ПЧ2021 или сказ о том, как Ослик, Штурман и Пилот чудеса Костромские искать ходили. День первый

Dec 20, 2021 22:12

Ослик недовольно передернул спиной - железная клетка, которую взгромоздили ему на загривок, определенно не нравилась. "Придумали тоже! Я же не какой-нибудь Тамбовский битюг, чтобы тяжести таскать" - проворчал он себе под нос, но все таки поудобнее устроился под поклажей и засеменил дальше. Ночь давно легла на землю, но природа не обделила хорошим зрением Ослика, поэтому он скоро бежал по дороге, ловко обходя ямы и колдобины. Впереди предстояла долгая дорога.

> Будем знакомы, Ослик.




Еще в начале осени, одним погожим утром, перед тем как обычно отправиться по делам, Пилот ласково потрепал за ухо Ослика, загадочно посмотрел на него и спросил: "Ну что, посмотрим какая она, эта Полная Чухлома?". Больше всего Ослик не любил неожиданности, но в это утро все говорило о том, что Пилот смог придумать какую-то каверзу и основным действующим лицом в ней будет именно он, Ослик. Вообще Ослик любил проводить время с Пилотом и Штурманом - они были по своему занятные ребята, любившие новые места, склонные к легким авантюрам и приключениям. И видимо своими стараниями они смогли привить Ослику любовь к дороге. "Цок, цок, цок!" - под копытами тянется лента дороги, в голове лениво тянутся мысли, на небе тянутся цепочки облаков и мир тянется, увеличиваясь до совершенно невообразимых размеров, хотя дома он казался небольшим и уютным. На этот раз Пилот точно придумал новенькое - сначала в салоне лежали какие-то непонятные многолистовые рессоры, потом в багажнике появился длинный сверток, потом еще, и затем у Ослика появилась там самая железка на спине. А потом и специальная зубастая обувка на копытцах. Потом на железке появились лампочки-фонарики, видимо для движения ночью - ох уж этот Пилот, все то ему чего-то не хватает. Кажется, впереди вырисовывалась нечто, напоминающее приключение.

> Готовились тщательно и обстоятельно, стараясь ничего не забыть.


И приключение не заставило себя долго ждать. В очередное, ничем не примечательное утро, Пилот пересек ворота стойла Ослика с несколькими рюкзаками за плечом и сумками в руках. От волнения и трепета уши Ослика вздрогнули - что-то видимо начиналось. "Ну, что, серенький, переживем Полную Чухлому?" спросил Пилот так, как умеет спрашивать только он. Простой и короткий вопрос, но внезапно чувствуешь силы и уверенность, появляются неведомая решимость свернуть горы. Даже сомнений не остается. Немного помешкавшись, устраиваясь поудобнее, Пилот и Штурман заняли свои места и все дружно направились прочь из города. На этой дороге, по которой отправились в этот путь, Ослик бывал нечасто. "Не зря её назвали Холмогоры - то холм, то гора!" - ворчал он, взбираясь в очередной подъем. Но обилие леса приятно радовало новыми запахами и свежим воздухом. По пути Ослик вспоминал, с каким восторгом Штурман и Пилот обсуждали философию этой самой Полной Чухломы. Слушая их восторженный пересказ о том, как "на этой древней земле не будет точного времени старта или финиша...здесь вообще не будет никакого времени... здесь будет пять дней без суеты большого города..." Ослик скептически хмыкал про себя. "Как так не будет времени? Куда же оно денется? Или они думают, раз я Ослик, то и таких простых вещей не понимаю?" отвечал он мысленно своему экипажу, но продолжал путь дальше, к этой загадочной древней земле. Радовало, что погода не сильно промозглая. Всего лишь моросит легкий дождь, а не задувают стылые ноябрьские ветра. Да и температура весьма даже приятная по меркам осени.
Ослик любил покидать суетные большие тракты и углубляться в местные дорожки, где редкостью был встречный. Но в этот раз покинуть цивилизацию быстро оказалось сложно. Много странных суетились, метались туда-сюда, очереди и столпотворения кругом, но кое-как вырвались из этой толпы. Ослик уже слышал про Переславль-Залесский, но в этот раз промчался мимо него. Любопытный Ярославль снова оказался где-то в стороне, а Пилот уверенно повернул в сторону Костромы, где Ослик бывал, и город в целом ему понравился. На этом участке дороги стало намного спокойнее и размереннее. По сторонам тянулись леса, перемежаясь с полями, и можно было бежать вперед, размышляя о чем-то своем. Как-то совершенно незаметно пролетела Кострома, в городе с необычным названием Судиславль заправились провизией и погрузились в темноту дороги, ведущей на Макарьев и Кадый. Через какое-то время навигатор тренькнул о необходимости поворота влево, и тут начались первые приключения, которые Ослику пока не очень нравились. Начались долгие километры разбитой асфальтовой дороги, на которой участки, сильно сдобренные глубокими ямами, перемежались с участками грейдерированной дороги. Но чем ближе была точка назначения, тем чаще Пилот приговаривал, что вот будет лагерь и там будет "полегче".

Представшее перед Осликом "полегче" обещало быть интересным. "Лежневка из горбыля", как назвал этот перфоманс Пилот, встречала почти от самой дороги и уводила куда-то в ночь по дороге из жутких палок. Дальше начиналось раскисшее поле, а вдалеке маячил ярко желтый столб света. "Чухфонарь уже в деле" - заулыбались Штурман и Пилот. О чем идет речь Ослик упорно не понимал, но стоически шел по накатанным в поле колеям к ярким ориентирам в ноябрьской ночи.
Приближаясь к этим столбам света, Ослик начал замечать группы палаток и снующих около них людей. "Ну, прибыли!" выдохнул Пилот и вместе со Штурманом отправились к одной из палаток. Ослик с интересом озирался, все было очень любопытно. Вокруг виднелись редкие звездочки костров, мелькали силуэты машин и людей. В воздухе явственно чувствовалась обстановка праздника и встречи друзей. Никогда еще Ослик не видел такого. Он, конечно, бывал на природе, несколько раз ездил по глухим лесным тропам, разок оказался даже среди надменно-пафосных пузотерок, которые при его появлении воротили носы - "Фу! Да ты из каменного века появился, что ли? Кому сейчас нужны все вот эти рамы, мосты и раздатки с понижайкой? Деревня!". Он тогда не стал уточнять, что путь, на которые эти лощеные красавцы потратили половину дня, они с Пилотом лихо одолели за 20 минут. Когда Пилот со Штурманом вернулись, то они отправились на поиски загадочной "точки лагеря".
Двигаясь по поляне в поисках лагеря, Ослик в свете фар увидел десятки машин с такими же железяками на спинах, с дополнительным светом и в таких же зубастых тапочках. Он чувствовал, что оказался среди таких же, как он, живущих и существующих вне дорог. И это было очень здорово!

> Ориентиры в ночи. Промахнуться мимо такого сложно.


Наступившее утро неверным серым светом освещало поле. Пилот и Штурман уже копошились, сворачивали спальники, наматывали трос на лебедку, травили колеса и всячески радовались жизни, несмотря на погоду. "Странные они у меня. Но прикольные. Придумывают каждый раз что-нибудь эдакое" - подумал Ослик. Стоявшие рядом Митцу и Тойота из команды, как истинные самураи, невозмутимо взирали на общую суету. "Как гласит кодекс Бусидо "Дисциплина - это не ограничение свободы. Это отсечение всего лишнего", посмеиваясь про себя, вспомнил Ослик негромкий тихий голос, произносящий короткие и резкие слова, словно взмахи рукой. Была у них как-то с Митцу беседа "по душам" где-то в глубине Хибин, когда они впервые ехали вместе в дальнее путешествие. За воспоминаниями Ослик не заметил, как принесли карты, наметили план действий и внезапно все были готовы выдвигаться. И вновь по Осликовому загривку пробежали мурашки - так бывало каждый раз, когда начиналась подвижность, сулящая сложное, местами очень сложное и непредсказуемое. С белым Митцу они уже ездили далеко, и на него можно было положиться - этот в беде не бросит, свой в общем, хоть и японец. Тойоту в деле не проверяли, но Пилот говорит, что они "свои в доску". "Не очень понятно, почему доска стала своей и как это влияет на взаимовыручку, но ему видней. «Он у меня молодец" подумал Ослик. А дальше думать стало некогда - начался первый ходовой день.

Поначалу ничего примечательного в дороге Ослик не запомнил, но запомнил, что сначала пришлось долго бежать по неровному «дырявому» асфальту. Такие дороги он не любил: обычно кругом не слишком интересно и необходимо постоянно сосредотачиваться на том, чтобы яму объехать, вовремя остановится перед какой-нибудь очередной колдобиной. Нервная дорожка, одним словом. А на одном неприметном съезде, который в обычный день пролетишь мимо и не заметишь, Пилот скомандовал "Вправо!" и тут дорога стала такой, какую любил Ослик. Гребешь всеми четырьмя, кругом лес, тишина - природа одним словом. А куда уходит дорога, и не видишь толком. Ну и почти сразу выехали к деревушке, которая стала первой путевой точкой на этот день - село Богослов. И прямо рядом с дорогой, через голые ветви берез и низкорослое чернолесье проглядывались луковки двух храмов - летнего храма Пресвятой Богородицы и зимнего храма Иоанна Богослова. Оба построены в 19м веке - один в 1801 году, а второй в 1819 году.

> Летний храм Пресвятой Богородицы и зимней храм Иоанна Богослова, построенные в 1801 году и в 1819 году.


> Поникшие кресты на маковках куполов храма Пресвятой Богородицы в Богослове, удивительно как не упавшие до сих пор.


> Храм Пресвятой Богородицы в Богослове, трапезная которой используется как дровник.


> Штурман рассматривает фрески храма Пресвятой Богородицы в Богослове.


> А посмотреть есть что - фрески в алтарной части сохранились неплохо.


> Частично сохранились фрески между окон храма.


> Фрески купола храма еще читаются, но время делает свое дело, стирая их.


> Чудом сохранившиеся фрески храма на арке перед трапезной.


> Храм Иоанна Богослова, который и лег в название деревни Богослов.


> Внутри Храм Иоанна Богослова убранство сохранилось существенно меньше, чем в стоявшем рядом храме Пресвятой Богородицы.


> Лестница на верхний ярус храма Иоанна Богослова, а рядом большая печь, которой отапливался храм зимой.


> Местный смотритель за порядком.


> Второй ярус храма под которым видны две большие печи.


Тут, на большой площадке рядом с храмом собралось несколько команд с большим количеством машин самых разных форм и размеров. И хотя некоторых машин Ослик еще не встречал, его внимание больше занимали проглядывающие сквозь побелку кирпичи и их история. Очень интересно было, что там внутри под этими куполами, зачем тут поставили два храма, чем притягательно было это место для выделявших деньги на строительство меценатов. И почему трапезную решили переоборудовать в дровник живущие рядом люди. Но об этом всем еще можно будет поразмышлять, да и Пилот со Штурманом в пути обсудят это, так что услышим все нужное. Команда между тем медленно возвращалась и рассаживалась по машинам. Отправляемся дальше.

> Нашлись несколько надгробных камней рядом с храмом Иоанна Богослова в Богослове. Первый был установлен на могиле баронессы Марии Остен-Сакен, супруги барона Иосифа Карловича Остен-Сакен.


> Поблизости нашлось надгробие и самого барона Иосифа Карловича Фон-дер-Остен-Сакен.
 

Дальнейшая дорога стала чуть более сложной. Проехавшие ранее полтора десятка машин превращали сдобренный дождями грунт в громко чавкающую чачу, которая всячески мешала ехать вперед. Ослик не сталкивался еще с такими грунтами, но в целом как преодолевать их быстренько сообразил и дело наладилось. Преодолели один небольшой брод с размочаленной горкой на выезде и затем начали углубляться в лес по следам старой отсыпки для узкоколейки.

> Ослик и Штурман.


> Белый и Пан-Пан.


> Небольшая низинка, выход из которой "размесили" едущие команды.


> Очередной поворот дороги. Местами встречаются лужи непонятной глубины, поэтому едем не в лоб, а изыскиваем объезды по более твердому и менее накатанному.


> Периодически догоняем группу едущей впереди команды, в хвосте которой едет Хаммер. В этот день, но немного позже, он сыграет важную роль в преодолении без потерь намеченного маршрута.


Через несколько километров однотипной дороги вьющейся через лес и болота, повстречалось препятствие, каких Ослик раньше не видывал даже в самых страшных снах. Стоявший тут когда-то мост смыло, оставив от него только замшелые вертикальные бревна, да две исполинские бетонные трубы, вдоль которых бежала речка. И вроде ширина брода совершенно несерьезная - всего лишь метров 10. Но проезжавший первым экипаж видимо немного замешкался, за что и поплатился - под водой нашлись глубокие колеи, куда машина провалилась по верхнюю кромку задних фонарей. Штурманы работали слажено, но избежать затопления салона, к сожалению, не удалось. Как только машина оказалась на твердом и открылась дверь багажника, то на землю хлынула настоящая река. К счастью удалось быстренько придумать коварный план и благодаря пилоту Александру ехавшего перед Осликом здоровяка Хаммера, перетащить все машины без существенной порчи внутренностей. Ослик, когда оказался на стартовом рубеже, настолько растерялся, что забыл даже как дышать, так страшно ему еще не было никогда, как в ту минуту. Но Пилот тут, "Белый" позади страхует, так что преодолеем. Зажмурив глаза, дважды гуднул звуковым сигналом и устремился на штурм речушки. Хаммер в тот день оказался единственным, кто смог самостоятельно перебраться на другой берег. Наша команда связала две динамических стропы и на них, словно на галстуке, преодолела препятствие, надолго не задерживаясь в воде. К сожалению, взятие брода не прошло для нас совершенно бесследно - Тойота начала жутковато скрежетать из-за замятой защиты, поэтому сделали небольшую паузу на перекур и осмотр техники.

> Подготовка перед преодолением брода


> Привал после штурма водной преграды дня.


> Осмотр последствий преодоления брода.


> Дорога в молодой поросли - еще пара лет и никто уже тут не проедет.


"С наступлением сумерек начинается самая веселуха!" - бодро хмыкнул Пилот. Заулыбался Штурман, удерживаясь за ручку, чтобы на очередной кочке не отправится в полет. Ослик двигался по азимуту, сквозь поле с высокой пожухлой травой. В тот момент, когда трава и твердая земля внезапно кончились, и началась топкая болотина, Ослик их радости не разделял. Но и вида, что ему страшновато, тоже старательно не подавал - сумерки сгущались все больше и больше, а каждая попытка найти своротку к точке 49 заканчивалась то чужим участком, то забором, то вот этой болотиной. В точке 49 находилось урочище Костома, в котором, согласно роудбуку, обитали мрачные женщины, сильно отличные от веселых Костромских. Как позже стало понятно - найти нужный поворот не удалось никому. «Видимо те самые «злые костомские бабы» не желали видеть непрошеных гостей» - подумал Ослик. Как только стало достаточно темно, то начался дождь и поднялся сильный ветер, создавая неповторимую атмосферу сумеречных чухломских приключений. Поколесив еще какое-то время по полю, решили немного постоять и прикинуть открывающиеся перед командой перспективы. Впереди где-то точка, дороги туда не видно, ночь, поле, глухомань. Решили не испытывать удачу и потихоньку двигаться в сторону базового лагеря. К счастью по пути было еще несколько точек интереса. Ослик был рад этому решению - впечатлений для первого дня ему казалось было вполне достаточно.

> Что же там впереди?


И первой точкой на обратном пути был храм в селе Георгий Верхний. Когда Штурман всматривался в карту, Ослик одним глазком заметил, что вообще то урочище Георгий Верхний находится несколько в стороне. Церковь Троицы Живоначальной погоста Георгиевского, что на Верхнем, находилась по правую руку, а само урочище - по левую, и на приличном удалении. Но если точка есть, то едем к ней. Тут снова встретились виденные на въезде в Чухлагерь лежневки из горбыля, и в этот раз они уже не казались такими пугающими. Но вот сильно «взорванная» за ними дорога оптимизма у Ослика не вызывала. Штурман, пробежавший до ближайшего поворота, тоже замахала руками - по активной жестикуляции стало понятно, то прямо лезть не стоит. Пока Ослик пятился назад, "Белый" Митцу отправился во влажную темноту в поисках нужной дороги. Спустя немного времени все отправились следом. Тут случилась небольшая неприятность. Штурмуя одну из горок (ведь не зря погост был на Верхнем), Пилот немного переусердствовал, и правое переднее колесо встретилось с боковиной глубокой твердой колеи. Под действием естественных физических сил колесо попыталось повернуться влево, но искусственное приложение силы руления Пилота по направлению вправо вызвало небольшой коллапс, в результате которого рулевая тяга от сошки к рулевой машинке приняла форму коромысла. Ослик захромал, и ехать дальше стало сложно. К счастью путевая точка была уже близко, поэтому доковыляли до неё. Пока команда осматривала хорошо сохранившиеся фрески внутри храма, Пилот с задумчивым лицом сидел перед Осликом, рассматривая согнувшуюся тягу. Ослик вздохнул, но твердо решил, что до лагеря добежит сам. Как будто почувствовав мысли Ослика, Пилот похлопал его по спине и улыбнулся.

> Стены храма Церковь Троицы Живоначальной. Церковь интересна своим декором, но ночью рассмотреть все обстоятельно очень сложно, поэтому довольствуемся малым.


> Погост вокруг церкви в Георгий Верхнем.


Путь обратно по наезженной дороге оказался быстрее и короче - уже было ясно куда ехать и куда поворачивать. Ослик, прихрамывая, бежал вперед, а дождь то усиливался, как будто пытаясь побороть решимость бежать дальше, то, будто теряя всякий интерес к путникам, сбавлял натиск.

Следующей точкой в плане была деревушка Синцово и стоящая в ней церковь Преображения Господня постройки 1831 года. К ней дорожка оказалась самой простой за весь день - вскарабкались на горушку и вот уже деревушка. Хотя точнее было бы сказать - хуторок. Пара отсвечивающих зеленым глаз дворовых собак проводила взглядом команду. Было безошибочно ясно, что путешественники тут бывают не часто. Пока команда выгружалась под моросящий дождь, где-то в глубине двора бухнула дверь и молчавшие до сих пор собаки зашлись в лае. Сквозь струи дождя, поблескивая мокрым плащом, приближалась хозяйка хутора. Последовавшая череда вопросов дала понять, что действительно путешественники тут бывают не часто, и женщине стало любопытно, кто это приехал в ночи. "Уж не церковь ли нашу разобрать ночью удумали?" спросила она подозрительно. Напряженная обстановка после приезда разряжалась и Ослик с облегчением выдохнул. Он не любил злых людей и ему всегда больше импонировали простые люди, в меру дружелюбные, в меру настороженные при виде путников, которые были готовы рассказать о своем житие-бытие. Пока Пилот и Штурман рассказывали о том, кто они, откуда и зачем сюда приехали, оставшаяся часть команды пошла изучить церковь. Но возвращались все быстро - внутри было хранилище удобрений, фрески не выдержали соседства и практические не сохранились.

> Церковь Преображения Господня постройки 1831 года в деревушке Синцово.


> Купол храма не разрушился, но внутренняя отделка канула безвозвратно.


> Массивные бревна-лаги пола храма, по которым можно перемещаться.


> На первой этаже колокольни осталась небольшая куча хранившихся тут удобрений.


Покинув Синцово, двинули в лагерь. С самого утра, после прочтения роудбука, Пилот и Штурман переговаривались о точке интереса в урочище Свиньино. Так как все было достаточно близко, то попробовали заехать и туда. Пробравшись вперед несколько сотен метров от дороги, Ослик замер почти на самом краю участка с еще более менее твердым покрытием, за которым начиналось нечто размешанное непонятной степени и глубины. Снова Штурман убежал куда-то вперед и снова неутешительные вести - впереди все разворочено, как после танковой колонны на марше, по обеим сторонам - болотина. Лезть вперед было бы слишком безрассудно, так как был уже глубокий вечер и лил дождь, поэтому решили не рисковать. Под предводительством хромающего Ослика, команда вернулась на дорогу. Ослик бежал сквозь дождь, немного прихрамывая, сзади мчались "Белый" и "Пан-Пан", и над дорогой висела легкая дымка. Заезд в лагерь, номерки на доску и на поиски своего шатра. Нелегкий первый ходовой день завершался. Ослик чувствовал себя уставшим, но при этом ощущал удовольствие от пройденного маршрута. И это было странное ощущение.

Наступившее утро серым светом освещало поле. На рулевой тяге, погнутой вчера при борьбе с бездорожьем колыхались засохшие травинки. Консилиум, собравшийся перед Олсиком пребывал в задумчивости. Спасибо Володе, пилоту Митцу, который внес и исполнил предложение по выравниваю тяги с помощью бутылочного домкрата и грузовой стяжки. Спустя полчаса упражнений тяга стала лучше новой, а карты уже были у команды, поэтому снова, как и вчера, внезапно для Ослика все были готовы. Нужно было попробовать сделать первые шаги и все оказалось очень хорошо - рулевая тяга действительно была лучше новой, так что можно было мчать к новым приключениям.

> Утро...


Продолжение следует...

При написании текста использована информация из роудбука фестиваля "Полная Чухлома"
В тексте использованы мои фотографии. Так же использованы фотографии Максима, Ани, Саши и Ани, за что им отдельное и большое спасибо! Использование без указания авторства, само собой, запрещено.

Другие записи в журнале с меткой #Полная Чухлома:
По годам:
о погружении в ПЧ2018 ;
о погружении в ПЧ2017;
о погружении в ПЧ2016;
о погружении в ПЧ2014;
о погружении в ПЧ2013;
о погружении в ПЧ2012.

Бортовой журнал Ослика на Драйв2 .

пч2021, полная чухлома, #Полная, путешествия, костромская область

Previous post Next post
Up