Надоело работать, давайте, я вам лучше снова об Африке чего-нить расскажу.
Кучу денег мы спустили на покупку всякого рода барахла из местного хэнд-мэйда. Поскольку работа в сфере туризма, обслуживания и т.п. - самая популярная и прибыльная у местного населения, то остальная его часть, не занятая на службе в полиции и министерстве туризма и дикой природы, занимается изготовлением и продажей поделок из черного и красного дерева. Как говорил наш майор на военной кафедре - «Таджики - они, конечно, дураки. Но до определенного момента». Такая же тема и с неграми. В первом же магазине, который попался на пути из Найроби в Маунт Кения, за 4 статуэтки нам объявили 17.000 тугриков (при расчете 1$ = 70 тугриков). Торгуются они не эмоционально, но самим процессом явно наслаждаются. Неторопливо, с придыханием, продавец поглаживал каждую из фигурок, приговаривая “Just take a look, my friend, it’s pure ebony” с таким акцентом, что поначалу я постоянно переспрашивал. Доторговавшись до половины первоначальной цены, продавец уперся рогом и на каждую фразу отвечал: “Give me the best price, my friend!”. Пришлось поставить статуэтки, пожать плечами и направится к выходу. Реакция последовала незамедлительно и со словами «ю ар киллин ми, май фрэнд» была достигнута удобоваримая цена.
На побережье, как только выходишь из отеля на пляж, со всех сторон сбегаются эти страдальцы со своими товарами и начинают навязчиво чего-нить втюхивать. Кое-как избавившись от них в первый раз, мы пошли гулять вдоль берега. Катя собирала под ногами ракушки, а я глазел на широченный, пустынный, простирающийся, казалось, до горизонта пляж, покрытый чистым белым песком. Было послеобеденное время, но на пляже кроме нас из туристов не было не души. Неспешно бродили охранники отеля, вдоль кромки подведомственной территории (к слову, пляж к ней не относился), редкие продавцы с какими-нибудь бусами в руках сворачивали в нашу сторону с привычного маршрута. Через некоторое время я разговорился с одним из продавцов, который не особо рьяно впаривал нам свои поделки. У него было совершенно спокойное, отрешенное лицо, говорил он также неторопливо, волосы на голове были заплетены в дреды (это многое объясняет, не правда ли?). Амос рассказывал о том, что в стране высокий уровень безработица, поэтому им приходится заниматься торговлей. Люди from the uplands живут лучше, потому что там развито сельское хозяйство, а на побережье делать совсем нечего. Он бы и хотел работать в отеле, но туда берут все тех же, из центральных районов Кении, потому что там якобы лучше образование в школах и колледжах. Он спрашивал, откуда приехали мы, расспрашивал о России - есть ли у нас океаны, на каком языке разговаривают в России, какой уровень жизни. Говорил, что хотелось бы увидеть снег, не на вершине Килиманджаро, а так, чтоб можно было потрогать руками. Короче, было решено. Мы назначили его официальным представителем народа Кении в общении с нами - сувениры покупаем только у него, а он зычным голосом отгоняет всех остальных продавцов. Схема работала, как по маслу. Стоило только выйти в другой день на пляж, а местным рвануться к нам с очередными предложениями, как тут же раздавался окрик Амоса и больше нас никто не беспокоил.
Проблема была в том, что за пределы отеля выходить не рекомендовалось, а мне позарез надо было порадовать друга майкой кенийской футбольной сборной для его коллекции. Амос в этом смысле пришелся весьма кстати. Я отправил его в город за футболкой и на следующий день около бассейна меня нашел один из охранников: «Это вас ждет растаман?». Я кивнул и пошел за охранником на пляж. По дороге я спросил его, правда ли Амос растаман или просто так дреды носит. Охранник, расплывшись в улыбке, подтвердил, что Амос - самый натуральный растаман.
Как выяснилось позже, в Кении распространены все известные миру религии, как впрочем и секты. Растаманов там действительно очень много. Самые распространенные религии, конечно же, христианство и ислам. В Момбасе, например, мусульман огромное количество. При этом, будучи христианами или мусульманами они умудряются ловко сочетать церковные обряды со своими исконными культами. Тоже Вуду, к примеру, до сих пор достаточно развито в тех странах, где оно имеет свои корни - Гана, Того. Одним из элементов местных ритуалов уже давно остается пародия на европейцев, на цивилизованную жизнь. Так, в некоторых племенах ЮАР и Мозамбика при проведении ритуалов несколько человек одевают на себя фуражки и кители полицейских, как правило гаишников, и, размахивая черно-белыми жезлами, имитируют попытки белого человека упорядочить не только движение на улице, но и саму жизнь. Еще вот светофоры любят мастерить - возьмут палку, прилепят к ней три круглых диска, разрисованных под светофор, и прикалываются над своим товарищем, который щеголяет под ним в форме полицейского.
В ряде стран еще, особенно на западном побережье, принято хоронить человека в гробу, символизирующем профессию покойного. Т.е. водителя хоронят в гробу в форме грузовика, рыбака - в форме рыбы и т.п.
Возвращаясь к сувенирам, хотел сказать, что основная масса подобных изделий - это маски, конечно. Маски продаются везде в нереальных количествах, причем это не обязательно маски кенийских племен, а сборная солянка со всей Африки. И само собой кениец иногда просто не знает, какое ритуальное значение имеет та или иная маска из другой страны. Мы их поэтому и не покупали. На всякий случай.
В Кении проживает 42 племени, но самое известное, самое древнее - это Масаи. Считается, что когда-то в древние времена большое военное подразделение, направленное египетским фараоном в Эфиопию, решило подзабить на любимого фараона и направилось дальше в глубь Африки. Солдаты со временем рассеялись по разным территориям и основали ряд ныне самых известных племен. К их числу относятся и Масаи. Чистокровного масая можно реально отличить от представителя другого племени - кожа менее черная чем у остальных (хотя это условно), черты лица более тонкие, благородные, можно сказать. Место их компактного проживания - Масаи Мара - один из центров туризма в Кении. К сожалению, программа нашего пребывания не предусматривала ее посещения, но будет что посмотреть в следующий раз. Как мы слышали, туристов там возят в деревню масаев, которые радостно изображают перед ними ритуальные танцы и все такое. При этом, говорят, если уломать гида-водителя, то он может провезти вас мимо реальной деревни масаев. Там можно увидеть нормальные особняки со стоящими рядом Роверами и все остальные блага цивилизации.
В лавке Амоса я видел пару масйских масок, которые легко отличить по их племенному цвету - красному. Масаи носят красную племенную одежду и маски соответственно тоже красные. И вот еще - ритуальным обычаем масаев является разрезание мочки уха и вставление туда этакой круглой растяжки. Ничего не напоминает? Когда я сказал Амосу, что в Москве многие молодые люди делают то же самое, он чуть не упал. Развивая эту тему членовредительства, можно еще сказать, что в Эфиопии у девушек принято вдоль разрезать нижнюю губу от края до края, чтобы вставлять туда деревянную пластину, количество кругов на которой символизирует количество голов скота, отдаваемых в качестве приданного, а после замужества иллюстрирующей социальный статус дамы. Может европейская молодежь и это возьмет на вооружение?
Ладно, хватит. Потом мож чего еще напишу.