Начало. О Випассане я впервые услышала году в 2006, от одного друга, который прошел ее в Индии, в горах, где-то рядом с Дхарамсалой, и рассказывал совершенно удивительные вещи. Помню, особенно меня поразило, что нужно давать обет молчания. Я почему-то решила, что именно этим объясняется преображающий эффект Випассаны, и с тех пор мне запало в душу, что нужно обязательно это попробовать, но я долго считала, что для этого нужно непременно ехать в Гималаи и получать этот опыт только под руководством самого Гоенки.
Через пару лет я натолкнулась на рассказ о Випассане в одной психотерапевтической новелле (Ирвин Ялом, «Шопенгауэр как лекарство», глава «Пэм в Индии» - героиня едет в Индию проходить Випассану, чтобы избавиться от навязчивых мыслей о бросившем ее возлюбленном - о да, наша жизнь полна иронии). А потом вдруг выяснилось, что Випассана давно уже доступна в Подмосковье, проходит несколько раз в год, туда съездил мой прекрасный френд V++, прославленный своими духовными исканиями в разных мирах и последующими подробнейшими репортами с цитатами из Тибетской книги мертвых. А мой психотерапевт бывает там больше двух раз в год. Но пусть и ближе, чем в Гималаях, - все равно Випассана казалась мне недостижимой, потому что никто из моих родных и близких не согласился бы на 10 дней принять на себя обязанность присматривать за малолетним Александром, пока я буду молчать где-то в подмосковном пионерлагере.
И вот в декабре 2012 года, когда жизнь моя напоминала заключительные кадры фильма Zabriskie Point, было решено, что Алик в конце апреля на месяц поедет в Америку, и тут я поняла: вот он, шанс, и другого такого скоро не представится. И зарегистрировалась на начинающийся в мае курс Випассаны, не очень понимая, зачем мне это. Хотелось реализовать давнее желание 10 дней помолчать и посмотреть, как это влияет на психику, - ну, а если вдруг это что-то для меня изменит, то и прекрасно, потому что «хуже уже не будет».
Несколько месяцев это служило поводом кинуть эдакий понт в беседе: «А в мае я еду на Випассану. - Да-а? О-о, а что это? - Ну, там нужно 10 дней молчать, без телефона и интернета, там нужно вставать в 4 утра, там кормят два раза в день. - У-у, ничего себе, какая жесть, ну, прозреешь - потом расскажешь». Я как-то упорно упускала из виду одну небольшую деталь, а именно ежедневные 10 часов медитации. Люди знающие советовали попробовать сидеть неподвижно хотя бы по 15 минут в день, я эти призывы игнорировала. Несколько пугала лишь мысль о том, что от полного молчания и невозможности хоть как-то выражать свои мысли чувства станут совсем неуправляемыми и я сойду с катушек.
Ближе к 15 мая жизнь вдруг наладилась, и ехать расхотелось. Но отступать было поздно, и я поехала - без скамейки для медитации, зато с улыбкой типа «гы» и мыслью, что уж наверно, это будет любопытный опыт и потом можно будет написать что-нибудь забавное в Фэйсбук.
(из выдаваемой перед Випассаной брошюры «Введение в технику и кодекс дисциплины»:
Чем Випассана не является:
это не церемония или ритуал, основанный на слепой вере;
это не интеллектуальное или философское развлечение;
это не клуб общения или место веселого отдыха;
это не бегство от проблем повседневной жизни)
Итак, 15 мая мы приехали в центр, зарегистрировались, поселились, прослушали инструкции, выполнили формальности в виде произносимой на древнеиндийском языке пали просьбы к учителю обучить нас Випассане, после чего вступил в действие обет Благородного молчания. Придя в комнату, я осознала, что не успела даже познакомиться со своими соседками.
День 1. 4 часа утра, звук гонга. «Это в самом деле происходит? Не может быть». Небо уже светлеет, в лесу вокруг поют птицы. Когда в обычной жизни случается видеть это предрассветное небо, это означает, что ты еще не ложился спать после интересной ночи. А сейчас ты встаешь и плетешься в зал для медитации, где сидишь следующие два часа, пытаясь сосредоточиться на своем дыхании, точнее, на том, как воздух проходит через нос, и при этом не заснуть. По счастью, мне досталось место у стены, и можно было к ней прислоняться. Сидеть с прямой спиной без опоры просто немыслимо. А все кругом застыли неподвижно, как статуи Будды, и только у меня ничего не получается, я чертов лузер, мысли лезут в голову, вытесняя одна другую, я пытаюсь считать вдохи и выдохи, дохожу до пяти и сбиваюсь, мозг показывает какие-то сюжеты, картинки, и кажется, что я вообще сплю, просыпаюсь, считаю вдохи, на третьем засыпаю, какой-то кошмар, зачем мне все это...
В 6.30 завтрак: каша, хлеб с джемом, чай, фрукты. В такой ранний час аппетита нет. После завтрака все студенты ложатся спать. В 8 - следующая медитация, до 11. Сосредоточиться не получается, по-прежнему хочется спать, все это кажется полной бессмыслицей.
В 11 - обед. Потом все снова валятся на кровати и спят до часу. С 13 до 17 - медитация. «Какое-то безумие, зачем я сюда приехала?! И что, так будет все 10 дней? Это невозможно вынести!» Ум медитировать категорически отказывается. Чтобы я не скучала, он генерирует столько всяких интересных и важных мыслей, которые просто невозможно не думать.
С 17 до 18 - полдник: чай с фруктами и полчашки молока. Это последний прием пищи на сегодня. Еще одна часовая медитация («не хочу, не хочу тут сидеть!»), потом лекция Гоенки (Гоенка - бирманец, который заново открыл миру технику Випассаны, созданную еще Буддой, но затем утраченную в Индии и до 1969 года сохранившуюся лишь в Бирме, где ее практикуют чуть ли не все госслужащие, вплоть до премьер-министра, и потому в Бирме так хорошо идут дела - интересно, так ли это?) Лекцию нам включают в записи и в переводе. Во время медитаций инструкции даются голосом Гоенки по-английски, затем идет перевод голосом милой женщины, а еще Гоенка распевает какие-то псалмы на языке пали, которые должны подбадривать нас и создавать хорошие вибрации. С непривычки это только сбивает.
Во время медитаций в зале присутствуют двое учителей, они тоже дают инструкции и отвечают на вопросы студентов. Задать вопрос учителю - это почти единственная возможность что-то сказать. А если возникает какая-нибудь проблема, можно шепотом обратиться к менеджеру курса. Менеджеры курса - это старые студенты Випассаны, они выполняют служение. Все работают на добровольных началах.
Учителя - австралиец и немец, поэтому почти все те немногочисленные слова, которые я произношу за эти дни, я произношу по-английски. Мысли в голове принимают форму диалога с учителем, поэтому тоже переводятся на английский.
Учителей зовут типичными для гуру именами - Джерри и Хервиг. Многие студенты в зале одеты так, что сразу становится понятно: они не раз бывали в Индии и увлекаются йогой. Учителя выглядят абсолютно по-европейски, их обоих легко можно представить в роли, например, учителя географии.
В ходе лекции Гоенка рассказывает о Дхамме - пути, который нам предстоит постичь, о трех его основах: шила - нравственное поведение, самадхи - сосредоточение ума, и панья - мудрость. Выясняется дополнительный смысл обета молчания: мы взяли на себя обязательство не лгать, это часть шила. А не лгать проще всего, когда ты вообще не открываешь рот. Иначе можно ненароком что-нибудь исказить, преувеличить. На курсе Випассаны созданы идеальные условия для нравственного поведения - у студентов просто нет возможности его нарушить.
Гоенка говорит о «хирургической операции», которую нам всем предстоит на себе совершить, вследствие чего наш ум очистится, наше эго растворится, мы поймем, откуда брались наши страдания, и полностью освободимся от них. Нужно как следует заострить свой ум, сделать его спокойным и уравновешенным, потому что именно это инструмент, которым выполняется операция. Крайне нежелательно уезжать до конца курса, потому что тогда операция будет не завершена, это вредно для здоровья. Второй день - очень тяжелый, предупреждает Гоенка.
После лекции студенты задают вопросы учителю. В 21.30 все спят.
Часть 2
http://ele-ele.livejournal.com/205826.htmlЧасть 3
http://ele-ele.livejournal.com/206120.html