"Это талантливо, потому что это правда." Это Борис Мирза
mirza_aga сказал об одном рассказе в ЖЖ, не о своем. Но и у Бориса подзаголовок журнала: писать надо правду. Борис пишет правду, и пишет талантливо. Правду, даже в тех случаях, когда в его рассказах есть мистика или даже фантастика.
Борис Мирза - профессиональный писатель, сценарист и режиссер. В журнале Бориса главным образом его литературные работы, его новые рассказы, новые повести и новые сценарии. В комментариях часто пишут о "кинематографичности" его рассказов. Наверно, это потому, что при всей психологичности их, при всем "отражении внутреннего мира" героев в рассказах и повестях происходят события, в них есть сюжет, действия.
Мы познакомились с Борисом
mirza_aga в ЖЖ, когда я наткнулась в сети на информацию о религиозной группе (даже называла она себя православной, так что кто не сильно сведущ в церковных делах, мог подумать, что это РПЦ), которая предлагала психологическую помощь тем, кто задумывается о самоубийстве или уже пытался убить себя, а потом несколько демонстративных самоубийств привлекли внимание общественности к этой группе. В ней самоубийства чуть ли не поощрялись. И я стала рыться в интернете, искать материалы о них, и все копировала на своем форуме (тогда у меня еще был свой форум, и я копировала в него все подряд без долгих сомнений), а Борис задумал рассказ на эту тему и тоже искал материалы, так мы и встретились в интернете друг с другом. Но мое любопытство ограничилось любопытством, а Борис написал на эту тему чудесные рассказы. И они были опубликованы у него в жж.
Я не буду давать ссылки на посты с рассказами или повестями и не буду указывать, откуда цитирую, потому что мне охота, чтобы вы читали рассказы Бориса без предубеждения, читали их по порядку или наугад, но не то, о чем вы уже знаете от меня.
Борис о том, как он пишет (в комментариях к одному своему рассказу в жж):
Author:
mirza_aga Date: 22 Окт, 2007 20:44 (UTC) И еще момент, я пишу ... как бы это сказать... разом. Не задумывая ничего. Из ощущения из одного и иногда мысли. ( в данном случае весьма расплывчатой впрочем). И это ощущение или хз как назвать, движет сюжет вперед... я не всегда знаю, что я хочу сказать и как:)) Знаю чаще всего только последнюю фразу. САмую. последнюю.
Из рассказа Бориса Мирзы (не скажу из какого, но из его жж):
Они лежали в палатке и лунный луч освещал край ее груди. И улыбку. Опять как тогда на платформе ему захотелось умереть именно сейчас в эту ночь …
- Мне иногда кажется, что кто-то заботится о нас.
- Вопрос о существовании Бога, я для себя еще не решила. Займусь этим после института. -Ответила она тихо. И опять улыбнулась.
- Вот и сейчас. - Он точно не слышал ее ответа. - Мне кажется кто-то бережет нас обоих. И тебя и меня. Точно ладонями прикрывает от ветра наши огоньки. Я это могу иногда чувствовать.
- Ты романтик. Романтики ничего не добиваются в жизни. А женщины любят тех кто добивается. Запомни.
(конец цитаты)
А процитировала я этот отрывок, потому что он мне напомнил Чехова. Тот тоже писал о грусти, охватывающей его, когда он переживал что-то прекрасное или даже видел красивую девушку. Может быть, потому что чувствовал, что "всё проходит"? Но даже один этот отрывок содержит в себе многое, больше, чем просто желание умереть в момент наивысшего счастья.
Комментарии:
Author:
mamashakurazh Date: 5 Янв, 2010 20:26 (UTC) Спасибо. Замечательно. Написано " чудесным способом который и определить не возможно" :)
Никакой практически описательности, а картины происходящего перед глазами.
Это поэзия- передаетс чувства, настроение.
Очень хорошо.
Author:
annsua : Date: 11 Янв, 2010 07:08 (UTC) Понравилось, и очень... Странная вещь: я представляю Вас как человека похожего на главного героя этого рассказа. В том смысле, что Вы живете среди людей, но по сути всегда один. Такое Ваше свойство дает Вам возможность быть наблюдателем. Наблюдателем жизни, людей, окружающего мира.
А странно то, что несмотря на одиночество, Вы любите людей... С их недостатками, достоинствами. Это видно в Ваших рассказах. От этого каждому читателю Вашего блога после прочтения оного становиться немного светлее. Вы -романтик и это делает Вам честь. Спасибо.
Тут встряла я:
+100
Несогласна я только с тем, что Борис живет среди людей, но по сути всегда один. Мне кажется, что Борис никогда не бывает один. Потому что пишет о людях и для людей. Которых любит. Поэтому нам и становится светлее после прочтения написанного.
Так что это, наверно, +100 -1/10 - таким должен быть мой ответ на Ваш комментарий.
И еще дальше пишет
annsua :
Я имела в виду сходство только одно - несмотря на то, что вокруг Вас много людей, Вы все-таки всегда один, в своем мире.
Вы - наблюдатель... Не знаю, являлся ли Ваш главный герой наблюдателем. Скорей всего нет... Это не совсем ясно из рассказа, да в принципе, и не важно.
Двоюродный брат Бориса, "любимый брат Леша" (c)
вот отсюда) пишет о своей родословной (вот здесь), и об общих с Борисом дедушке (Мирза) и бабушке (Бруни) тоже:
Я благодарен Богу за то что в 2004 году Он надоумил меня взять приступом моего деда Мирза Дмитрия Георгиевича, на предмет семейной истории. Мои прямые предки это Бруни, Верженские и Каведяевы. Бруни - старинный род художников, о нём много написано, есть кое-что и в
моём журнале. [...]
[...] Осталось лишь добавить, что у моего деда Дмитрия Георгиевича Мирза и Агнии Николаевны Бруни (дочери расстрелянного священника и художника Николая Александровича Бруни) Родились двое детей. Моя мама Татьяна Дмитриевна и её брат Егор Дмитриевич Мирза. У моей мамы родился есстественно я (на фото справа), а у Егора мой брат Боря Мирза (см ниже -
mirza_aga ) и две сестры Ася и Тата.
(конец цитаты, ник Лёши
geync) И еще фотография Бориса:
И Борис очень трогательно пишет о своей младшей сестре и о своей любви к ней -
вот здесь (
пост в жж). И сестра - Тата - рассказывает: "Не всем повезло иметь такого умного, талантливого старшего брата..."
Сейчас читаю, и кажется мне, что вообще похоже на Чехова Борис пишет. Вот еще отрывок:
Выхожу на привокзальную площадь. Щурюсь от яркого солнца и зелени. Мужчина скучает у проржавевшей насквозь и поросшей мхом шестерки. Бреду к нему.
- Здравствуйте. - Говорю и подсознательно стараюсь, что бы голос мой звучал веселее и добрей. - Такси то можно здесь отыскать?
Мужик - высокий плотный с мясистым лицом и бледными выцветшими глазами смотрит на меня, или сквозь меня.
- Приехали? - Спрашивает он не понятно про что и зачем. В углу рта у него сигарета без фильтра, на подбородке налипли крошки табака.
- Приехал, ага. - Отвечаю. - Такси-то вот смотрю.
- Туристом?
- Отдохнуть, можно так сказать.
- А у нас тут что… - мужик разговаривает, не вынимая из своей громадной пасти бычка, - у нас тут может и не плохо, если бы, например, с умом… например взять ту же форель. Если разводить то можно и голову не глумив, деньги поднять… например как литовец этот… разводит форель в зоне затопления… и продает, скотина. Народное же добро если разобраться…
- А такси у вас есть? - От его мутных мыслей меня начинает воротить как с похмелья.
-Это, смотря как взять… как вопросу подойти… вот, например, вам куда ехать-то?
- В Пыжово.
- Дык там и озера-то нормального нет. Там форель фиг разведешь, если что.
(конец цитаты)
И еще:
Я шел к дому, где жила раньше Инеса. Надеялся на то что мне удастся, её встретить, хотя и понимал что шансов мало.
Но я её встретил. Она шла прямо на меня. Женщина, на вид лет сорока, толкала перед собой коляску. Жутко толстая, спортивную форму она явно растеряла. Она прошла мимо. И я не окликнул её.
Все понятно и без глупых вопросов. Дело в том что женщины, во всяком случае у нас в районе, после рождения ребенка, считают свою миссию выполненной и превращаются в фабрику-кухню. Их жизнь на этом заканчивается. Короче, я смотрел её в след и в голове у меня будто лопались какие-то пузрьки и растворяясь оставляли гулкую пустоту. "Вот и всё"-
звучал в этой пустоте чей-то голос. И я не мог понять кто без конца произносит эту фразу.
То ли это был хриплый голос моей мамочки, то ли Антипа... А может быть в моей башке звучал голос того хлюпика- интелегента, который, наверное, был моим настоящим отцом и которого я никогда не видел. (конец цитаты)
И из другого рассказа:
Именно в то время, он впервые обнаружил, что не нравится одноклассницам. И это было вторым несчастьем, свалившимся на него за всю жизнь. Первым было отсутствие отца. Но когда он привык к первому, тут же возникло второе.
Он довольно быстро определил причины своих неудач. Он был из бедной, не полной семьи. И если до пятого класса его совершенно не смущало, что он не сдает деньги на завтраки, а наоборот носит и школы бидоны с обедом, то как только ему начали нравиться девочки, то он понял, постыдная его нищета может вызвать у сверстниц только жалость, но никакие другие чувства. И это раз.
А два, три, четыре и даже пять это то, что он был урод.
И это тоже обнаружилось к концу пятого класса. Как сам он не догадывался об этом раньше? (конец цитаты)
Ее немного тревожит, что детей у них нет, но и это тревога с примесью облегчения. Как заводить детей? Здесь в чужой квартире, которой их могут лишить вот-вот за неуплату? И Сашка не хочет пока.
Она гонит эти мысли.
Ведь время еще есть.
(конец цитаты)
Я сегодня сравниваю рассказы Бориса Мирзы с Чеховым, а вот другие сравнения:
Author:
cocteauetmarais Date: 21 Янв, 2010 10:06 (UTC) Мне понравилось. Местами показалось похожим на Кинговский стиль, местами на Сэлинджеровский, но это вовсе не умаляет достоинств автора (и ни в коем случае не говорит об отсутствии оригинального стиля - он присутствует) - скорее, наоборот, свидетельствует о том, что в тот круг читателей, в который сия стрела нацелена, она, с большой вероятностью попадет.
Чтобы резюмировать то, что так понятно было бы в речи и так отвратительно выглядит на письме в моем комментарии, повторю еще раз самое важное: мне понравилось.
В комментариях к разным рассказам говорится, что они трогают, задевают - чувства они наши задевают, как и должны задевать наши чувства хорошее кино, хорошая литаратура.
Author:
besymontan Date: 13 Окт, 2009 12:55 (UTC) Очень трогательно. Даже сердце защемило, правда. Хотя не признаю мелодрам.
Но искренность цепляет.
Это я говорю: Спасибо.)
Author:
busy_frog Date: 22 Окт, 2008 08:11 (UTC) : прекрасно про мгновение, это и есть вся жизнь!
я очень прониклась, задевает какие-то струнки внутри, сентиментальные слезинки на глазах.
Author:
annsua Date: 13 Окт, 2009 14:09 (UTC) :
Очень трогательный рассказ. Отношение к маме, такое детское и преданное, оно настолько искреннее. Все мы остаемся детьми, несмотря на то, чо взрослеем. Все мы нуждаемся в Любви, которая действительно никуда не исчезает. Она живет. Внутри нас. Только часто мы стараемся запихнуть ее куда-нибудь поглубже, чтобы она нас лишний раз не беспокоила.
Ленинград... Как хорошо, что твой герой любит Ленинград. Я была там этим летом. Несмотря на свою холодность - это город любви. Набережные Питера - просто чудо! А Финский Залив... Там дышится легко и начинаешь понимать Петра, почему он выбрал для Петродворца и своего маленького домика именно это место. Там хочется остаться и никуда не уезжать. Сидеть на белой скамейке и смотреть на волны, на чаек.
Вот такие восторженные воспоминания пробудились во мне благодаря твоему рассказу. Спасибо тебе!
Author:
tichler Date: 23 Апр, 2008 22:27 (UTC) Оччень хорошо... И рассказ не производит того гнетущего впечатления который должен бы производить, потому-что верится, что с героем всё будет хорошо...
На конкурс, что ли послали бы?
Author:
mirza_aga Date: 23 Апр, 2008 22:33 (UTC) Спасибо!
имхо, это самый слабый из моих рассказов.
Конкурс? Ну, у меня к ним сложное отношение. Я обычно не могу поянть кто там в жюри? или почему именно эти люди в жюри?
И потом, меня не интересуют призы. Только читатели. Вот вы прочли, и это мой приз. :) вместе с тем конкурсы могут пиаром послужить... это да. короче, у меня больше вопросов чем ответов.
Author:
tichler Date: 23 Апр, 2008 22:49 (UTC) Метафора затягивание в трясину: спаслись и уберегли нечто дающее возможность жить дальше :)
И передача этого дорогого (отказ от него) во искупление давней вины. Вы можете считать этот рассказ слабым, (кроме дома и одиночества я ничего не читал), но я считаю что он в целом - позитивный.
Да, читатели тоже не считают героя рассказа виновным в гибели мальчика... Герою во время происшествия 6 лет, а мальчик семилетний. В это возрасте разница в год значит очень много, маловероятно, чтобы шестилетка смог бы спасти семилетку, скорее, утопли бы оба...
В целом рассказ ослабляет у читателя некую давнюю и, скорее всего надуманную вину.
В трансе клиенту я такую метафору не рискну рассказать, но момент спасения не одного только объекта но и чего-то дорогого использовать можно... Знаете как проводится реимпринтинг в Эриксоновском гипнозе? Человек возвращается в конфликт, наблюдает со стороны, и потом дарит себе тому, которым он был тогда совет, и получает что-то от него.
Вам это ничего не напоминает? Author: Anonymous Date: 22 Окт, 2007 17:16 (UTC) Хорошо написано. Динамично, с пружиной...
Но комментировать сложно. Особенно в формате ЖЖ.
Поэтому, когда мы снова встретимся попить пива, основной моей темой будет "Почему у тебя буквально в каждом рассказе либо смерть, либо кровь, либо и то и другое вместе?" :)
Бадямыч.
Author:
iranis Date: 18 Июн, 2008 01:04 (UTC) надо было написать не только "на ночь не читать", а и "не читать перед выходом на улицу поздно ночью")))
Мне домой идти через парк: там темно, и фонари слабо светят.
Никогда раньше не боялась. Я тут чего-то жутко стало.
Author:
mirza_aga Date: 25 Янв, 2010 18:51 (UTC) Мой рассказ о том, что страшно терять друзей.
Это Борис написал о другом своем рассказе - не о том, от которого страшно выходить на улицу ночью.
Этот журнал, жж
mirza_aga, как книга. Или как несколько томов, раньше были такие - подписные издания. Подпишешься - и получаешь все новые и новые тома этого писателя. И в то же время он - друг. Пусть и жж-шный, но живой и реальный. Живой Журнал обогащает нашу жизнь такой дружбой.