Нашел тут одну старую запись, покрытую напластованиями пыли, отредактированную, оформленную, но прикопанную "до лучших времен". Видимо они настали.
Так сошлись звезды, что всем отпускным планам на год, которые мы тщательно строили, было не суждено исполнится. Неделю запланированного, но не очень удобного и нужного, осеннего отпуска перенести не удалось и отдыхать меня все таки отправили, практически насильно. И все бы ничего, но мою жену, и по совместительству основного и главного штурмана нашего экипажа, на отдых не отпустили. Поэтому всю неделю, большую часть дня, я был предоставлен самому себе. Не знаю уж почему, но мне показалось полезным реализовать что-то из того, что я в обычные дни сделают не смогу или не успею. Прожив всю жизнь в Москве, у меня еще оставались места, в которые мне почему-то не получалось попасть. Среди таких "не охваченных" мест была Останкинская телебашня. С точки зрения инженера башня вызывает живейший интерес, не смотря на то, что в институте нам прожужжали все уши нормально-напряженными, или "преднапряженными" конструкциями плит из которых собиралась башня, плюс еще кое что из радиовещательного оборудования. С точки зрения горожанина, для которого башня всегда была источником радио- и телесигнала, а так же естественной частью ландшафта города, идея побывать на её смотровой площадке не вызывала особенных эмоций. Ну и раз время есть, а особенных дел нет, то почему-бы и не сходить. Сразу небольшая ремарка - на некоторых кадрах попадаются блики от ограждающих стекол закрытой смотровой площадки.
> Можно-ли поверить, что буквально за час до этого кадра хлестал дождь и на небе не было просветов, сулящих хорошую погоду? В какой-то момент даже промелькнула мысль разворачиваться обратно к дому, но все таки решил доехать. Тем более, что были некоторые вопросы, связанные с посещением башни, стоимостью, доступным временем, размерами группы, сеансами, возможностью съемки и прочими деталях этого мероприятия. О решении доехать я в общем-то не пожалел. Кстати, в башню не пускают деток до 7 лет и другие группы людей, у кого в случае ЧП на смотровой площадке могут быть трудности с эвакауцией.
> Проход к телебашне разделен на два этапа. На первом предстоит продать азбуку купить билет и дождаться времени, когда будут запускать сводную группу посетителей-туристов. На втором этапе необходимо преодолеть открытую галерею и пройти тщательный контроль у подножия башни службой безопасности.
> Геометрические формы основания телебашни, которые узнаются всегда и везде. Образ самой башни в целом, и каждого из ее элементов, "лепестки" основания, кольца технических этажей, узнаются легко и безошибочно, можно сказать - с закрытыми глазами.
> Так как туристы на смотровую площадку запускаются группами, то группа формируется из посетителей, купивших билет и прошедших билетный контроль в отведенное время. В ожидании всех посетителей можно поглазеть на выставленные тут экспонаты истории телебашни, различную инфографику на тему самых высоких сооружений, самых-самых достижений и тому подобных фактов, где так или иначе "засветилась" телебашня.
Пользуясь подсказками Вики, мы можем узнать о телебашне следующее.
В течение 1956-1959 годов выходит ряд Постановлений Совета Министров СССР и Исполкома Моссовета, определяющих конкретные задачи по созданию нового телевизионного комплекса вместо Шаболовки: месторасположение, технические параметры, сроки проектирования и строительства, исполнители. Новую башню намечено строить не из металла, а из железобетона. Распоряжением Совета Министров СССР, генеральной проектной организацией, разрабатывающей технологическую часть, назначено Министерство связи СССР в лице Государственного Союзного проектного института (ГСПИ), архитектурно-строительную часть поручено разработать - институту «Моспроект». Генеральным подрядчиком назначен «Главмосстрой». 30 января 1956 г. Моссовет выделил для строительства телевизионной башни участок на Юго-Западе Москвы в районе «Черемушки». На участке были проведены изыскания, составлен строительный паспорт и сделаны планировочные работы. В марте 1959 г. строительная площадка была перенесена в Останкино, сначала на территорию парка им. Дзержинского, а затем - на территорию Останкинского питомника Управления благоустройства города.
В июле 1960 г. СУ-60 треста «Строитель» приступило к работам на стройплощадке. 27 сентября 1960 года - в основание телебашни были заложены первые железобетонные блоки. Окончательный проект башни был выпущен и утвержден 22 марта 1963 года. Главный конструктор - Н. В. Никитин. Инженеры - М. А. Шкуд и Б. А. Злобин. Главный архитектор - Л. И. Баталов. Архитекторы - Д. И. Бурдин, М. А. Шкуд и Л. Н. Щипакин. В то время это было самое высокое сооружение в мире.
Авторами проекта стали: Никитин Н. В. - главный конструктор, Баталов Л. И. и Бурдин Д. И. - архитекторы. Проект башни был придуман Никитиным за одну ночь, образом башни стала перевёрнутая лилия - цветок с крепкими лепестками и толстым стеблем. По первоначальному проекту у башни было 4 опоры, позже - по совету всемирно известного немецкого инженера-строителя Фритца Леонхардта (Fritz Leonhardt), автора первой в мире бетонной телебашни в Штутгарте - их число увеличили до 10. Высота башни была увеличена до 520 м, увеличено количество телевизионных и радио программ. На башне добавляется оборудование радиорелейных линий, передвижных телевизионных станций, радиотелефонной связи, объекты спецслужб, метеорологический комплекс. Идея использовать преднапряжённый железобетон, сжатый стальными тросами, позволила сделать конструкцию башни простой и прочной. Другой прогрессивной идеей было использование относительно мелкого фундамента: по замыслу Никитина, башня должна была практически стоять на земле и её устойчивость обеспечивается за счёт многократного превышения массы конусообразного основания над массой мачтовой конструкции.
Строительство велось с 1960 по 1967 год. 5 ноября 1967, в канун 50-летия Октябрьской социалистической революции, был подписан Акт Государственной комиссии о приемке в эксплуатацию первой очереди строительства башни. Останкинская телебашня начала трансляцию в эфир четырех телевизионных и трех радиовещательных программ на расстояние 120 км. До этого дня почти два месяца одновременно работали две станции на Шаболовке и в Останкино пока все приемные антенны на крышах Московских домов не были повернуты в сторону Останкинской башни. В связи с успешным окончанием строительства телебашни Совет Министров СССР принял постановление о присвоении радиотелевизионной передающей станции почетного звания: «имени 50-летия Октября». Многие участники были отмечены высокими правительственными наградами.
> Учась в институте на старших курсах, чаще всего мы рассматривали конструкцию Останкинской телебашни с точки зрения проектирования сетей передачи высокочастотных сигналов, поэтому я о башне я кое что знал. И вот как раз фидерами толщиной с ногу нас тогда пугали и, честно говоря, пока своими глазами не увидишь, то никогда в такое не поверишь.
> И вот, вся группа в сборе, нас грузят в лифты и на скрости 4м/с (или 3м/с - я забыл) мы взмываем вверх. Так как погода ветреная и башню "раскачивает", то лифт идет "не быстро". В менее ветряную погоду лифты взлетают вверх со скоростью 7 м/с. Остановка, двери открываются и открывается вид на город. Пересечение улицы Академика Королева с проспектом Мира, слева внизу - усадьба "Останкино", за ней - ВДНХ, а в дали раскинулась зеленая громадина Лосиного острова. Все-же видят справа длинную тень от иглы телебашни?;)
> Народ пребывает в самых разных чувствах - как обычно каждый ищет чего-то своего. Но никого не остался равнодушным к стеклянном полу, под которым в далеке видна земля.
> Под ногами 300 с гаком метров. Там внизу виднеется металлическая балка, опоясывающая башню - это наглядная отметка высоты Эйфелевой башни для понимая высоты смотровой площадки. Душа уходит в пятки когда делаешь первый шаг на стекло - мозгу совершенно не важно, что под ногой стекло и в кровь впрыскивается изрядная доза адреналина.
> Зеленое море усадьбы-музея "Останкино", ВДНХ и Ботанического сада. Внизу виден кусок телецентра "Останкино"
> С каждой группой посетителей работает экскурсовод. С ним панорама Москвы становится более живой - понимаешь где и какая улица, плюс история города в районах оживает. В общем мне понравилось, что он у нас был. Отдельное большое спасибо я сказал своему любимому школьному классному руководителю и, по совместительству, препопадавателю курса "Москвоведения", который у нас был в школе. Благодаря ей и её работе с нами многое сказанное экскурсоводом, я слышал от неё и история города в деталях, как внезапно выяснилась, в голове улеглась очень хорошо.
> Шереметьевская улица, чуть дальше Рижская эстакада на проспекте Мира.
> А вот и автор этих строк - стоило поднять голову вверх, как душа снова ушла в пятки, потому что за пол взгляд сразу зацепится не смог.
> Закат над Москвой. Вновь направление на Шереметьевскую и проспект Мира.
> Телецентр "Останкино" в новой "раскраске". Позади него виднеется роллер-парк, который сначала спешно открыли, а потом не менее спешно закрыли - что-то там не согласовали или не утвердили. Рыжий закат, отраженный от красной куртки - и все приобретает странноватый оттенок.
> А теперь мы смотрим в сторону Алтуфьевского шоссе. Перед нами пути Рижского направления Московской железной дороги - слева видны три близнеца на Тимирязевской, за группой новостроек в Марфино, пересечений с Савеловским направлением Московской железной дорогой и Дмитровским шоссе.
> Закат над Дмитровским шоссе и метро "Тимирязевская".
> Главная площадь ВДНХ - парковый пруд, павильоны 32 "Космос", павильон 55 "Электрификация", кусок выставочного павильона 57, павильон 20 "Химическая промышленность", Москвариум, павильон 26 "Транспорт", вместе с Политехническим музеем, ракета "Восток". И да, для меня ВДНХ всегда будет "Выставкой Достижений Народного Хозяйства", а вот та шляпа, в которую его превращают во мне теплых чувств не вызывает.
> Проспект Мира, перешедший в Ярославское шоссе, пока еще едет. На переднем плане крыша торгового центра "Золотой Вавилон".
> Гостиница "Космос", метро "ВДНХ", мемориал "Покорителям космоса", музей космонавтики и кусок лини монорельса. Наверное в музей космонавтики еще стоит сходить - с детства часто езжу мимо, а все не сподобился(если он еще работает и принимает посетителей, конечно) .
> 6й троллейбусный парк на Звездном бульваре, а чуть дальше, между домов, бежит проспект Мира.
> Жилая застройка в районе Алексеевской, с Сокольниками на заднем плане.
> Вечерняя Шереметьевская улица, по которой трудовой люд тянется обратно к своим ульям.
> Рижские - вокзал, эстакада, метро, направление Московской железной дороги.
> Сити, пробка на третьем кольце в окрестностях Ленинградского проспекта, Савеловский вокзал и офисный коробки возле него.
> На этом все интересное и закончилось, потому что отведенные 45 минут пролетели быстро и незаметно, а нам нужно спускаться вниз, чтобы следующая группа могла полюбоваться видами Москвы. Либо желающие могут пойти поужинать в ресторан этажом ниже. Так как ужин у меня в программу не входил, то я с последней партией из нашей группы отправился на лифте вниз.
Подводя итог моего мероприятия по устранению собственной косности, я могу сказать следующее. Проведенным временем в Останкинской телебашне я остался вполне доволен и удовлетворен. Приветливый персонал, все аккуратно, чисто, опрятно, понятно куда идти - в целом все на уровне. Про деньги - на одного человека билетик стоит тысячу рублев, что конечно вполне подъемно, но как на мой взгляд, так несколько дороговато, плюс не очень гибкая система скидок. Ну а виды, открывающиеся со смотровой площадки, радуют глаз и захватывают дух, но идти лучше во время режимного света (утро/вечер), либо уже в сумерках, когда реки горящих красно-желтых огней выглядят особенно магически и завораживающе. Категорически не стоит ходить во время непогоды - площадка находится высоко, поэтому видимость окружающих картин будет никакая, хотя если будет висеть низкая облачность, то есть шанс поймать красивые кадры.
Спасибо за внимание!