Ради этой программы мы предприняли поездку в Питер, да и с Сережей хотелось повидаться
set613 .
О поездке я обязательно расскажу, но только после того, как Толя отдаст мне фотографии.
Раньше выходных это точно не случится.
Поэтому пока о том, что мы увидели в цирке.
Цирк Чинизелли - цирк города Санкт-Петербурга, первый каменный стационарный цирк России, один из старейших цирков России.
Именно здесь давали цирковое представление, которое, по словам Сережи, было впервые показано на 60-летии дня Победы, в Петербурге ее показывали впервые.
Не могу сказать, что мы являемся поклонниками этого вида искусства, поэтому шли на представление с некоторым опасением. Но я твердо знала, что после программы в Туле клоунский дуэт «Бутанти» прочно завоевал мое сердце. Поэтому для себя решила, что хоть на любимых клоунов посмотрю.
У входа в цирк людей встречала полевая кухня.
Предлагался чай, но мы не стали задерживаться, у нас была задача встретиться с Сережей и забрать пригласительные билеты.
Так как в этот день было два представления с небольшим перерывом между ними, Сережа появился в костюме, в котором он принимает участие в программе.
И вот мы держим в руках наши билеты.
Заходим в цирк, я покупаю программку.
Возникла идея взять автограф у друга. Почему-то раньше мне эта идея в голову не приходила, хотя знакомы мы давно.
Проходим в зал.
Под куполом цирка вдоль стены фотографии военных лет, манеж покрыт камуфляжной сеткой, все работники цирка (продавцы программок, распорядители в зале) одеты в военную форму.
Звучит музыка военных лет, на арену выходит автор сценарий и режиссер-постановщик программы, народный артист России Анатолий Марчевский.
Он рассказывает о том, что эта программа - память о тех людях, которые уходили на фронт из цирка. Артисты цирка в перерывах между боями зачастую устраивали для солдат представления, которые возвращали бойцам боевой дух.
Начинается действие.
Под песню «Журавли» выступают эквилибристы. Стойка на одной руке, которую выполняет артист, дань памяти всемирно известному эквилибристу Льву Осинскому, он потерял на войне руку, но после Победы сумел вернуться на манеж. Его называли цирковым Маресьевым.
За всеми выступлениями наблюдают солдаты, у которых временное затишье перед очередным сражением.
Мой фотоаппарат всегда фокусировался на Сереже. Он реально выделялся среди других артистов военной выправкой и артистичностью.
Яна Сердюкова играет роль медсестры, которая мечтает в возвращении к мирной жизни.
Мы видим ее сон, когда она предстает перед нами изящной воздушной гимнасткой.
В военном обмундировании Яна напомнила мне Надежду Румянцеву из фильма «Девчата».
Во время одного из привалов на манеж выезжает грузовик с артистами, которые представляют собой фронтовую бригаду. Машина ЗИС- 5 - настоящая боевая машина, которая прошла войну и сохранилась до наших дней.
Приехавшие артисты дают импровизированный концерт.
Великолепное исполнение песни «Ах, эти тучи в голубом!»
Как же ложатся на души слова:
«Снова весь фронт раскален от огня.
Лупят зенитки три ночи, три дня.
А в гимнастерке, на снимке
Ты обнимаешь меня...
Ах, эти тучи в голубом,
Напоминают море,
Напоминают старый дом,
Где кружат чайки, за окном
Где мы с тобой, танцуем вальс.
Где мы с тобой, танцуем вальс.
Где мы с тобой, танцуем вальс
В миноре»
И каждому бойцу хочется, чтобы закончилась война, чтобы слова песни оказались пророческими:
«Если останусь живым на войне,
Встречусь с тобой я в родной стороне.
Только пока я воюю, -
Ты не забудь обо мне...»
Кто из артистов выступал перед бойцами?
Силач Хусейн Борзов.
Понравилось выступление жонглерской семьи, это единственные в мире групповые жонглеры на моноциклах под руководством Виктора Чугунова.
Суров руководитель, под началом которого два сына, внук и невестка. Когда у ребят не получался один номер (падала булава) он не отпускал их с манежа, не добившись чистоты исполнения.
Из воспоминаний клоуна Карандаша:
«Радостно было быть среди хохочущих от души солдат. Их боевой дух передавался нам, артистам».
Именно этот момент отразили руководитель и создатели программы.
Клоунский дуэт Юрий Аветисян и Иван Сургучов, или Пончик и Ванечка.
Они исполняли частушки, прославляющие наших бойцов, высмеивали фюрера.
Из воспоминаний клоуна Бориса Петровича Вяткина:
«К поездке на фронт готовились увлеченно и любовно. Всем хотелось, чтобы туда был бы донесен аромат циркового представления с его праздничностью, романтикой».
Медведи с руководителями номера Аркадием Безматерных и Олегом Седловским.
Номер "Фашизм - на свалку истории" с участием собак и обезьян (дрессировщики Игорь Гусев и Елена Спектор).
Капитуляция немцев.
В этом же номере выступает второй мой знакомый, партнер Сергея по клоунскому дуэту «Бутанти» Алан Бутаев
butanti , заслуженный артист Республики Северная Осетия - Алания.
Победа!
Из воспоминаний Карандаша: «В данном случае передо мной стояла задача показать, как зарвавшиеся фашисты шли в поход на восток и, получив сокрушительный удар, отступили»
Алану Бутаеву это удалось! Номер был замечательный.
Музыкальные эксцентрики. Заслуженный артист России Сергей Просвирин-старший и Сергей Просвирин-младший тоже развлекают бойцов на привале.
И даже совсем младший - младший. Бьет чечетку он уже по-взрослому.
«Это мой внук», - сказал Сергей-старший после того, как мы познакомились после программы. Я была уверена, что это - его сын.
Вот и закончилось первое отделение.
Мы вышли на улицу покурить.
Конечно, я не могла не выразить восхищение программой артистам, которые были заняты в 1 отделении.
После перерыва мы вошли в зал и увидели Алана Бутаева. Я познакомила его с сестрой и Толей.
- Ты не занят больше?- спросила я.
- Нет, - ответил Алан, - во втором отделении только Серега еще немного потанцует.
Тут я вспомнила про программку и попросила Алана ее подписать.
Прикольный он себе автограф придумал.
Второе отделение называлось «Взятие Рейхстага».
Дрожь реально пробегает по всему телу, когда появляется на роскошном коне лауреат Государственной премии Российской Федерации Тамерлан Нугзаров (именно в его труппе работают Сережа и Алан коверными), провозглашая Победу!
Радость бойцов, дошедших до Берлина.
Звучат любимые песни военных лет.
Моя нервная система очень неустойчивая, слезы во второй части вытирала постоянно.
В завершении программы джигиты Тамерлана Нугзарова показывают свой конно-балетный спектакль.
Представляете, арена в диаметре 13 метров, а по ней со скоростью 160 км/час несутся лошади. Много лошадей.
Вроде Сережа сказал, что их 16.
И вот над рейхстагом вьется наше знамя.
Памятник русскому солдату с девочкой на руках тоже нашел свое отражение в спектакле.
Казалось, что все слезы из меня уже выжали. Артисты прощаются со зрителями.
И вдруг артисты, одетые в военную форму, стали выводить на сцену ветеранов ВОВ.
И все артисты опустились на колени, склонив головы перед теми, кто воевал.
« Отгремели бои и не слышны орудий раскаты,
О подвиге великом стали забывать.
Лишь фильмы о войне, да старые солдаты,
Вновь заставляют нас те годы вспоминать».
Снова слезы.
Потрясена программой.
Спасибо всем, кто сделал этот чудесный спектакль от руководителей до осветителей.
P.S. Немного посмешу.
Я и Сереже подсунула программку, чтобы он расписался.
- Мать, ты сдурела, - сказал он, - дома не могла попросить автограф, когда я к тебе приезжал?
А автограф у Сережи знатный.