Предисловие.
За последнюю неделю дважды была в театре не как актриса или администратор, а как зритель. У меня всегда «то густо, то пусто»: последний раз я была в театре как зритель в мае, причем тогда тоже в течение мая было два или три раза.
Итак, я смотрела «Под давлением 1-3» Р.Шиммельпфенинга в РАМТе (в субботу, 28 ноября) и «Иркутскую историю» А.Арбузова в театре ГИТИС (во вторник, 1 декабря).
Два разных спектакля в разных театрах. Профессиональный театральный проект и дипломный спектакль студентов 4го курса РАТИ.
Разные спектакли, разные режиссеры, разные эмоции.
Спектакль первый.
Р.Шиммельпфенинг. «Под давлением 1-3»
(перевод с немецкого - П.Розенфельд).
Режиссер - Егор Перегудов.
Психологический бои под живую индийскую музыку. Оригинально, профессионально, интересно, но долго. Два часа выяснений отношений - долго, устаешь. В программке указано - «ночной проект». Спектакль должен начинаться в 21.00, но де-факто, конечно же, в 21.30. Под аккомпанемент бансури (индийской флейты) и табла зрители проходят в зал. Зал битком - оно и понятно: проект, все же, идет редко - всего несколько показов. На площадке - белый ринг, огороженный проводами. По углам ринга - компьютер, копир, кулер, кофеварка - все атрибуты современного офиса и активные участники будущего действа. Над рингом - электронное часовое табло, то показывающее часы, то отсчитывающее секунды. Слева на скамейке сидят актеры, нервно курят. Создается впечатление, что ты на судебном процессе.
Это новая европейская драма, где на ринге в жесткой схватке решаются людские судьбы под аккомпанемент бансури и табла. Участники действа (6 человек) по двое выходят на ринг, один из них обязательно будет нокаутирован. Две женщины, женщина и мужчина, два мужчины - таков порядок боев.
Режиссер - выпускник ГИТИСа, и это его дебютная работа. Но можно сразу сказать, что режиссура - на высоком уровне, и видно много чисто режиссерских придумок и решений.
Но о чем же спектакль? Спектакль о жизни. О той обыденной жизни офисных работников, руководителей и менеджеров, которая кажется реальной. Они борются за место под солнцем - за руководящий пост в филиале Дели, за идею очередного рекламного ролика. Но не это, на самом деле, занимает их мысли… Кто-то скажет, что все они думают только «про это», можно и на Фрейда сослаться, тем более, что автор-то его земляк. Но нужно смотреть вглубь. Не «про это», точнее не только «про это»… Они просто живые люди и личная жизнь им важнее. Им важнее иметь мужа, девушку, семью… Это их реальная жизнь, которая их заботит.
Примечательно, что в каждой паре оба дуэлянта похожи, как две капли воды, они не видят этого, не хотят видеть. Кажущийся важный мир с его делами и карьерным ростом застилает реальную человеческую природу (да, хоть бы и желание секса).
Из всех пар выделяется одна, четвертая - охранники Генрих и Мария, которые хоть и появляются не в паре, а раздельно в начале и конце спектакля, оказываются живыми и видящими то, чего не видят герои, а именно «аквариумность» жизни офисных клерков.
Особо хочется сказать об актерской игре. Умно, точно, правдиво.
Спектакль второй.
А.Арбузов «Иркутская история».
Режиссер - Д.Ливнев.
В театре ГИТИСа всегда идут хорошие спектакли. По крайней мере, то немногое, что я видела до этого - были хорошие спектакли. И я не могу сказать, что «Иркутская история» - спектакль плохой. Нет. Он просто несовременный и как будто недоделанный. Старательно сыгранная драма советского периода, которая вызывает некоторое зрительское участие.
Выпускники ГИТИСа играют свой дипломный спектакль. Актерские работы почти все заслуживают твердой четверки. До пятерки не дотягивают: видна техника, штампы попадаются. Но они качественно проговаривают свой внутренний монолог (переживания отражаются на внешнем облике), осваивают предлагаемые обстоятельства - идут по школе. Но это видно… А не должно быть. Поэтому - четверка, но твердая. К сожалению, не всегда аккуратны в правдивости костюмов: на фоне общего советского стиля годов 50-х частенько встречаются и современные одежды. Конечно, это можно списать и на то, что спектакль студенческий, но ведь влияет на общее впечатление, и создается ощущение какой-то недоработанности.
Однако наибольший минус - режиссерская работа. Спектакль поставлен одним из старейших педагогов РАТИ, профессором Д.Ливневым. Но постановка отдает ветхостью. Создается впечатление, что театр - это когда люди на сцене ходят туда-сюда. Открывается дверь - входит персонаж, потом он уходит и входит кто-то другой. В течение спектакля у меня было стойкое ощущение, что студенты выполняют некоторый набор упражнений, подготовительных этюдов. Поставить стол, накрыть его, войти, выйти… Нет режиссерской выдумки, фантазии, которую тоже хочется видеть в театре.
И все же в конце я услышала, как старушки стали шмыгать носами, сопереживая героине, да и сама прослезилась. Значит, смогли-таки тронуть зрительские сердца. Значит, актеры.
Как заметила после спектакля моя подруга, пьеса хорошая. А хорошую пьесу испортить трудно.