Астрахань 1870-х, часть 1

Apr 20, 2021 12:50

Когда смотришь на эту старую фотографию, с трудом узнаешь Астрахань - такая она здесь простенькая, бедная, без знакомых красивых старинных домов.

Вид на Крестовоздвиженский собор со стороны Кутума:



(Все представленные снимки кликабельны)

Собор был снесён в 1930-м году, и известен нам только по фотографиям и описаниям.



Три дома

Сначала кажется, будто никаких узнаваемых строений, дошедших до наших дней, на снимке нет. На самом деле это не так - кое-что всё же можно отыскать.




Обратите внимание на три дома перед Воздвиженским собором, на которых написаны номера. Они прекрасно сохранились до наших дней, находятся на улице Свердлова (в то время эта её часть называлась Биржевой улицей) под соответствующими номерами: 70В, 72 и 74. У дома 70В даже сохранились брандмауэры (противопожарные стены) с фигурными "гребешками". Современный вид зданий:




Согласно "Таблице домов и улиц" 1884 года, дома принадлежат: 70В - усадьбе Моисеевых, 72 - Бабковым, 74 - Леонтьевым:



Эти три дома являются нашей "путеводной звездой", ориентиром, дающим возможность достаточно точно определить местоположение строений, отображённых на снимке. А вместе с тем и соотнести с постройками, находящимися здесь в наши дни.

Дома и усадьбы, организации

Незастроенное огороженное место напротив, немного правее, на этой же улице - это место, где теперь стоит здание Окружного суда:




Построено оно в конце 19 века (очень хорошо описано это событие у shella_la). Решение о постройке было принято в 1874 году, к кладке стен приступили в апреле 1877 года. На снимке участок выглядит уже подготовленным к строительству, сложены в кучу убранные деревья.

Значит, снимок сделан до апреля 1877 года - скорее всего, в 1874 - нач. 1877 гг..

Отталкиваясь от полученных ориентиров и прибегнув снова к помощи знакомой нам "Таблицы домов и улиц" 1884 года - теперь для набережной Кутума в данном месте:



получим достаточно много сведений о проживающих в этой части города:




Правее дома 70В находится дом с мезонином, вероятно, также принадлежащий усадьбе Моисеевых, в которой на углу улиц ныне Калинина и Свердлова (раньше - Запасной и Биржевой) будет в конце 19 века построен дом, где теперь размещается музей Бориса Кустодиева, ул.Свердлова, д.68:




К нему примыкает выстроенный в конце 19 века заместо дома с мезонином новый дом с воротами (ул.Свердлова, д.70):




Вот так выглядит дом Клементьевых (Свердлова, 78), построенный во 2-й половине 19 век, но уже позже, чем сделан снимок:




На противоположной стороне улицы Биржевой, сразу за Окружным судом, частично сохранилась усадьба Догадиных, выходящая на улицу скромным деревянным домиком (Свердлова, 69):




Рядом, где по описи 1884 года проживали Петруничевы, в конце 19 века поставлен вот такой дом (Свердлова, 71):




На пустопорожнем месте Нефедьевой и Алексеевой очень симпатично отстроился в 1901-1902 годах Аладжалов (Свердлова, 73):




Усадьба Сериных выходила на две улицы, на Биржевую и набережную Кутума. Так выглядит их дом, отстроенный уже в конце 19 - начале 20 веков, выходящий на Красную набережную, д.70:




Ещё до недавнего времени рядом стоял построенный в конце 19 века дом Беляевых - теперь, к сожалению, погорел. Вот так, совершенно "по-кустодиевски", он выглядел (Красная набережная, д.68):




В усадьбе Яковлевых - Красная набережная, 64 - где мы видим на фотографии одноэтажный домик о трёх окошках, в конце 19 века был построен знакомый нам резной домик-теремок, но в левой части усадьбы, впритык к дому 66:







Всю правую часть усадьбы, в том числе и место под домиком с 3-мя окошками заняло построенное в советские годы 5-этажное здание МВД.

Дом №66

Дом, отмеченный мной на снимке за №66 как дом Тимофеевых - это один из наиболее интересных и малоисследованных объектов на фотографии, и о нём стоит поговорить особо. Он выбивается из общей массы скромных домов своей нарядностью, нестандартностью, новизной, а многочисленные оконные "сеточки" придают ему необыкновенную ажурность и лёгкость.




Первая мысль при взгляде на дом: жаль, что не сохранился такой красавец!

Как раз на месте этого дома соответственно современным планам и космическим снимкам находится в настоящее время вот этот дом, №66 по Красной набережной:




Но вдруг видишь, что дома эти похожи. Во-первых, тот и другой - двухэтажные, с полуподвалом (говорят ещё - на подклете). Окна полуподвала весьма характерные: и у одного, и у другого три средних окна узкие, а крайние - широкие. Одинаково сделан вход в дом слева. Только современный дом лишился над входом козырька и оконной решётки.

А если ещё внимательно посмотреть на современный дом с левой стороны, то увидим характерную пристройку, совершенно похожую на ту, что на доме со старого снимка. Да и сделана она совсем не стандартно:




Только и различий у домов, что окна поменяли, светёлки-веранды закрыли да декоративные элементы сняли.
А дом-то остался тот же самый - жив! Вспоминает, наверное, молодость: как хорош был да красив. Но до сих пор, что называется, "порода чувствуется" у этого здания. Не простой он: слишком оригинальная, необычная у него конструкция. Это не кубик или параллелепипед, разделённый внутри простыми перегородками на комнаты.

По аналогии вспоминается старая биржа на стрелке Кутума, фольратовская. Она была спроектирована по такому же принципу: будто из различных объемных модулей составлена.




Чем больше выступов и стен - тем больше можно разместить окон, больше окон - больше света. Электрического освещения в то время ещё не было. Но и организация внутреннего пространства здесь тоже играет не последнюю роль.

Уж не Эрнест Иванович Фольрат ли проектировал дом №66? Он ведь как раз в это время был городским архитектором Астрахани, с 1868 по 1882 гг.

К слову сказать, не всем астраханцам нравились фольратовские постройки: критиковали здание биржи, драматический театр за их внешнюю некрасивость (критику встречаем у Штылько, например).




Как видим, театральное здание тоже имеет сложную составную конструкцию.

Но большинство современных астраханцев, не избалованных архитектурными изысками в эпоху их проживания, находят театр и внешне вполне симпатичным. Правда, он немножко был подкорректирован, видоизменен, кое-что во внешнем облике поменялось, но незначительно:




А как необыкновенно организовано внутреннее пространство у этого театра - нигде не встречала подобного! Когда в антракте выходишь прогуляться в фойе, непонятно, куда подевались все зрители, которые только что тоже вышли из зала. Здесь столько всяких выходов, закуточков, уютных коридорчиков, что всё обходится без толкучек и массовых скоплений народа. Даже если спектакль оказался неудачным, можно просто насладиться уютом и оригинальностью театральных помещений. А уж достоинства зрительного зала не оспаривались даже самыми строгими критиками.

Обратите внимание, когда архитектор В.Б.Вальдовский-Варганек создавал архитектурный образ новой биржи (современный Дворец Бракосочетаний), здание он спроектировал по-фольратовски: из объединённых в одно целое различных "модулей".




А это значит, что Виктор Брониславович, скорее всего, не разделял мнение тех, кому не нравилась архитектура Э.И.Фольрата.

Место съёмки

Можно сразу сказать, что такой снимок в то время можно было сделать только с каланчи, расположенной напротив. Больше-то неоткуда. Но раз уж есть такая возможность, убедимся в этом.
Мы видим, что на фотографии дом 72 с ул.Свердлова расположился практически по центру за домом 66 с Красной набережной. Соединив на плане линией эти два строения и продолжив её в сторону съёмки, обнаружим, что она, действительно, попадает на каланчу.




Если же линию продолжить в другую сторону, то она пересечёт зелёный участок скверика, где теперь стоит крест Кириллу и Мефодию, а раньше располагался тот самый Крестовоздвиженский собор, вид на который со стороны Кутума оставил для нас безымянный астраханский фотограф из позапрошлого века.

архитектура Астрахани

Previous post Next post
Up