1. "Deliverance" Бурмана (1972).
Откровенно говоря, фильм не впечатлил. Возможно из-за того, что я ожидал от него гораздо большего. Бурман пытается анализировать реакцию цивилизованных городских жителей на немотивированное насилие, с которым они сталкиваются в американской глубинке. Жители этой самой глубинки (типичные реднеки) показаны как некое полудикое племя со всеми признаками вырождения, для которых "городские" не более чем беспомощные существа, представители какого-то другого мира, бесправные чужаки. Столкновение двух миров, двух разных мировозрений, как водится, приводит к драматической развязке.
Годом ранее в 1971 Пекинпа снимает "Соломенных псов", посвященный этой же проблеме, но освещает ее с несколько иной точки зрения. В центре его сюжета все же находится женщина, провоцирующая вспышку насилия у местных жителей. Но самое главное у Пекинпа - женщина сама по себе была частью этого местного социума, ее отъезд расценивался как предательство, а возвращение - как издевка.
Наиболее схожие поведенческие мотивы, предложенные Бурманом, лежат и в основе "Южного гостеприимства" Уолтера Хилла, снятого почти что десятилетием позже. Этот фильм произвел на меня в свое время неизгладимое впечатление и так или иначе я сравнивал "Избавление" именно с ним. Фильм Хилла может быть и лишен особого психологизма, более динамичен, но режиссерские задачи выполняет на все сто процентов. Бурман же пытается исследовать именно психологические изменения героев, но, хоть убейте, я ни в жизнь не поверю, что мужчина, которого только что изнасиловали, может вести себя так, как это показано в фильме.
2. "Suspiria" Дарио Ардженто (1977).
Отмечал таким образом Хэллоуин.
Даже не знаю, что сказать. Обалденное кино. Не смотря на типично арджентовские дурацкие спецэффекты - резиновое сердце, мультяшное мерцание черной королевы и все такое, атмосфера в фильме создана сногсшибательная. В конце концов, кто как не итальянский режиссер может внушить зрителю ужас видом барочной архитектуры. Не знаю, с чем сравнить. Это как если бы меня пытались напугать видом Большого театра (во всяком случае, до его реконструкции). Вообще сцена на площади - это шедевр.
3. "Операция "Мутанты" Алекс де ля Иглесиа (1993).
Пересматривал. Плакал.
Надо срочно купить и пересмотреть "День зверя". Он все таки самый лучший из всего того, что я видел у Иглесиа.
4. "Перекресток" Уолтер Хилл (1986).
Самая правильная фраза об этом фильме написана на ИМДБ - "The Most Wonderful Tribute to Blues Ever Made". Тут и добавить вроде как нечего. Все же Хилл - режиссер, созданный для динамичного кино, а не для подобных милых историй. Слишком все просто, откровенно предсказуемо, но давит на нужные струнки в душе зрителя (кроме тех, конечно, кто блюз совсем не переносит). Ремесло, одним словом.
Копия, которую я смотрел, имела очень прикольную немецкую озвучку, так что меня на протяжении первого получаса не покидало ощущение, что действие происходит в Германии.
5. "Lady Snowblood" (1973).
Типичный японский лубок, вроде "Одинокого волка..." и "Затоичи". Строгая, самурайского вида женщина жестоко расправляется с врагами. Все бегают, кричат, литры крови льются фонтанами и все такое. Красотища.