интересующих субъектов и есть созданный феноменом социальных служб аналог философского "поиска своего места". Который также является глубоко субъективной проблемой, переменной в уравнении жизни.
Previous post Next post
Up