Экстрим с философией
Заявка была проста: ролевая игра с экстримом человек на сорок. Питерский формат. Три дня на необитаемом острове, без спальников и карематов, без еды. Чем не возможность проверить себя? Заманчиво! Тем более в таком красивом месте Ленобласти.
Случайно на ноже карманном
Найти пылинку дальних стран -
И мир опять предстанет странным
Закутанным в цветной туман
(Александр Блок)
- Пойду погулять по камням над обрывом в скользких ботинках.
Если что - ищите меня в черном полиэтиленовом мешке.
(навеяло)
И вот всё как мечталось: огромная прозрачная Ладога, прекрасный и дикий остров, вереск, мхи и камни, свежий ветер, пара разрешенных шоколадок в сумке, алая земляника - и затейливый загруз персонажа в голове. Ну чего еще надо? Играй - не хочу!
Сейчас Кесс, да и многие другие, утверждают, что экстрима было маловато. Никто не крал друг у друга еду (а только пледы и подстилки). Была отличная аптечка и доктор. Никто всерьез не напрягся. Не было комаров, реального холода и вообще трудностей. Но даже такие условия для многих стали серьезным испытанием. Дождь, который начался в этот же день и шел практически все время, насквозь мокрая одежда, отсутствие котелка и палаток, сбитые ноги, мгновенно начинающаяся простуда - и семь человек из сорока потихоньку съехали.
Впрочем - и тут надо оговориться - не все они съехали из-за бытовухи. У некоторых персонажей просто не зашла игра.
А она была.
Вот среди этих промозглых туманов, возле костра или в беготне по острову - она была. Да еще какая!
***
Я буквально счастлива, что притащилась из Сибири в Питер на игру МГ «Бастилия». Потому что такой крышесносной головоломки я не видела, по-моему, еще нигде. Да и игроки были просто отличные, причем и из Москвы, и с Урала, и с югов: Гризабелла и Фидель, Вер и Лёша Корсун, Ксеняка и Кесс, Москит и Лео Царев, Бобах и Донна, Вьёна, Ван, Лота, Милена-София, и прекрасная, неутомимая доктор Дина - Эсфирь. Играть с ними было одно удовольствие!
Сюжет прост - группа экскурсантов едет на дикий остров на четырехчасовую прогулку, после которой на базе их будет ждать банкет. Через четыре часа за ними не приезжают, рации не работают и оставайтесь как знаете. В процессе лазания по острову и из загрузов персонажей постепенно выясняется, что остров - это некая аномальная зона, где располагалась секретная корпорация ЛОСТ, которую отсюда недавно выжили. Видимо из-за аномальности этот остров был еще (возможно!) средоточием каких-то божественных эманаций и (возможно!) населен духами, а также (возможно!!!) был объектов внимания внеземных цивилизаций.
Это я сейчас так по полочкам располагаю. А когда ты не понимаешь того, что у вас происходит, когда сопоставляешь несопоставимые обрывки сведений, когда узнаешь, что одна группа стихийных исследователей нашла на северном краю острова бункер, а вторая на юге - языческое капище, то мозг взрывается!
Вот появляется парочка - и один из нас столбенеет: это его некогда погибшая жена! Вот девушка Ольга Кальверт встречается с Ольгой Кальверт - и обе спорят, кто настоящая (а настоящей-то и нет!). Вот на пятерых незнакомых экскурсантах - одинаковая «родинка».
И становится жгуче интересно - а все-таки, ЧТО ЗДЕСЬ?!
***
Но прелесть игры заключалась в том, что мастера не составляли паззл, все части которого нужно было собрать, чтобы все понять. Они, скорее, создали зону, где каждый мог увидеть подтверждение своего истолкования аномалий и убедиться в своей правоте.
…Ты считаешь, что все получилось так из-за неких божественных сил? Отчего нет? Ведь священник выводил из комы крёстным ходом.
…Но ты полагаешь, будто нужно провести обряд - и всё получится! Да пожалуйста, делай - и правда же получается.
…А я уверена, что это все наука и исследования? Ну ясен пень, сейчас проведем эксперимент - и все, смотри-ка! - тип-топ!
Мастера позволили практически каждому направлению (христианство, наука, язычество, инопланетяне) толковать события на Острове своим собственным образом. И все это оказывалось довольно непротиворечиво. Что только убеждало каждого представителя каждой ветви в его правоте. Инопланетное представление, правда, не зашло. Похоже, нас перестали волновать идеи внеземного вмешательства. Зато все остальное кустилось и цвело.
Давно не слышала я таких прекрасных жарких споров о смысле жизни, о противостоянии веры и знания, о науке и человеке, о предназначении и происхождении. Спать на сырой земле было трудно - вот и зарубались люди в дискуссиях возле костра всю ночь. И это было великолепно, поверьте! Я почистила, благодаря игре, кое-какие свои убеждения, а кое-что выкристаллизовала и вербализировала. Когда б еще у меня это получилось в суете будней?
***
Еще отличными были сами сюжеты. Вписанные в интересные подробные загрузы, они давали толчок деятельности персонажа. Для их реализации очень помог такой механизм, как блокноты, которые олицетворяли собой память: в них находились фото игроков с пометками: «Друг», «Одноклассник», «Где-то видела, но не помнишь, кто». Именно поэтому внезапно появляющиеся на Острове незнакомцы кому-то были знакомы и сразу включались в развитие истории.
Сюжеты включали в себя по нескольку персонажей и развивались прямо на глазах. Меня, как любителя всяческой литературщины на играх, просто очаровали сюжетные схемы из книжек, но наверняка там были «цитаты» из кино, а большинство фабул, как я поняла, мастера создали сами. История с погибшей Евой, которая возвращалась снова и снова - как жена главного героя в «Солярисе»… Эмбрионы-«подкидыши» - аллюзия «Жука в муравейнике»... Маньяк-убийца с пересаженным сознанием напоминал об Альфреде Бестере. А меланхоличная фраза врача Дины о том, что у нас, если не деревня Гадюкино, то уж точно Макондо, впихнула меня в «Сто лет одиночества».
И это было столь же прекрасно, сколь и головоломно.
***
Благодаря заготовленным сюжетам замесов хватило надолго. Но кроме них игра развивалась благодаря наличию на Острове пяти нежилых локаций: лаборатория, бункер, крест с могендовидом, языческое капище, некое хранилище эмбрионов. К каждой был пристёгнут кто-то из игроков, на каждой - свои навороты. Все можно было изучить и как-то использовать. В принципе, многие порывались что-то делать.
Но в массе своей…
О, я до сих пор хожу озадаченной. Ведь на остров собрались не самые тупые и не самые плохие люди. В целом наша компания даже выше по IQ абстрактного сборища.
Но мы уничтожили ВСЁ.
То есть лабораторию мы полностью разобрали, бункер расколупали и аппаратуру разнесли, капище разрушили до основания, крест повалили, а эмбрионов, которые мирно покоились в контейнерах - правда, почему-то на дереве среди леса - Герда разнесла палкой. Палкой! И это сотрудник лаборатории, начинающий учёный!
- Почему ты расшибла клавиатуру - спрашиваю другую очаровательную девушку.
- Не знаю. Наверное, с досады!
Друзья, неужели в глубине души мы по-прежнему готовы уничтожить все, чего не понимаем? Интуитивно так?
Видимо да.
И не говорите мне, что если бы вы были на нашем месте, то вы бы осторожничали и исследовали бы, а не разрушали. Я вам теперь не поверю. Все мы, блин, деструкторы, похоже…
***
Эта наша деятельность явно имела какой-то отклик Острова. Мой персонаж время от времени получал от мастеров данные - «параметры возмущения аномальной энергии или другой силы на основе комплексного сбора косвенных данных». Один параметр показывал интенсивность возмущения на Острове. А другой - интенсивность распространения аномального возмущения за пределы Острова. И оба параметра непрерывно росли.
То есть чем больше мы творили тут безобразий, тем сильнее проявлялись аномалии. Как могла, я пыталась донести до людей эту нехитрую истину. Но мы, же, блин, деятельные все! Нам бы всем порох изобрести, Валдайские горы походом форсировать или другое какое кровопролитие учинить!
Потому и появлялись время от времени то ожившие мертвецы, то странные и страшные звуки вдалеке, то тетрадь о «новых людях» с вырванными листами. Мастера довольно оперативно реагировали на поступки и напряжение в целом нарастало. Когда за пределы Острова грянуло «превышение ПДД аномальных возмущений», то там, как нам было сказано, «видели лодочника Петровича, утонувшего в прошлом году»…
Однако, увы, игроки не стали особо заморачиваться на эксперименты с понижением\повышением «возмущений». Боюсь, что мастера несколько разочаровались, не увидев нормальной научной деятельности, на которую нам намекали загрузы. А ведь можно было поисследовать.
***
Отступление про себя
Честно говоря, меня взяли на игру задаром (снисходя к отдаленности Сибири от Питера), но за это я была ИМПом - надо было мутить воду, шуметь, всячески расталкивать остальных и воровать баб. Что должно было увеличивать нервозность и панику.
Однако, несмотря на это, я очень и очень поиграла. Загруз был прямо великолепен - просто жесткач: «Ты бесплодна, поэтому от тебя ушел муж. Ты исследователь, руководитель отдела…» - и еще на две странички деталей и людей.
Это не я! Совсем-совсем! Я, как Еля, просто даже не понимаю, что такое быть без детей. Это как? И без мужа?!!! А это как?! И еще руководить довольно спорными с этической точки зрения опытами? Супержёстко!
Ну и я играла этакий хардкор без колебаний и всяких там соплей. Оплодотворение? Можно и силой, раз надо для эксперимента. Дрова собрать? А ну-ка все быстро в лес! Крест и обряды? Да это антинаучный бред, мракобесие и дикость.
Надеюсь, моя Елена Григорьевна была ярким и неприятным персонажем. Запоминающимся. Без личной жизни, без доброты и сомнений. Но мне она нравилась. Как и все, что интересно и непросто сыграть. Низкий поклон мастерам за то, что они из одного-единственного слова «фанатик» создали такой непротиворечивый образ, соответствующий миру. Я нахапалась впечатлений и очень довольна - и персонаж яркий, с эмоциями, и помозговать пришлось нехило. Многое пришлось достраивать самой - чисто на логике. Ох, я и натерпелась тогда мучений. Не только самой объяснить себе, как оно было. Но и найти слова, чтобы доходчиво, убедительно и спокойно рассказать Марго ложь, обелить довольно бесчеловечные работы ЛОСТ, оправдать сотрудников и дать возможность какого-то позитивного взгляда на вещи. Было страшно, когда на свет выплыли бумаги, неопровержимо свидетельствующие о незаконных исследованиях. У меня дрожали руки, но один из компрометирующих листов (где рассказывалось, как мы прививали вирус жене Андрея, а потом на ней испытывали лекарство) мне удалось уничтожить прямо чуть не на глазах у всех. А по поводу второго - о, я изобразила такое отчаяние по поводу «неизвестных мне фактов» что кто-то даже посочувствовал: похоже, говорят, ваше мировоззрение дало крен!
Ага, как же!
Я же знала, что ради науки можно всё!
Конец отступления
***
Финальная часть заключалась том, что из комы срочно надо было выводить троих «подкидышей». Я, естественно, взялась это сделать с помощью экспериментальной вакцины. «Жрица» Мокоши твердо заявила, что может излечить одного человека точно, тут подал голос и отец Викентий (отличный игрок, прям порадовал!).
И вот любопытный штрих: Елену Григорьевну спросили, на каких основаниях она собирается провести лечение на человеке, впавшем в кому? И совсем было силой собрались помешать мне это делать. Я тогда сварливо возразила, что вся эта публика почему-то не интересуется, на каких основаниях поп собирается провести с таким же больным молебен, а язычники - свой ритуал. И ведь правда, да! Против попа и обряда не возражали, а против эксперимента - еще как! Это мы с вами так против науки настроены? Или просто воспринимаем церковь и «магию» как нечто фальшивое и потому неопасное? Для меня, как для атеиста, это любопытный вопрос.
Вообще я очень порадовалась такому откровенному противостоянию. Когда могучий Борис Андреевич (в лице Лео Царева), представитель враждебной структуры «Паритет», призывал пойти и выпустить в мир, а позже уничтожить Врага Рода Человеческого (ну или кого-то помельче рангом) - я оттянулась, издеваясь над этой идеей! А поскольку все равно никто никуда не пошел, я сочла, что знания - не только сила, но и рулят!
Кстати, уход Бориса Андреевича был фееричен. К берегу пристала лодка, в ней приехало начальство из «Паритета» (в лице Антона ХЗ).
- Ну, как насчет плана Б? - поинтересовалось начальство.
- План Б не прошел! - ответил Борис Андреевич.
- Ты уволен! - резюмировало начальство, достало пистолет… и пристрелило своего сотрудника.
…По-моему, это было круто!
Увольняя Герду за убийство эмбрионов, я наставительно сказала ей:
- Радуйся, что ты работала в ЛОСТ, а не в «Паритете»!
***
В конце субботы рация у нашего "проводника Фёдора" (Митяй), представителя транспортной компании, на которую мы все дружно собрались подавать в суд, внезапно ожила:
- Остров, Остров! Вызывает Станция!
- Станция! Станция! Говорит Остров! Что случилось?!
- Передали штормовое предупреждение! Мы вас заберем на час раньше!
ЧТО?!
То есть мы уже поняли, что со временем на острове какой-то косяк - например, парень Данила вышел к нам в середине субботы, но клятвенно уверял, что просто припоздал и выехал на лодке всего через полчасика после остальных. У моей коллеги Веры, оставашейся на Острове, день длился едва ли не неделю по нашим меркам.
Но чтоб так: мы здесь торчим уже вторые сутки, а нам сообщают, что четырехчасовая экскурсия сокращается НА ЧАС?!
По-моему, это было круто. Помимо подъема духа (то есть все-таки за нами приедут!) это означало, что в конце нас обязательно будет ждать обещанный банкет.
Он и случился.
Правда, спустя много часов и несколько убийств, спустя еще одну холодную ночь среди мокрых камней, спустя разочарование в людях и одну операцию по вживлению эмбриона «подкидышей»…
***
И мы уехали. Не все. Кое-кого из персонажей Остров не отпустил. Причем это уже было решение персонажей, а не мастеров. Они почувствовали логику этого мира и сделали соответствующие их ролям выводы. Похоже, что в конце концов Остров и его обитатели зажили своей жизнью.
Для меня вишенкой на торте стал лодочник, который громогласно рассуждал о том, что впереди еще все выходные, что напрасно нам сократили экскурсию, что он вот один нас возит - потому что Михалыч тронулся умом от пьянства и видел Петровича, который утонул год назад… Я слушала - и у меня кренилось сознание. Ну лодочник-то точно должен был знать, что мы уехали два дня назад! И как он знает про сверх-эманацию Острова на окружающий мир - которая внезапно вернула из небытия не только персонажей-игроков, но и персонажа из загруза?!
Это был очень сильный момент для меня.
Слегка сдвинувший реальную картину мира.
И за это я отдельно благодарна мастерам. С течением времени окружающее теряет многогранность и становится очень понятным.
Спасибо, друзья! Ваша игра стала для меня той блоковской «пылинкой дальних стран» на карманном ноже. А еще - возможностью немножко проверить себя. И других.
Пожалуйста, делайте еще игры. Они у вас правильные.
… А лодочник оказался вполне себе ролевиком - Алексеем Царевым, который потом от души посмеялся над моим изумлением. Но я не огорчаюсь - все равно мир остался чуточку перекошенным.