"Убийство", 1956.

May 18, 2005 12:16

Фильм Стэнли Кубрика, снятый перед "Путями славы", "Лолитой", "Спартаком" и всеми остальными его творениями. Для меня во многом кино оказалось неожиданным, потому что я привык видеть совсем другие темы в фильмах Кубрика. Этот же (к моему удовольствию) посвящен ограблению, тщательно продуманному и спланированному, но все же неудачному.


Вышедший из тюрьмы гангстер, налетчик со стажем, Джонни Клей (Стерлинг Хайден) решает провернуть последнее дело, такое дело, в котором даже возможный риск будет на 100 процентов обоснован, в котором игра будет стоить свечь. Объектом нападения он избирает ипподром - место, которое никто никогда не грабил, поскольку охраняется он лучше чем любой банк, да и все инкассаторские процедуры совершаются во время проведения бегов при огромном стечении посетителей. Однако у Клея рождается план, который он готов отыграть без сучка и задоринки. Но готовы ли также его подельники?
Если брать жанр в его развитии, то, как бы это не звучало, можно выстроить интересную цепочку "Асфальтовые джунгли" - "Убийство" - "Криминальное чтиво". Задолго до Тарантино Кубрик тасует события фильма, ломая линейную композицию. В разных кадрах герои различных эпизодов пересекаются и даются глазами друг друга.
Кроме того, Фильм Кубрика во многом созвучен с мотивами, заложенными Хьюстоном в его совершенной картине "Асфальтовые джунгли". Т.е. центральная тема - ограбление; причины, которые подталкивают его участников на такой шаг; и финальное бегство. Бегство - то как оно показано у Хьстона - есть, на мой взгляд, то действие, через которое он вскрывает, препарирует характеры своих героев, давая их окончательное толкование. Большой куш становится лишь последним поводом для финального броска, как удар хлыста для застоявшегося в стойле скакуна, для отчянного, сумасбродного, бессмысленного рывка навстечу неизвестности, в которой им грезится свобода.
В последней сцене фильма Кубрика персонаж Хайдена стоит перед уже ничего не значащим выбором, для него все уже потерянно, и поэтому Кубрик прячет решение Клея за титром "The end", также как в последствии прячет за ним жертву убийства Кассавиц в своей "Ненависти".
В "Убийстве" много моментов, которые позже так или иначе всплывали в различных фильмах. В первую очередь, бросается в глаза орудие преступления - дробовик, который служащий ипподрома проносит в здание в коробке с букетом роз, перевязанной крест-накрест ленточкой с бантиком. В такой же точно упаковке несет свой дробовик Шварценеггер во второй части "Терминатора". Да и много чего еще есть в этом фильме.


Previous post Next post
Up